На демаркационной линии. Встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Москве. Комментарии. Встреча в Казани. Выборы в Азербайджане и Нагорный Карабах.

На демаркационной линии

Бакинские информагентства вновь начали сообщать о нарушении армянской стороной режима прекращения огня на линии соприкосновения вооруженных сил двух стран. По сообщению агентства "Тренд", 25 августа с позиций, расположенных в 2,5 км к северо-востоку и 1 км к северу от села Чайлы Тертерского района, армянская сторона с 16.35 до 17.10 подвергла автоматному и пулеметному обстрелу позиции вооруженных сил Азербайджана. Day.Az. сообщает, что 29 августа с 17.15 до 17.20 с позиций, расположенных в 0,7 км севернее и в 0,4 км юго-восточнее села Ашагы Аскипара Газахского района, армянские вооруженные силы обстреляли из автоматов и пулеметов дислоцированные напротив азербайджанские позиции. В тот же день с 22.40 до 22.50 с позиций, расположенных в 0,2 км южнее села Мазам Газахского района, армяне подвергли обстрелу село Мазам, а с 23.40 до 23.50 - азербайджанские позиции близ села Куропаткино Ходжавендского района, передает бакинское информагентство. Азербайджанская сторона открывала ответный огонь, потерь нет.

Как сообщает "Арминфо", взятый 3 августа в плен азербайджанский прапорщик Рамиль Худавердиев был возвращен азербайджанской стороне. Согласно азербайджанскому агентству "Туран", передача состоялась 24 августа в 15:00 на границе Тавушского марза (Армения) и Казахского района (Азербайджан) при посредничестве Международного Комитета Красного Креста. Как сообщает "Туран", состояние здоровья азербайджанского прапорщика удовлетворительное.

Три азербайджанских солдата, перешедшие в феврале армяно-азербайджанскую границу и возвращенные потом Азербайджану, предстанут на своей Родине перед судом. Об этом, пишет армянская газета "Айкакан жаманак", сообщил азербайджанским журналистам военный прокурор Азербайджана Ханлар Валиев. Последний заявил, что азербайджанские солдаты, связавшись с армянскими военнослужащими, добровольно перешли на контролируемую армянами сторону. "Будучи в так называемом плену, они сообщили Армении о нескольких азербайджанских арсеналах, а также раскрыли определенную конфиденциальную информацию", - заявил прокурор.

Как сообщает агентство "АРКА", обновленный список пропавших без вести с обеих сторон в результате нагорно-карабахского конфликта в настоящее время насчитывает 3165 имен. Как говорится в пресс-релизе Международного Комитета Красного Креста (МККК), данный список был передан властям Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха (НК) в феврале 2004 года.

"23 августа исполнилось 12 лет со дня оккупации сразу двух районов Азербайджана - Физулинского и Джабраильского, а спустя восемь дней, 31 августа, пал еще один район - Губатлинский", - пишет азербайджанский еженедельник "Обозреватель". "Все эти годы оставался открытым вопрос: как получилось, что за столь короткое время мы потеряли три района? В чем причина такого впечатляющего успеха армянских вооруженных формирований? Кто виноват в безуспешных оборонительных боях наших войск?" С этими вопросами газета обратилась к независимому военному эксперту, бывшему заместителю командира бригады Узеиру Джафарову. По свидетельству Джафарова, на рубеже 1992-1993 гг. военно-политическая ситуация вокруг армяно-азербайджанского конфликта претерпела существенные изменения. В основе изменений лежали общие подвижки в политике России: к тому времени армянским лидерам, опиравшимся на поддержку ряда группировок в руководстве ВПК РФ, удалось сформировать у российской стороны однозначное убеждение в том, что Армения является единственным союзником и плацдармом России в стратегически важном Кавказском регионе, рассматриваемом Москвой в качестве зоны геополитического соперничества и интенсивного проникновения соседних государств. Тем самым был обеспечен на тот момент поворот российской политики в пользу Армении. Воспользовавшись этим, армянское военное руководство к 5 февраля 1993 г. завершило переброску дополнительных подкреплений через лачинский коридор. В итоге, армянский экспедиционный корпус (АЭК) в ходе весенне-летней кампании "оккупировал" Кельбаджар, Агдам и Агдере.

В соответствии с замыслом операции, предполагалось "оккупировать" Физулинский, Джебраильский районы Азербайджана, выйти к иранской границе у населенного пункта Горадиз, отрезать Зангиланский и Губадлинский районы от остальной территории республики. 11 августа армянская армия начала наступление на райцентры Физули и Джебраил. При этом только на физулинском направлении было задействовано не менее одного танкового батальона (до 35 танков Т-72). К 25 августа была "оккупирована" вся территория района общей площадью 1.050 кв. км. 23 же августа под давлением сил противника части 160-го азербайджанского полка и физулинской бригады были вынуждены оставить г. Физули и одноименный район (площадь 1.380 кв. км.). А ко 2 сентября была занята северная часть Губадлы. Тем самым была ликвидирована сохранявшаяся в течение полутора лет угроза блокирования лачинского коридора азербайджанской армией.

23 октября армянские части при поддержке 12 танков начали штурм Горадиза. Заняв этот важный транспортный узел, армяне отрезали Зангиланский и ранее незанятую часть Джебраильского и Губадлинского районов от остальной территории Азербайджана. Оставшиеся в окружении немногочисленные подразделения зангиланского полка не смогли удержать растянутую линию фронта. Нанеся удар со стороны Кафана и Мегри с территории Армении, армянская бронетанковая колонна (до 40 единиц бронетехники) заняла 28 октября железнодорожную станцию Миндживан, а утром 31октября - райцентр Зангилан и прилегающие населенные пункты. Личный состав зангиланского полка отошел в Иран, переправившись вместе с боевой техникой и вооружением через реку Аракс.

За восемь месяцев 1993 г. Азербайджан, пребывавший в состоянии перманентного внутриполитического кризиса, утратил в результате наступления противника контроль над территорией шести районов общей площадью 14.000 кв. км. Более того, азербайджанские войска перестали контролировать значительный участок азербайджано-иранской границы протяженностью около 140 км.

Что касается причин поражения нашей армии и потери районов, то таковых несколько, сказал Джафаров. Во-первых, плохо согласованные действия разрозненных батальонов национальной армии не могли реально переломить ситуацию в пользу АР. Во-вторых, сказывалась нехватка боеприпасов и всех видов вооружений, особенно тяжелых. В-третьих, большую роль в победах армянских вооруженных сил сыграла помощь извне - в боях участвовало порядка 10 тысяч представителей армянской диаспоры, оружием и инструкторами помогала Россия. Помощь наступающим армянам оказывала и иранская сторона. Так, артиллерийский огонь корректировался с территории Ирана. Более того, эффективному ведению наступательно-оборонительных боев азербайджанских частей очень мешала внутриполитическая нестабильность в стране, а оттого и противоречивые приказы. В результате, когда надо было наступать, азербайджанские части отступали, а когда надо было отступать - наступали. В этой неразберихе одинаково виновато как политическое руководство страны, так и военное. В том числе и нынешний министр обороны Азербайджана Сафар Абиев, в те годы занимавший ответственную должность в Генштабе республики. ("Обозреватель").

Военный путь решения нагорно-карабахского конфликта - катастрофа и боль для обоих народов. Однако нынешние переговоры больше похожи на фарс и не способны дать реальные результаты. Об этом, сообщает газета "Аравот", заявил в интервью турецкому телеканалу Turk-Haber лидер азербайджанской оппозиционной партии "Мусават" Иса Гамбар. По его словам, к проблеме надо подходить с точки зрения защиты прав национальных меньшинств и требований европейской общественности.

Встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Москве

24 августа в Москве состоялась очередная встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна, пишет бакинская "525-я газета". Встреча была организована в соответствии с форматом "пражского процесса", т.е. с участием сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ от России, США и Франции Юрия Мерзлякова, Стивена Манна и Бернара Фасье, а также личного представителя председателя ОБСЕ Анжея Каспшика. Кроме того, в некоторых обсуждениях участвовал министр иностранных дел России Сергей Лавров. После встречи главы МИД сделали краткие заявления для печати.

По словам Мамедъярова, обсуждения главным образом касались подготовки к предстоящей встрече глав государств в Казани, стороны рассмотрели ряд деталей, связанных с повесткой дня этой встречи. На вопрос журналистов о результатах, Мамедъяров сказал, что мирные переговоры продолжаются и что пока рано говорить о каком-то прогрессе в урегулировании. В сообщении МИД Армении говорится, что министры "обсудили все элементы по урегулированию нагорно-карабахского конфликта в рамках "пражского процесса" и что часть этих элементов будет представлена на обсуждение на казанской встрече президентов двух стран. Согласно МИД России, в результате обсуждений "стороны выразили суждение, что в последние месяцы в процессе улаживания нагорно-карабахского конфликта возникли обнадеживающие моменты". По мнению МИД РФ, эти моменты "могут быть еще более развиты" на очередной встрече глав государств Азербайджана и Армении. В коротком заявлении Лавров сказал журналистам, что стороны оптимистично смотрят на перспективы переговоров: "Мы считаем, что после этой встрече может быть достигнут некоторый прогресс в направлении урегулирования конфликта". Газета отмечает, что сами стороны переговоров довольно осторожно отзываются о результатах московской встречи, а МИД России, выступающий в качестве организатора и формального посредника на встрече - относительно оптимистично. "Однако было бы неверно принимать этот оптимизм как отражение реальной картины переговоров - скорее это следует считать дипломатическим ходом российской стороны. Москва старается показать другим сопредседателям, что встречи, проводимые на ее территории и при ее посредничестве, могут быть эффективнее. Создавая впечатление хода процесса урегулирования в позитивном русле, Россия ставит целью подчеркнуть важность собственной посреднической миссии". Вместе с тем, пишет "525-я газета", по словам министра иностранных дел Азербайджана, любые позитивные подвижки на переговорах зависят в первую очередь от степени конструктивности позиции Армении. В интервью "АзерТАдж" Мамедъяров подчеркнул, что принцип территориальной целостности Азербайджана является базой переговоров: "Есть такие вопросы, относительно которых наблюдается некоторое взаимопонимание. Наряду с этим, есть и такие моменты, переговоры по которым нужно продолжить". По словам Мамедъярова, если армянская сторона будет готова принять все предложения азербайджанской стороны, тогда в переговорах будет прогресс. На вопрос, обсуждается ли на переговорах будущий статус Нагорного Карабаха, Мамедъяров ответил, что данный вопрос должен обсуждаться в рамках территориальной целостности Азербайджана: "Однако нам кажется, что решение этого вопроса имеет различные формы, и поэтому диалог в этом направлении следует продолжать". По словам министра, Азербайджан подходит к урегулированию концептуально: "Идея состоит в том, что мы должны найти форму мирного сосуществования азербайджанцев и армян на небольшой территории. Чем быстрее эта форма будет найдена, тем быстрее будут развиваться наши государства". Глава МИД Азербайджана довел до сведения армянских журналистов, что если Армения выведет свои войска с "оккупированных" территорий, то она может быть привлечена к участию в региональных проектах и добиться экономического прогресса. Таким образом, считает бакинское издание, "азербайджанская сторона предложила армянской стороне все возможности для справедливого урегулирования конфликта, и теперь выбор за ними". ("525-я газета")

Как сообщает газета "Айоц Ашхар", глава МИД Армении Вардан Осканян в ходе встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Москве заявил: "Есть надежда, что мы придем к общему знаменателю. Это принесет мир и стабильность Южнокавказскому региону". По словам Осканяна, основной темой бесед в Москве является подготовка встречи президентов Армении и Азербайджана в Казани. "Мы обсудили подробности предстоящих переговоров", - добавил министр.

Армянская газета "Еркир" отмечает, что из скупых высказываний министров иностранных дел Армении и Азербайджана понять можно только одно - прорыва на казанском раунде переговоров и мирного соглашения не будет. Это тот редкий случай, отмечает газета, когда представители официальных Еревана и Баку говорят в унисон - до достижения договоренностей далеко, а до документального их оформления - еще дальше. "Самое главное - Азербайджан по-прежнему ведет урегулирование в русле возможного возвращения Нагорного Карабаха под свою юрисдикцию. Армения настаивает на учете права народа НК на самоопределение. Об НКР и говорить нечего - карабахцы, уже почти 15 лет живущие независимо от Азербайджана, вообще не представляют себя в его составе". На этом фоне, считает газета, высказывания представителей стран-посредников, в данном случае главы МИД РФ Сергея Лаврова, о надежде на достижение прогресса на переговорах, звучат, мягко говоря, более чем странно. Впрочем, пишет "Еркир", что еще могут сказать посредники в этой ситуации. Тем более что встреча Осканян-Мамедъяров проходила в Москве в рамках очередной встречи глав МИД стран СНГ, на которой Россия в преддверии саммита Содружества в Казани высказалась более чем открыто о борьбе, которую она ведет с США и Европой на постсоветском пространстве. Говорить о возможности урегулирования карабахского конфликта в подобной атмосфере было бы наивно. Находящийся на пороге парламентских выборов и возможных революционных потрясений Азербайджан, который обычно подчеркивает свою прозападность, указывая для вящей убедительности на Армению как на якобы форпост России на Южном Кавказе, сегодня устами своего президента заявляет о том, что его политика направлена на смягчение атмосферы, вызываемой столкновением интересов крупных держав в регионе. Иначе говоря, Азербайджан, высмеивающий комплементаризм внешнеполитического курса Армении и обвиняющий Ереван в попытках "усидеть на двух стульях", сам пытается лавировать, дабы избежать осложнений в отношениях как с Москвой, так и с Вашингтоном. Отсюда и нервные заявления о том, что никаких предложений о размещении на территории Азербайджана американских военных баз официальный Баку якобы не получал, считает газета. Иными словами, геополитическое противостояние на постсоветском пространстве, в том числе на Южном Кавказе, вступает в новую фазу. Сколь долго она продлится, как долго Москва и Запад будут искать баланс, который оздоровил бы атмосферу и характер их взаимоотношений, сказать сложно. А от этого в немалой степени зависят характер и темп процесса карабахского урегулирования, пишет "Еркир".

"Еркир" пишет также о позиции России в урегулировании карабахского конфликта, сообщенной МИД РФ. Согласно газете, суть позиции российской стороны состоит в тесном сотрудничестве с осуществляющими посредническую миссию сопредседателями Минской группы ОБСЕ и в оказании активной помощи народам Армении и Азербайджана с целью поиска путей урегулирования конфликта. Российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков подчеркнул: "Мы считаем, что нельзя навязывать сторонам конфликта собственное решение проблемы. Они должны найти его самостоятельно, без какого-либо внешнего вмешательства. Урегулирование должно быть таким, чтобы все втянутые в конфликт стороны чувствовали себя в большей безопасности, чтобы исторически сложившийся в этом регион баланс сил не был нарушен, а регион не превратился в арену для конкуренции".

Комментарии

Азербайджанский политолог Расим Мусабеков в своем интервью агентству "Assa-Irada" перед встречей в Казани президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева сказал, что данная встреча не будет важнее предыдущих. "Я уверен, что шансы казанской встречи 50 на 50. Опыт прошлых встреч показывает, что, когда наступает решающий момент, стороны делают шаг назад". Мусабеков отметил, что позиции сторон противоречат друг другу, поскольку Азербайджан требует вывести армянские войска из сопредельных НК районов, а Армения требует окончательно решить вопрос статуса НК. "Это свидетельствует о том, что позиции сторон никоим образом не сближаются".

Газета "Айкакан жаманак" обращает внимание на то, что перед встречей президентов Армении и Азербайджана в Казани азербайджанские СМИ передали заявления президента Ильхама Алиева, министра иностранных дел Эльмара Мамедъярова и замминистра иностранных дел Араза Азимова о текущем этапе переговорного процесса и ожиданиях от встречи в Казани. В этом ряду самыми примечательными, по мнению газеты, были слова Алиева о том, переговоры по сей день были бесплодными, а посему Азербайджан должен быть готов ко всему, и что переговорный процесс протекает по поэтапному принципу урегулирования. Трудно сказать, пишет газета, чего хотел Осканян (министр иностранных дел Армении - прим. ИА REGNUM), комментируя эти заявления - подтвердить их или опровергнуть, - но как минимум одно из них он подтвердил. Подтвердил, что в переговорах обсуждается поэтапный вариант решения конфликта. "Конечно, пакетное решение может осуществляться поэтапно, и мы в этом вопросе готовы проявить определенную гибкость", - сказал Осканян. В комментарии министра сказано также, что в вопросе урегулирования первичным является вопрос статуса Нагорного Карабаха, который должен определиться на основе права населения НК решать собственную судьбу. Ясно, пишет газета, что в данном случае речь идет о референдуме. "Остальные вопросы - устранение последствий конфликта, вопрос территорий, возвращение беженцев - исходят из этого и последуют этому (решению вопроса статуса - прим. ИА REGNUM)", - сказал Осканян. По мнению газеты, информационная война, развернувшаяся между высокопоставленными лицами Армении и Азербайджана накануне встречи Алиев-Кочарян в Казани, дает основание думать, что встреча эта считается важной. Вместе с тем, газета не исключает, что важность эта может быть связана не столько с вопросом НК, сколько с некоторыми вопросами внешней политики Азербайджана. "Не исключено, что Алиев изначально, согласованно с США, пытается испортить оптимистический фон казанской встречи только из-за того, что она состоится в России. Смысл в том, что неудовлетворительные отзывы этой встречи в первую очередь будут рассматриваться как провал посреднической миссии президента РФ Владимира Путина".

По мнению карабахского аналитика Давида Бабаяна, комментарий министра иностранных дел РА Вардана Осканяна означает, что "стороны конфликта приходят к соглашению, подписывают мирный договор, в котором отражены все необходимые пункты урегулирования: статус НК, территории, находящиеся под контролем НК, беженцы, разблокирование дорог и т.д.". "В дальнейшем все это осуществляется поэтапно. Пакетно решается только вопрос статуса, поскольку признание носит декларативный характер, например: Баку признает Карабах частью Армении или независимым. Все остальные вопросы могут решиться поэтапно, поскольку там требуются большие подготовительные работы, финансы и прочее". По мнению эксперта Армянского центра стратегических и национальных исследований Степана Сафаряна, подход Осканяна "предлагает" следующее: по всем вопросам, в том числе вопросу статуса, достичь письменного соглашения сегодня, однако информировать общественность о его этапах и осуществлять его постепенно. "В таком случае у Алиева, на данный момент, накануне выборов, серьезных проблем с общественным мнением может и не возникнуть. Более того, первые шаги могут быть на пользу азербайджанской общественности - вопросы территорий и беженцев (решение конфликта - от ликвидации последствий к решению статуса), которые будут решены, если Азербайджан сегодня даст согласие или серьезные гарантии для статуса Карабаха". ("Азг").

На вопросы азербайджанского еженедельника "Обозреватель" ответил заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа (Россия) Сергей Маркедонов.

"В Азербайджане растет недовольство деятельностью Минской группы ОБСЕ. Многие политики считают, что она исчерпала возможности и надо искать ей альтернативу...

Чтобы понять, насколько эффективно урегулирование любого конфликта, прежде всего, следует рассматривать этот вопрос в сравнении. Скажем, в грузино-абхазском и грузино-осетинском конфликте грузинская сторона недовольна тем, что только одна РФ выступает главным регулировщиком этого конфликта. В Грузии мечтают об интернационализации урегулирования конфликта. Карабахский конфликт вроде интернационально регулируется: есть Минская группа, у России нет эксклюзивных прав, но и здесь есть недовольство. Тут проблема не в МГ или России, которая доминирует, а, прежде всего, в устремлении сторон. Есть еще такой момент: независимо от того, признает Азербайджан Карабах стороной конфликта или нет, в реальности он таковой является. Признание этого факта вовсе не означает, что Баку признает независимость Карабаха. Тут главное - восстановить доверие между сторонами. Баку поддерживает идею поэтапного урегулирования конфликта, что подразумевает освобождение оккупированных территорий, затем решение вопроса Карабаха. Армянская сторона утверждает: "Мы не верим, что Баку чисто и честно выполнит все правила, что Карабах в результате этого плана не станет провинцией Азербайджана, а не субъектом федерации". Есть проблема доверия, которую не решит ни РФ, ни США, ни Турция. Может, я скажу парадоксальную вещь, но надо обсуждать, искать какие-то новые модели. Потому что на сегодняшний день пакетный и поэтапный планы урегулирования конфликта столкнулись (как два барана на мосту), и нет никакого продвижения. Армянская сторона говорит: "Мы решим проблему Карабаха только в увязке". Ну, знаете, можно и 20, и 30, и 50, и 100 лет увязывать, а к поэтапному решению нет доверия. Двухсторонняя активность должна быть более серьезной, чем ожидание чуда со стороны МГ. Знаете, МГ может разрабатывать любые планы, но если стороны конфликта эти планы не принимают, то даже если Нобелевский комитет возьмется за это дело, будет разрабатывать эти планы, и тогда ничего не получится.

Может, России следует выступить с какой-то инициативой, учитывая ее высокой авторитет и в Азербайджане, и Армении...

Кто-то пошутил, что, если бы Минская группа работала в Минске, может, было бы больше пользы. Я считаю, что этот конфликт может быть разрешен, но понятие разрешения конфликта бывает разным. К примеру, можно военным путем, но мы про это не говорим, так как это считается неприемлемым вариантом. Есть вариант компромисса - это взаимные уступки. Но в данном случае каждый требует у другого уступить. На мой взгляд, должны быть предложены другие схемы. Это очень сложно. На сегодняшний момент устраивающих обе стороны предложений еще не было. Что касается роли России, вы знаете, для того, чтобы выступать с такой инициативой, нужно иметь внятную кавказскую стратегию, но ее у России на сегодняшний момент нет. Нет осознания того, что России в принципе нужны и Армения, и Азербайджан. Армения - наш традиционный союзник, так сложилось исторически. В Азербайджане очень сильны пророссийские настроения, ориентация на русский язык, русское культурное пространство. Плюс - это каспийское государство, в котором Россия имеет большой авторитет. Мы заинтересованы в упрочении хороших отношений с Азербайджаном. Что бы могла сделать РФ? Тут, учитывая тот факт, что в РФ есть мощная азербайджанская и армянская диаспора, можно наладить какой-то контакт между ними. Не время от времени, в целях пиара, а регулярный контакт. И может быть, этот опыт транслировать в целом на армяно-азербайджанские отношения на Южном Кавказе. Естественно, роль России в этом регионе должна быть большей. Вся проблема в том, что и у МГ, и России очень узкий коридор предложений. Но сейчас предложить что-то новое, существенное, чрезвычайно сложно. Я бы сделал акцент на диаспоры как ресурс неформального примирения. Это очень богатый ресурс во всех отношениях, который имеет финансовое, политическое влияние в регионе". ("Обозреватель").

Встреча в Казани

Бакинская "525-я газета" отмечает, что встреча президентов Азербайджана и Армении в Казани стала за последние три месяца второй по счету. До этого аналогичная встреча состоялась 15 мая - во время саммита Совета Европы в Варшаве. На нынешней встрече стороны должны были представить положительные моменты, достигнутые за прошедший период времени. Однако, пишет газета, итоги двухчасовой встречи не стали достоянием журналистов. Единственным должностным лицом, поделившимся впечатлениями с представителями СМИ, был глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. По его словам, на встрече была затронута перспектива урегулирования конфликта - были отмечены схожие моменты, но в то же время в некоторых вопросах возникли разногласия. Однако глава МИД Азербайджана не уточнил, о каких именно моментах и вопросах шла речь. По словам Мамедъярова, тот факт, что президенты встречаются для проведения обсуждений, уже является положительным фактором. По словам главы МИД, азербайджанская сторона довольна общим результатом казанской встречи. Отмечая, что накануне казанской встречи госсекретарь США Кондолиза Райс позвонила президентам Азербайджана и Армении и провела короткий обмен мнениями по поводу нынешней ситуации, газета напоминает, что аналогичный звонок госсекретаря США президентам Азербайджана и Армении поступил в марте 2001 года накануне переговоров в Ки-Вэсте...

Армения положительно оценивает встречу президентов Армении и Азербайджана в Казани и считает, что переговоры по Карабаху продвигаются по правильному пути. Об этом в ходе своей пресс-конференции заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. Осканян заявил, что по поручению президентов встречи глав МИД Армении и Азербайджана будут продолжены на основе договоренностей, достигнутых президентами Робертом Кочаряном и Ильхамом Алиевым. Не исключен также визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Армению, сообщил глава МИД Армении. ("Арминфо").

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров считает, что каждую беседу Алиева с Кочаряном можно считать полезной, шагом вперед, пишет бакинская газета "Эхо". "Однако пока еще рано судить о том, насколько стороны продвинулись в этом вопросе. Еще есть очень много вопросов, по которым идут обсуждения". "Переговоры будут продолжены. Мы должны проанализировать предложения армянской стороны и подогнать их под интересы Азербайджана. А сколько еще продолжатся переговоры, я не знаю", - сказал Мамедъяров. По словам Мамедъярова, сейчас обсуждаются несколько элементов урегулирования. "Это возвращение беженцев, восстановление дорог между Азербайджаном и Нахчыванской Автономной Республикой, возможность введения миротворческих сил". "Нельзя на сто процентов сказать, что мы достигли согласия по каждому элементу, однако какой-то определенный прогресс есть", - заявил он.

По словам министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, казанская встреча президентов поворота не ознаменовала, но "переговоры идут в положительном направлении". "Казанская встреча открывает поле для встречи министров иностранных дел", - сказал Осканян. По его словам, сегодня в процессе урегулирования тупика нет, "в тупик заходишь, когда президенты не находят точек соприкосновения, а в данном случае этого не произошло". ("Азг").

Заведующий отделом международных связей аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов в беседе с бакинской "525-й газетой" заявил, что по сравнению с прежними временами "в позиции Армении чувствуется смягчение и конструктивность, но пока не в достаточной степени".

Газета "Айкакан жаманак" считает, что состоявшаяся в Казани встреча Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева по своей пустоте превзошла все подобные встречи. Об этом, пишет газета, свидетельствует последовавшее после встречи беспрецедентное молчание.

Встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта заранее была обречена на неудачу. Такое мнение высказал в интервью РИА "Новости" политолог, профессор МГИМО Андраник Мигранян. "Сама по себе встреча президентов, которая прошла 27 августа в рамках саммита СНГ в Казани, - это, конечно, определенный прогресс в отношениях. Однако и Алиев, и Кочарян прекрасно понимали, что накануне парламентских выборов в Азербайджане будет очень сложно о чем бы то ни было договориться", - заявил Мигранян. "Сейчас в Азербайджане так накалены предвыборные страсти, что любые разговоры о компромиссах там воспринимаются в штыки. В этой связи встреча заранее была обречена на неудачу". Отвечая на вопрос, что, по его мнению, необходимо сделать и Армении, и Азербайджану для достижения успеха в урегулировании, Мигранян отметил, что сами "конфликтующие стороны ничего не смогут сделать". "В данном случае или решение может быть навязано международным сообществом, или же в сложившейся ситуации будет сохраняться статус-кво. Это может продолжаться до тех пор, пока одна из сторон не сочтет, что она достаточно сильна, чтобы военным путем решить проблему", - заметил политолог. По словам Миграняна, увеличение военного бюджета Азербайджаном, о котором недавно говорил Ильхам Алиев, - это "определенный демарш, направленный на то, чтобы оказать давление на Армению". При этом он не исключил, что "у азербайджанских властей есть искушение решиться на военный реванш". "Когда они наберут определенный военный потенциал, они могут решиться на реванш". По мнению эксперта, "к определенному прогрессу в урегулировании можно было бы прийти, если бы "великие державы" навязали конфликтующим сторонам какое-то компромиссное решение". "А когда этого навязанного решения нет - властям Армении и Азербайджана сложно объяснить собственному электорату, почему они идут на столь невыгодные уступки", - добавил политолог. Отвечая на вопрос, может ли Россия активизировать свою посредническую роль в урегулировании карабахского конфликта, Мигранян заметил, что в рамках Минской группы ОБСЕ Россия и так в него повседневно вовлечена. Однако, по его словам, "сегодня российский потенциал не дает возможности делать больше, чем она делает". "У России очень ограниченные возможности и финансового, и экономического, и военно-политического характера, не говоря о том, что она практически потеряла свое влияние в Грузии и в Азербайджане". "Россия для многих перестала рассматриваться как страна, где находится ключ к решению карабахской проблемы. Например, Азербайджан смотрит в этом вопросе с большей надеждой на Вашингтон или на Брюссель, чем на Москву", - заключил эксперт. ("АРКА"-РИА "Новости").

Выборы в Азербайджане и Нагорный Карабах

Как сообщает "Ноян Тапан", в связи с предстоящими 6 ноября в Азербайджане парламентскими выборами Центральная избирательная комиссия Азербайджана недавно призвала граждан НК принять участие в этом избирательном процессе.

Информационный портал МИД Нагорного Карабаха опубликовал комментарий ЦИК НК относительно обращения ЦИК Азербайджана. В заявлении сказано:

"Недавнее обращение Центральной избирательной комиссии Азербайджана к гражданам Нагорно-Карабахской Республики в связи с намеченными на 6 ноября с.г. парламентскими выборами в Азербайджане является грубым вмешательством во внутренние дела суверенной НКР. Азербайджан не имеет ни юридического, ни тем более морального права призывать карабахцев принять участие в избирательных процессах в этой республике. Народ Нагорного Карабаха реализует свое избирательное право в соответствии с законодательством НКР исключительно в рамках собственного государства, обеспечивающего его политические, социальные и гражданские права.

Официальный Баку, организовавший и осуществивший массовое истребление и депортацию сотен тысяч армян бывшей Азербайджанской ССР, развязавший широкомасштабную войну против НКР и ее народа, сейчас пытается предстать в качестве поборника прав населения Нагорного Карабаха, что выглядит особенно цинично на фоне игнорирования руководством Азербайджана основополагающих прав народа НКР, включая право на самоопределение, удерживания Азербайджаном под оккупацией значительной части территории НКР, непрекращающейся блокады Нагорного Карабаха и насаждения азербайджанскими властями атмосферы нетерпимости в отношении армян. Азербайджан, повсеместно попирающий конституционные права и свободы собственных граждан, не может гарантировать обеспечение элементарного права на жизнь и достоинство граждан НКР, что подтверждает правильность и бесповоротность выбранного народом Нагорного Карабаха пути независимого развития.

Народ Карабаха имеет собственную государственность в лице НКР, независимость которой провозглашена 6 января 1992 г по результатам ранее проведенного всенародного референдума. Население Нагорного Карабаха, чьи гражданские права закреплены в законодательстве НКР и неукоснительно соблюдаются, принимает самое активное участие во внутриполитической жизни республики, укреплении и дальнейшем развитии ее гражданских и государственных институтов, включая высший законодательный орган республики - Национальное Собрание НКР. За годы независимости в Нагорном Карабахе состоялись 3 президентских, 4 парламентских и 3 выбора в органы местного самоуправления, которые, по оценке международных наблюдателей, были прозрачными, свободными и справедливыми.

ЦИК НКР призывает азербайджанскую сторону, с которой Нагорный Карабах уже около 20 лет не имеет никакой политико-правовой связи, воздержаться от безосновательных и откровенно популистских заявлений, вводящих в заблуждение мировое общественное мнение, и направить усилия в русло конструктивного диалога с целью достижения стабильности в регионе и мирного сосуществования наших стран". (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).

Бакинская газета "Зеркало" сообщает, что ЦИК Азербайджана сформировала 122-ю окружную избирательную комиссию (ОИК) с центром в Ханкенди (азербайджанское название Степанакерта - прим. ИА REGNUM). Согласно газете, проживающим в Карабахе армянам было предложено с помощью "электронных урн" проголосовать на выборах в Милли Меджлис. Для этого предполагается воспользоваться помощью международных организаций для определения списков избирателей в Нагорном Карабахе и размещения в указанном регионе "электронных урн". Как сообщил газете секретарь ЦИК Видади Махмудлу, обращение с просьбой о содействии при подготовке избирательных списков в этой ОИК уже направлено в ОБСЕ. По словам секретаря ЦИК, желание стать кандидатами по "Ханкендинскому округу" изъявили 11 граждан Азербайджана, из которых 10 человек уже представили в ЦИК подписные листы.

GazetaSNG.ru пишет, что председатель ЦИК Азербайджана Мазахир Панахов аргументировал принятие данного решения "учетом мнения азербайджанской общественности". При этом он отметил, что в отношении данной ОИК "могут быть приняты меры, не предусмотренные законодательством для других округов", в частности, проведение голосования посредством интернета. Азербайджанцы уже даже определили членов ОИК, в числе которых некая Светлана Горчиева, которую бакинская пресса называет "карабахской армянской, на данный момент проживающей в Баку". Председателем ОИК избран Захид Алишов из провластной партии "Ени Азербайджан". По словам секретаря ЦИК Азербайджана Видади Махмудлу, избиратели Нагорного Карабаха делятся на три группы. Первые - лица преимущественно армянской национальности, проживающие в данный момент в Нагорном Карабахе. Вторые - вынужденные переселенцы преимущественно азербайджанской национальности, временно обосновавшиеся в других регионах Азербайджана. Третьи - лица преимущественно армянской национальности, выехавшие из Нагорного Карабаха для проживания в другие страны.

На вопросы агентства "Де-Факто" ответил министр иностранных дел Нагорного Карабаха Армен Меликян.

"Г-н министр, как Вы прокомментируете тот факт, что Центральная избирательная комиссия Азербайджанской Республики задействовала избирательный округ для населения Нагорно-Карабахской Республики?

Что касается нынешнего ажиотажа вокруг формирования ЦИК АР избирательных округов для населения территорий, на которые сегодня распространяется суверенитет НКР, то в этих действиях заключена серьезная угроза возможным демократическим преобразованиям в АР, поскольку таким образом власти АР получают возможность использовать в своих интересах, по меньшей мере, нескольких сотен тысяч голосов виртуальных избирателей. Такая же перспектива просматривается и в случае предлагаемого электронного голосования. Вышеупомянутые шаги ЦИК АР свидетельствуют о том, что местные и международные наблюдатели будут лишены возможности полноценно контролировать ход выборов в АР.

Возможно ли, чтобы граждане НКР принимали участие в выборах, проводимых в АР?

Действующее законодательство НКР предусматривает для граждан НКР право на двойное гражданство, а это означает, что если когда-либо гражданин НКР приобретет еще и гражданство АР, таким образом став бипатридом, то встанет вопрос о межгосударственном соглашении между НКР и АР, регулирующем на взаимосогласованной основе вопросы прав и обязанностей лиц, обладающих двойным гражданством, - бипатридов, в том числе и реализации их избирательных прав. Такова международная практика. Для того, чтобы подобное соглашение было подписано, необходимо предварительно решить ряд вопросов. Во-первых, это вопрос признания Азербайджанской Республикой суверенитета Нагорно-Карабахской Республики, без чего дальнейшие шаги будут невозможны. Во-вторых, законодательство АР должно предусматривать право на двойное гражданство и, при необходимости, претерпеть соответствующие изменения. После этого можно будет вести речь о заключении межгосударственного соглашения по бипатридам. Представляется проблематичным, чтобы азербайджанская сторона успела совершить необходимые действия до предстоящих в АР очередных парламентских выборов, хотя всё упирается лишь в политическую волю азербайджанских руководителей, и позитивные шаги в указанном направлении будут поддержаны". ("Де-Факто").

Как сообщает электронная GazetaSNG.ru, посредники по карабахскому урегулированию на действия Азербайджана отреагировали весьма сдержанно. Российский сопредседатель Юрий Мерзляков заметил, что "вряд ли этот призыв ЦИК получит широкий отклик у карабахских армян". "Я не могу сказать, как отразится данное решение на процессе урегулирования конфликта. Поживем - увидим", - сказал Юрий Мерзляков.