Эксперт: Конкурентная экономика Прибалтики создана Госпланом СССР
В московском издательстве "Европа" при поддержке фонда "Еврорегион Ливония" вышло в свет исследование известного экономиста, президента фонда "Институт экономики и финансов", декана факультета менеджмента Международного университета в Москве Леонида Григорьева "Экономические перспективы Восточной Балтики: Конкуренция и сотрудничество", в котором проанализирована ситуация в ряде соседствующих стран и регионов - Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Санкт-Петербурге, Калининградской, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской областях России.
Л.Григорьев, в частности, исследовал механизмы экономического роста субъектов Восточной Балтики: "Экономика стран региона к началу 90-х годов во многом была сформирована Госпланом СССР, делавшим ставку на использование балтийских портов (отсюда огромные вложения в латвийские порты, Таллинский порт и прочее) для коммерческой торговли, базирования рыбного флота, а также на массовый отдых на побережье Балтийского моря. В свою очередь, район Санкт-Петербурга был перегружен тяжелой промышленностью, предприятиями ОПК, которые не могли найти себе рынки (в прежних масштабах) последние пятнадцать лет..." Не случайно, отмечает автор, в своих экономических отчетах, приуроченных к вступлению в ЕС, страны Прибалтики назвали высокий уровень развития инфраструктуры своим главным конкурентным преимуществом.
Автор исследовал положение дел со сбережениями и накоплениями, структурами экономик и экспортов в регионе, перспективы занятости и безработицы. Л.Григорьев, в частности, отмечает: "Специфика миграции рабочей силы в России и в Прибалтике существенно отличается: из России уезжают учение, а приезжают туда рабочие (в основном из бывшего СССР), то есть это классический оборот трудовых ресурсов относительно развитой страны, играющей роль "плавильного котла", но недостаточно состоятельной, чтобы самостоятельно использовать свой человеческий капитал. Brain drain из Прибалтики также наблюдается, захватывая те профессии (в том числе средней квалификации), спрос на которые более высок в Западной Европе при намного более высоком уровне оплаты (медицинские сестры, специалисты по информационным технологиям и проч.), чем в Восточной Европе... Эмиграция из Литвы и Польши достигла значительных величин, причем она будет возрастать по мере интеграции, ослабляя давление на рынок труда этих стран. Естественно, чем выше средний уровень заработной платы в стране и выше безработица, тем сложнее туда эмигрировать (нужна ниша на рынках труда развитых стран), но тем легче внедряются там гастарбайтеры с юга и востока на наиболее низкие звенья социальной лестницы, как мы это наблюдали в Западной Европе в предыдущие десятилетия".
Экономист особо подчеркивает экономическую роль русскоязычного населения Прибалтики: "Не требуется особенно сложного анализа, чтобы отметить большую роль тех групп населения Латвии и Эстонии, которые оказались в тяжелом экономическом положении в начале 90-х годов при кризисе тяжелой промышленности на всем постсоветском пространстве... Так что русскоязычное население (особенно "неграждане") оказались перед необходимостью тем более быстро приспосабливаться к рынку, что им была закрыта дорога в сельское хозяйство и на государственную службу. В связи с этим подъем последнего десятилетия в данных странах во многом базировался на трудовой активности всех занятых, включая и так называемых неграждан, на их пропорциональном участии в создании ВВП. На это также указывают более высокие региональные показатели производства ВВП на душу населения в районах Риги и Таллина - районах концентрации как промышленности и торговли, так и русскоязычного населения".
Автор обнаруживает и специфический экономический расчет в сохранении неполноправного положения "неграждан" и прогнозирует неожиданные перемены: "Трудно представить себе, как выглядел бы экономический рост в регионе при выезде огромной доли производительной рабочей силы. Отсутствие нормальных паспортов, возможно, пока несколько сдерживает выезд русскоязычной рабочей силы на Запад и является фактором понижения ее стоимости. Трудно прогнозировать будущее поведение этих сегментов рабочей силы в условиях резко растущей мобильности восточноевропейских трудовых ресурсов в связи с расширением ЕС. Мы присутствуем при интересном моменте истории, когда после периода потрясений, кризисов и высокой безработицы экономический рост и уже действующие демографические факторы могут привести нас от конкуренции за рабочие места к конкуренции за рабочую силу в регионе. С 2020 года по прогнозам меняется знак и направление миграции в регионе - потребуется приток рабочей силы. Выбор в этом случае будет невелик. При ее нехватке и удорожании труда в Прибалтике в ближайшие десятилетия возможен приток либо с Востока, либо с Юга - из района Средиземного моря, процесс, характерный для ЕС в целом. Обеспечение высоких темпов роста в Прибалтике потребует либо замещения рабочей силы, либо исключительно высоких темпов роста производительности труда.
Наблюдатели отмечают миграционный рост населения Калининградской и Ленинградской областях, Санкт-Петербурге при сокращении его по всему российскому Северу. Быстрый рост производства в областях России с хорошим экономическим климатом может постепенно привести к нехватке в СЗФО рабочей силы с определенным уровнем квалификации. Создание конкурентных условий жизни и инфраструктуры развитие на российском северо-западе окажется в ближайшем будущем необходимым для роста производств высокой степени обработки и услуг".
В ходе исследования проблем финансов и инфляции в регионе Григорьев приходит к выводу, что "в целом Россия вышла из тяжелейшего бюджетного и долгового кризиса - рост личного потребления последние четыре года сопровождался ограниченным увеличением государственных расходов. У соседей только Эстония справилась с этой проблемой к моменту вступления в ЕС. Россия преодолела и проблему внешнего долга - в условиях экономического подъема и высоких цен на нефть она досрочно расплачивается по "советским" внешним обязательствам. Заметим, что приняв этот долг в середине 90-х годов, в разгар кризиса РФ оказала важную услугу соседям, не только приняв на себя обязательства платить по счетам (этот долг в основном сформировался в конце 80-х годов)... РФ тем самым расчистила все формальные препятствия для заимствований другими бывшими республиками СССР, у которых государственный долг в середине 90-х годов оказался в результате равен нулю... В то же время у ряда соседей остаются серьезные проблемы с дефицитом бюджетов. Быстро нарастает частный долг и государственный долг Польше (он был списан на 30% в начале 90-х годов, чтобы помочь ей начать новый старт). Как это ни парадоксально, после выкупа РФ своих долгов у Парижского клуба Польша (с населением в четыре раза меньше российского) может скоро создать внешний долг по абсолютной величине больше российского - при отношении государственных расходов к ВВП почти в три раза выше, чем в России".