Необходимость прямой дороги с Китаем через Республику Алтай (которая имеет 54-километровую границу с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая (СУАР) обоснована тем, что при условии роста товарооборота между регионами Сибирского федерального округа (СФО) и КНР, существующий транспортный коридор в Забайкалье не справится с увеличением транспортных потоков. Строительство дороги приобретает все более реальные очертания. С российской стороны пока подготовлен только первоначальный документ-обоснование, которому предстоит пройти еще утверждение и экспертизу. Китайская сторона готова начинать строительство в любое время. Как 26 августа рассказал ИА REGNUM заместитель полномочного представителя президента РФ в СФО Игорь Простяков, именно вопрос строительства дороги станет главным пунктом для обсуждения на международной торговой ярмарке в городе Урумчи (столица СУАР), которая открывается 1 сентября.

Как уже сообщало ИА REGNUM, одна из отличительный особенностей ярмарки этого года в том, что в составе сибирской делегации много представителей автодорожной и строительной отрасли. Это как раз и связано с необходимостью решить вопросы о строительстве дороги. Как отметил Игорь Простяков, "пропускных мощностей в Забайкалье уже не хватает, для удовлетворения потребностей регионов СФО их необходимо увеличивать в три раза. Возить товары окружным путем или через третьи страны - это лишние и немалые расходы".

Как уже также сообщало ИА REGNUM, предполагается, что дорога пройдет через плато Укок и пересечет границу на перевале Канас. Однако эта идея неоднозначно воспринимается местным населением. Во-первых, противники строительства дороги ссылаются на то, что плато Укок входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и объявлено так называемой "зоной покоя". Во-вторых, на плато располагается большое количество археологических памятников, и именно здесь археолог Наталья Полосьмак обнаружила мумию "алтайской принцессы". Многие алтайцы считают плато святым местом, и даже землетрясения осени 2003 года связывают с тем, что люди потревожили "дух принцессы Кадын", выкопав ее из земли и выставив на всеобщее обозрении в Институте истории и археологии СО РАН. Буквально 8 июля этого года глава республики Михаил Лапшин на сессии Госсобрания заявил, что властями республики проект строительства дороги на Китай через плато Укок "отбивается".

Тем не менее, как заверил Игорь Простяков, "будущая дорога максимально не затронет плато Укок и пройдет вдоль линии границы". "А что касается попыток некоторых лиц, выступить против строительства дороги под прикрытием сохранения экологии, - говорит замполпреда, - то эти возражения несущественны. То, что необходимо обеспечить сохранение экологии на 100% - для меня это абсолютно ясно и единственно возможный путь. И в данном случае, когда начинают говорить об экологии, этим просто прикрывают свою заинтересованность в сведении отношений с Китаем до минимума".

Кроме того, Простяков отметил, что Михаил Лапшин относится к проекту положительно. "В Урумчи будут присутствовать министр экономики Республики Алтай и зампредседателя Эл Курултая, которые смогут переговорить и со строителями и с автотранспортниками, обсудить вопросы технико-экономического обоснования строительства, - добавляет Игорь Простяков. - Тем не менее, я пока поостерегусь говорить даже о сроках начала строительства, помня о том, как решаются вопросы с нашей российской расхлябанностью".

С российской стороны требуется построить порядка 140 км дороги, приблизительно столько же и с китайской стороны, правда там, как рассказал замполпреда, предстоит не строить, а восстанавливать. "С китайской стороны есть основа прежней дороги. Не столько строить там нужно, сколько восстановить, так как трасса там была. И я не сомневаюсь, что они это сделают умело и быстро, так как дороги у них замечательные", - добавляет Игорь Простяков.

Что касается финансовой стороны вопроса, то замполпреда не исключает вложений в строительство российского участка дороги, как федеральных средств, так и частных инвестиций, а может быть и вложений с китайской стороны. Правда цену вопроса Игорь Простяков не назвал.

Также ИА REGNUM сообщало, в 2004 году объем товарооборота субъектов Сибирского федерального округа (СФО) с регионами Китая составил $4 млрд или около 20% всего товарооборота России с Китаем. Кроме того, в ближайшие 3-4 года товарооборот с регионами Китая может составить $10-12 млрд в год.