Международная кризисная группа: мир в Карабахе кажется возможным
Азербайджан, 12 октября, 2005, 11:03 — ИА Регнум. Международная группа по предотвращению кризисов (МГПК) обнародовала новый доклад по нагорно-карабахскому конфликту, составленный по итогам изучения его причин, анализа процесса переговоров при посредничестве Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и идентификации необходимых составляющих реалистичного мирного плана. Более ранний доклад "Крайзис Груп" от 14 сентября 2005 года исследовал взгляды армян и азербайджанцев на разрешение конфликта. "Обе стороны, по-видимому, близки к соглашению о ключевых принципах мирного договора", - заявляет
В поступившем 11 октября в "Де-Факто" сообщении для прессы МГПК говорится, что основные элементы предложенного пакета урегулирования включают:
- оставление основного вопроса о статусе Нагорного Карабаха открытым с тем, чтобы разрешить его позднее;
- вывод сил Нагорного Карабаха, поддерживаемых Арменией, из "оккупированных" районов Азербайджана вокруг него;
- отказ Азербайджана от использования силы с целью реинтеграции Нагорного Карабаха;
- размещение международных сил по поддержанию мира;
- возвращение перемещенных лиц;
- возобновление торговых и коммуникационных связей.
"Окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть определен посредством международно признанного референдума с участием всех карабахских армян и азербайджанцев после того, как будут осуществлены вышеуказанные шаги. До тех пор Нагорный Карабах останется частью Азербайджана, хотя на практике будет самоуправляемым и пользоваться международно признанным переходным статусом. Спустя одиннадцать лет после прекращения огня растущие оборонные бюджеты, учащающиеся нарушения соглашения о прекращении огня и продолжение взаимной демонизации являются зловещими знаками того, что время, отпущенное на заключение мирного соглашения, истекает", - говорится в сообщении.
"Несмотря на прогресс в переговорах, возобновление войны настолько же вероятно, как и мир", - заявляет Алэн Делетроз, вице-президент "Крайзис Груп" по Европе.
К сообщению для прессы прилагается краткое содержание доклада:
"НАГОРНЫЙ КАРАБАХ: ПЛАН МИРА
Урегулирование затянувшегося конфликта в Нагорном Карабахе, который является препятствием для достижения стабильности на Южном Кавказе, остается труднодостижимым, несмотря на возникший оптимизм в Азербайджане и Армении. Через 11 лет после подписания соглашения о прекращении огня в 1994 году стороны наращивают оборонные бюджеты, участились нарушения режима прекращения огня, продолжается взаимная демонизация. Все это тревожный признак того, что время, отведенное для заключения мирного соглашения, истекает. Однако компромисс может быть построен даже сейчас путем обсуждения всех спорных вопросов, за исключением главного вопроса - об окончательном статусе Нагорного Карабаха, отложив его решение до того времени, пока не будут воплощены все остальные меры.
Ключевые элементы предлагаемого пакета урегулирования включают: вывод сил Нагорного Карабаха, поддерживаемых Арменией, из оккупированных районов Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха; отказ Азербайджана от применения силы для его возвращения; введение международных сил по поддержанию мира; возвращение перемещенных лиц; возобновление торговых отношений и открытие путей сообщения. Окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть решен на основе признанного международным сообществом референдума с участием только карабахских армян и азербайджанцев, но только после реализации вышеупомянутых мер. До этого времени Нагорный Карабах будет считаться частью Азербайджана, однако фактически будет самоуправляемым образованием с международно признанным переходным статусом.
Сегодня Армения и Азербайджан придерживаются противоположных позиций по самым главным вопросам. Для Азербайджана неприемлемы уступки по вопросу его территориальной целостности; Азербайджан не согласен и с тем, что окончательный статус Нагорного Карабаха может быть определен только населением Нагорного Карабаха. Армения не согласна с выводом сил из семи оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха и возвращением азербайджанских внутриперемещенных лиц в Нагорный Карабах, до тех пор пока независимость Нагорного Карабаха не стала реальностью. Была предпринята попытка обсудить возможность проведения плебисцита для определения окончательного статуса образования. Однако сторонам не удалось придти к соглашению по необходимым деталям - кто будет голосовать, по какому вопросу, когда и как, а также по вопросу о том, какие другие условия урегулирования создадут почву для проведения такого голосования.
Минская группа Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), сопредседателями которой в настоящее время являются Франция, Россия и США, играет роль посредника в переговорах с 1994 года. После десяти лет тщетных переговоров в 2004 году был создан новый формат встреч - Пражский процесс, предусматривающий прямые двусторонние контакты министров иностранных дел Армении и Азербайджана. За последние двенадцать месяцев участники и сопредседатели Минской группы ОБСЕ публично высказали оптимизм по поводу скорого достижения прогресса. Но этот общий оптимизм нужно срочно перевести в конкретные соглашения и действия.
Предыдущий доклад "Крайсис Груп" был посвящен жизни армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха и прилегающих районов и их взглядам на разрешение конфликта. В ранее опубликованном докладе "Крайсис Груп" рассмотрены вопросы о том, как сегодня живут армянская и азербайджанская общины Нагорного Карабаха и близлежащих районов и дан обзор подходов к разрешению этого конфликта. В дополнение к этой обзорной информации в этом докладе исследованы причины нагорно-карабахского конфликта и проанализирован переговорный процесс под эгидой ОБСЕ по мере его развития, начиная с 1992 года, а так же определены необходимые элементы для создания рабочего и достижимого мирного плана.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ:
1. Все стороны конфликта должны соблюдать соглашение о прекращении огня 1994 года, воздерживаться от применения силы, не поощрять использование силы и прекратить гонку вооружений в регионе, а так же остановить рост расходов на оборону.
Для создания благоприятной атмосферы по урегулированию конфликта
2. Азербайджан должен возобновить прямые контакты с де-факто властями Нагорного Карабаха и способствовать развитию более близких контактов между азербайджанцами и армянами Нагорного Карабаха.
3. Де-факто власти Нагорного Карабаха должны прекратить поддержку процесса заселения армянами территорий, в которых ранее преобладало азербайджанское население, путем:
а) прекращения приватизации земли, домов и предприятий в этих местах;
б) прекращения создания местных администраций и инфраструктуры на оккупированных территориях, прилегающих к Нагорному Карабаху и
в) организации охраны оставшихся домов, принадлежащих азербайджанцам.
4. Армения должна поощрять более примирительную позицию властей Нагорного Карабаха в отношении урегулирования конфликта.
ДЛЯ РЕШЕНИЯ СУЩЕСТВЕННЫХ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ
5. Стороны должны подписать соглашение, которое будет включать следующие элементы:
а) отказ от использования или угрозы использования силы для решения спорных вопросов, включая и те, которые могут возникнуть в связи с осуществлением мирного соглашения;
б) создание совместной комиссии, с участием представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха под председательством ОБСЕ, которая будет наблюдать за процессом осуществления соглашения;
в) постепенный вывод сил Нагорного Карабаха, поддерживаемых Арменией, со всех оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха, для начала - из пяти районов, одновременно с размещением там международных сил по поддержанию мира;
г) вывод сил Нагорного Карабаха, поддерживаемых Арменией, из Кельбаджарского района после осуществления адекватных мер безопасности на горном перевале Муров, а также и из Лачинского района, после достижения соглашений, гарантирующих безопасное сообщение по Лачинскому коридору;
д) безопасное и добровольное возвращение перемещенных лиц в свои прежние дома в бывших оккупированных районах, после вывода войск и размещения международных миротворческих сил;
е) обеспечение свободного передвижения людей и товаров, включая снятие всех блокад и открытие всех транспортных и торговых путей (шоссейных и железнодорожных), закрытых в результате конфликта;
ж) осуществление мер по укреплению доверия в сотрудничестве с международными организациями, включая ООН, Международный Комитет Красного Креста (МККК), ОБСЕ и неправительственные организации; и
з) определение механизма референдума для решения окончательного статуса Нагорного Карабаха, как изложено ниже, при условии сохранения до этого времени за ним международно признанного переходного статуса и проведения выборов в органы власти под наблюдением международных организаций.
6. Окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть решен на референдуме по самоопределению, который:
а) будет проведен после возвращения перемещенных азербайджанцев туда в Нагорном Карабахе, где они прежде составляли большинство, и после того, как международная конференция установит, что Нагорный Карабах отвечает международным критериям для обретения государственности, включающим надлежащую защиту прав меньшинства. Такая оценка в первый раз будет проведена через пять лет после подписания соглашения о мире;
б) предоставит Нагорному Карабаху возможность выбирать среди адекватного спектра возможных решений, включая как объединение с Азербайджаном, так и отделение от него;
в) будет проведен с участием только карабахских армян и азербайджанцев; и
г) будет проведен на условиях, определенных на переговорах под председательством ОБСЕ и при соблюдении принципа о том, что результаты референдума будут признаны всеми сторонами.
ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
7. Азербайджан должен позволить карабахским азербайджанцам играть большую роль в переговорах и внутреннем политическом процессе, в том числе через принятие законодательства, позволяющего карабахским азербайджанцам избирать главу своей общины, обеспечивающего избирательные права перемещенных лиц на парламентских выборах 2005 года, и позволяющего всем кандидатам проводить свои кампании в коллективных центрах.
8. Правительственные официальные лица и средства информации Азербайджана и Армении должны воздержаться от воинственных высказываний и использования языка ксенофобии в отношении "другого".
9. Официальные лица, вовлеченные в переговорный процесс, должны придти к соглашению об осуществлении общей широкой стратегии по распространению информации о переговорном процессе, о координации усилий по ознакомлению общественности с элементами возможного соглашения и не должны избегать обсуждения болезненных тем.
ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ДОВЕРИЯ И ГАРАНТИЙ СТАБИЛЬНОГО МИРА
10. Доноры должны помочь Армении и Азербайджану в разработке и осуществлении малых, трансграничных, субрегиональных торговых и гуманитарных проектов, а также проектов в области здравоохранения и по оказанию помощи в случае катастроф. Доноры должны финансировать и содействовать осуществлению программ, направленных на улучшение взаимопонимания, толерантность и на примирение, особенно между представителями институтов гражданского общества, преподавателями и журналистами.
11. Доноры должны организовать миссию для общей оценки потребностей Нагорного Карабаха и прилегающих оккупированных районов, а после подписания договора о мире должны провести международную конференцию по координации деятельности доноров и начать осуществлять проекты в бывшей зоне конфликта.
12. Армения и Азербайджан должны, каждая страна самостоятельно, расследовать военные преступления, осудить тех, кто виновен, и принять законодательные акты по амнистированию тех лиц, которые принимали участие в конфликте, но не совершили серьезных преступлений.
13. Армения и Азербайджан должны создать совместные комиссии для:
а) политической оценки причин и последствий конфликта, и
б) решения на межгосударственной основе вопросов возврата имущества и компенсаций.
ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВ МИРНОГО СОГЛАШЕНИЯ И ПРИДАНИЯ ЕМУ СТАБИЛЬНОГО ХАРАКТЕРА:
14. Совет Безопасности ООН, ОБСЕ и Совет министров ЕС должны взять на себя обязательство служить гарантами мирного соглашения.
15. ОБСЕ должна расширить мандат личного представителя действующего председателя и включить в этот мандат работу с институтами гражданского общества, средствами информации и оппозиционными политическими силами, с целью способствовать установлению контактов между сторонами на месте, укреплять доверие, а также открыть представительство на оккупированных территориях и укомплектовать его специалистами по вопросам политики, прав человека и выборам.
16. ЕС должен принимать более активные усилия в урегулировании конфликта, открыв офис специального представителя на Южном Кавказе в регионе.
17. ЕС должен включить долгосрочную программу и стратегию по укреплению мер доверия в свой План действий по Армении и Азербайджану.
Тбилиси/Брюссель, 10 октября, 2005 г."