В МВД России решится судьба карьеры министра внутренних дел Башкирии
Москва, 31 августа, 2005, 12:18 — ИА Регнум. На сегодня, 31 августа, по информации ИА REGNUM, в Министерстве внутренних дел России назначена аттестация министра внутренних дел Республики Башкортостан генерал-лейтенанта милиции Рафаила Диваева. Ранее аттестация главы МВД Башкирии уже неоднократно откладывалась. Поводом для досрочной аттестации министра послужило представление заместителя Генерального прокурора РФ с Приволжском федеральном округе Сергея Герасимова в адрес министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева. ИА REGNUM располагает текстом этого документа.
Данное представление было вынесено 29 марта 2005 г., в то время, когда башкирская прокуратура завершала расследование нарушений, допущенных подчиненными Рафаила Диваева в ходе проведения так называемой "профилактической операции" в городе Благовещенске 10-14 декабря 2004 г. "Данное мероприятие превратилось в массовые нарушения конституционных прав и свобод граждан: жестокое и унижающее их человеческое достоинство обращение, избиение, незаконное задержание и содержание в ГРОВД, незаконное привлечение к уголовной ответственности, принудительное дактилоскопилопирование и фотографирование", - констатировал Сергей Герасимов, обращаясь к федеральному министру.
"Строгую ответственность за события в Благовещенске, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей должен понести министр внутренних дел Республики Башкортостан Диваев Р.У., - говорится далее в представлении заместителя Генерального прокурора РФ. - Его решение о командировании в Благовещенск ОМОНа, который более других там бесчинствовал, не было вызвано оперативной необходимостью, являлось поспешным и непродуманным, что привело к массовым нарушениям законности. Небольшой рост преступности в г. Благовещенске и районе - на 3%, снижение тяжких и особо тяжких преступлений на 24% за 11 месяцев 2004 г. с одновременным увеличением на 28 преступлений, совершенных в общественных местах, не давало повода для направления туда группы ОМОНа. Проводя такое крупномасштабное мероприятие, затрагивающее конституционные права и свободы многих граждан, Диваев Р.У. и его подчиненные должны были разработать комплекс мер по обеспечению законности и осуществлять контроль за их реализацией. Однако Диваев Р.У., другие руководители министерства и его структурных подразделений самоустранились от этого и ничего не сделали, чтобы предотвратить грубые нарушения законности со стороны подчиненных. Даже в приказе Диваева Р.У. № 792 от 09.12.2004 о командировке сотрудников ОМОНа при МВД РБ в г. Благовещенск контроль за его исполнением ни на кого из должностных лиц МВД РБ не возлагался, и в последующем никем не осуществлялся".
Кроме того, Сергей Герасимов в том же представлении обращал внимание Рашида Нургалиева на общий рост числа нарушений законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел Башкирии, выявляемых прокуратурой. Так, по его данным, в 2004 г. 1182 человека были по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности, в суды были направлены дела в отношении 92 сотрудников милиции за преступления по службе (взяточничество, превышение и злоупотребление должностными полномочиями). "Данные показатели возросли в прошлом году на треть по сравнению с 2003 г., что свидетельствует о неблагополучии в руководстве МВД и его органов", - отмечается в представлении.
В связи с этим заместитель Генерального прокурора обратился к министру внутренних дел России с просьбой принять дополнительные меры по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел Башкирии. Что касается лично Рафаила Диваева, то Сергей Герасимов просил Рашида Нургалиева привлечь его к строгой дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, приведшее к массовым нарушениям законности и попранию конституционных прав и свобод граждан.
Давая оценку качеству руководства Министерством внутренних дел Башкирии, Сергей Герасимов опирался, в частности, на обобщение судебной практике по должностным преступлениям за 2003 - 2004 гг., осуществленное Верховным судом Республики Башкортостан. 17 февраля 2005 года председателем Верховного суда РБ Маратом Вакиловым в адрес самого Рафаила Диваева было направлено представление, в котором, в частности, отмечалось, что более 40% привлеченных за этот период к уголовной ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, составляли сотрудники органов внутренних дел. "То обстоятельство, что среди осужденных по изученным уголовным делам значительную часть составляют работники милиции, свидетельствует об отсутствии должного контроля за ними и слабой воспитательной работе", - говорилось в представлении главы Верховного суда республики.
Кроме того, как ранее сообщалось, по горячим следам благовещенских событий Министерством внутренних дел России совместно с аппаратом Уполномоченного по правам человека в РФ была проведена проверка информации о нарушении законности и соблюдении прав человека в деятельности МВД Башкирии. Данной проверкой были охвачены многочисленные обращения граждан с жалобами на действия сотрудником правоохранительных органов республики и с выражением недовольства мерами, принимаемыми по подобным жалобам. Итоговым документом проверки явилась справка от 26 января 2005 г. В этом документе, в частности, отмечалось, что "неудовлетворительное положение с соблюдением законности и служебной дисциплины во многом сложилось из-за неконструктивной позиции министра внутренних дел республики Р.У.Диваева и его заместителей, в первую очередь по кадрам - Ф.Г.Тукумбетова". Серьезные претензии по результатам проверки предъявлены и другому заместителю министра - начальнику Главного следственного управления при МВД РБ Анатолию Смирнову. "Завышенная самооценка и отрицание любой критики в свой адрес" со стороны руководителей МВД республики, отмечается в этом документе, стали причиной того, что многочисленные недостатки в деятельности подведомственных им структур не исправлялись, а, скорее, консервировались и усугублялись.
По итогам совместной проверки были сформулированы рекомендации, в частности, уволить их органов внутренних дел Анатолия Смирнова и Фатхлислама Тукумбетова (с 11 января 2005 г. Ф.Тукумбетов занимает должность Уполномоченного по правам человека Республики Башкортостан - ИА REGNUM), а что касается лично министра Рафаила Диваева, то меру его личной ответственности предлагалось обсудить на специальном совещании у министра внутренних дел России с участием президента Башкирии Муртазы Рахимова.
Деятельность руководства МВД РБ и лично министра вызывала серьезные нарекания и до событий в Благовещенске. Так, 26 марта 2004 года в адрес министра внутренних дел России тогдашним и.о. прокурора Республики Башкортостан Михаилом Зелепукиным было направлено представление о наличии серьезных недостатков в кадровой и воспитательной работе в МВД Башкирии. Ответственность за низкий уровень служебной дисциплины сотрудников этого ведомства в этом представлении была возложена на руководство республиканского МВД. "Руководством МВД Республики Башкортостан контроль за соблюдением подчиненными требований законодательства и норм профессиональной этики значительно ослаблен и граничит с полной бездеятельностью, - отмечалось в этом документе. - Степень требовательности к моральным и профессиональным качествам работников органов внутренних дел резко снижена. В республиканском МВД создана обстановка терпимости к криминальным проявлениям среди сотрудников милиции. Ярко выражена порочная круговая порука, практика укрытия правонарушений, совершенных работниками органов внутренних дел, в угоду лжеположительным показателям деятельности Министерства". По мнению Михаила Зелепукина, допускаемые в системе МВД РБ нарушения уже в то время приобретали системный характер. Бездеятельность руководства МВД Башкирии, отмечал он "прямо способствовует росту преступности среди сотрудников органов внутренних дел республики, обуславливая совершение ими в дальнейшем тяжких и особо тяжких преступлений". В связи с этим и.о. прокурора Башкирии просил федеральное МВД провести служебную проверку, дать принципиальную оценку деятельности руководства МВД РБ и решить вопрос о привлечении конкретных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
А 29 июня 2004 года судебной коллегией Верховного суда Республики Башкортостан в рамках рассмотрения уголовного дела по кассационной жалобе группы граждан, осужденных за фальшивомонетничество, было вынесено частное определение, касавшееся условий, способствовавших совершению данных преступлений. Речь шла о том, что Рафаил Диваев от имени МВД Башкирии заключил соглашение с фондом, возглавляемым одним из осужденных Эрастом Фомичевым, проигнорировав тот факт, что Фомичев ранее привлекался к уголовной ответственности, в том числе за преступления против чужой собственности. Под прикрытием такого сотрудничества с МВД Фомичев и его подельники организовали ввоз в Башкирию фальшивых долларов США. Более того, "несмотря на имеющуюся информацию о возможном поступлении в республику большого количества фальшивой валюты, руководство МВД РБ не приняло мер по предотвращению этого опасного преступления, выявлению лиц, причастных к нему, а оперативная деятельность была направлена по ложному пути - в отношении лица, не имеющего к этому отношения", - говорилось в частном определении Верховного суда Башкирии.
Данная информация о грубых просчетах и некомпетентной деятельности руководства МВД РБ была доведена Верховным судом РБ до министра внутренних дел России Рашида Нургалиева.
Наконец за три месяца до событий в Благовещенске, 10 сентября 2004 года прокуратура Республики Башкортостан обращалась с представлением на имя Рафаила Диваева, указывая министру на совершаемое в массовом порядке сотрудниками органов внутренних дел укрытие сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, а также на многочисленные случаи неправомерных отказов в принятии от граждан заявлений и в возбуждении уголовных дел и на то, что "руководство отделов районных и городских органов внутренних дел и центральный аппарат МВД Республики Башкортостан фактически самоустранились от осуществления контроля за деятельностью подчиненных в указанной сфере".
Как известно, и сам Рафаил Диваев, чье имя на протяжении ряда лет было притчей во языцех у правозащитников как в самой республике, так и на федеральном уровне, ранее уже подвергался строгому взысканию со стороны руководства МВД РФ.
Еще 10 июля 2003 года тогдашним министром внутренних дел России Борисом Грызловым был подписан приказ № 538 "О серьезных недостатках в деятельности МВД Республики Башкортостан". Приказом отмечалось, в частности, что в 2002 году Рафаил Диваев и его заместители направляли деятельность своего ведомства на выполнение распоряжений региональных органов власти, зачастую противоречащих федеральному законодательству, позволили МВД республики быть втянутым в разрешение хозяйственных и политических споров между региональными и федеральными структурами, а также в криминальные схемы (дело Эраста Фомичева). Кроме того, в приказе Бориса Грызлова фигурировали и такие нарушения как манипуляция статистическими данными и приписки, укрытие преступлений от учета, слабая борьба с организованной преступностью, нарушения прав граждан и самих сотрудников МВД РБ и членов их семей, волюнтаристский стиль работы с кадрами (в частности, решение вопросов, связанных с прохождением службы не на основе деловых и моральных качеств, а по принципу личной преданности и национальной принадлежности) и др. С учетом всего этого, Рафаил Диваев приказом министра внутренних дел России был предупрежден о неполном служебном соответствии. Ему также было приказано устранить выявленные недостатки в деятельности МВД Башкирии. Последующие события, однако, продемонстрировали, что система нарушений в данном ведомстве продолжала существовать.
В ответе действующего главы МВД РФ Рашида Нургалиева на представление заместителя Генерального прокурора по ПФО Сергея Герасимова, датированном 21 апреля 2005 г., факты значительных нарушений законности в деятельности сотрудников МВД Башкирии были признаны и содержалась сообщение о том, что в отношении министра внутренних дел республики принято решение о досрочной аттестации.
Мнения о ненадлежащем исполнении министром внутренних дел Башкирии своих должностных обязанностей как причине массовых нарушений со стороны его подчиненных, придерживается и прокуратура Республики Башкортостан. Об этом свидетельствует датированный 6 мая 2005 года ответ начальника отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Республики Башкортостан Алексея Касьянова на ходатайство адвоката ряда потерпевших по "благовещенскому делу" Станислава Маркелова.
Напомним, что 14 сентября в Благовещенском городском суде начинается процесс над восемью сотрудниками правоохранительных органов, обвиняемыми в превышении должностных полномочий в ходе "зачистки" 10-14 декабря 2004 года. Уголовное дело в отношении сотрудников ОМОНа при МВД Башкирии вынесено в отдельное производство. Потерпевшими по данному делу признаны 341 человек, 197 из которых получили телесные повреждения разной степени тяжести и побои. Группу государственных обвинителей на суде возглавит лично главный прокурор Республики Башкортостан (назначенный на эту должность после благовещенских событий) Александр Коновалов.
Состоится ли на этот раз аттестация Рафаила Диваева в МВД РФ, и удастся ли ему сохранить свой пост, станет ясно через несколько часов.