15 августа в Москве состоялась презентация доклада "Расизм, ксенофобия, этническая дискриминация, антисемитизм в России (январь-июнь 2005 г.)" Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в презентации приняли участие: директор МБПЧ, руководитель проекта при поддержке ЕС Александр Брод, автор доклада, эксперт МБПЧ Семен Чарный, президент Российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий, писатель, президент фонда "Холокост" Алла Гербер, писатель, президент издательства "ПИК" Александр Рекемчук, политолог, председатель клуба "Московская трибуна" Владимир Илюшенко, заместитель председателя Московского антифашистского центра Виктор Дашевский.

В первом полугодии 2005 года уровень ксенофобии в России остается стабильно высоким, отмечается в докладе. По данным соцопросов, численность приверженцев ксенофобских лозунгов (подобных пресловутому "Россия для русских") колеблется от 50 до 60%. Распространены мигрантофобские настроения: 40% населения сомневаются, что миграция полезна для экономики и демографии, 60% боятся, что приезжие отбирают рабочие места у коренных жителей, более 70% согласны ограничить иммиграцию представителей нерусской национальности.

По словам Александра Брода, за этот период были получены обращения от более чем 300 граждан, пострадавших от ксенофобии. Количество погибших почти на треть меньше, чем в соответствующий период 2004 года. При этом, по мнению экспертов, многие преступления остаются вне поля зрения правоохранительных органов, так как жертвы зачастую боятся обращаться к ним за помощью. В качестве позитивного момента авторы доклада отмечали, что, наконец, можно говорить о переломе в отношении правоохранительных органов к делам о возбуждении межнациональной ненависти (статья УК РФ 282). За отчетный период по данной статье осуждено 5 человек, в отношении еще 7 активистов праворадикальных движений были возбуждены уголовные дела (хотя три из них были вскоре прекращены прокуратурой). В рамках установленного взаимодействия с МВД проводятся учебные семинары для сотрудников правоохранительных органов. Но этого недостаточно, подчеркнул Брод; требуется создание целой коалиции неправительственных организаций по противодействию активности радикально-националистических групп.

Как отметил Семен Чарный, по-прежнему основным направлением ксенофобских настроений является кавказофобия; в последнее время к ним прибавилась и китаефобия. Евреи в этом "антирейтинге" занимают сегодня третье-четвертое места; наиболее громким всплеском антисемитизма за отчетный период стало "письмо 5000", которое, появившись незадолго до Дня Победы, вызвало большой резонанс в России и за рубежом. Гибель пяти детей в Красноярске также стала поводом для активно муссировавшихся слухов о "ритуальном убийстве". "Сегодня мы возвращаемся в эпоху "дела Бейлиса", - констатировали участники пресс-конференции.

Что касается новых явлений, то это, прежде всего, активизация шовинистов-хакеров, взламывающих преимущественно сайты правозащитных и еврейских организаций; а также - что наиболее опасно - участившиеся призывы к созданию вооруженных формирований и организованному насилию против "инородцев", то есть, фактически, террору. На сайтах и в печатных изданиях радикальных националистических организаций сообщается, где приобрести оружие; причем нередко на форумах звучат призывы не только расправляться с "чужаками", но и ставить своей целью приход к власти. По-прежнему издается в больших количествах националистическая литература; самое тревожное, по словам Владимира Дашевского, то, что теперь подобные книги выпускают не только маргинальные издания, такие как "Русская Правда" и "Витязь", но и крупные коммерческие издания - "ЭКСМО", "Алгоритм", "Яуза" и др.

В докладе отмечается, что сегодня в России действует как минимум семь организаций, использующих ксенофобию как идеологическую основу. По данным экспертов, общая численность активистов этих партий составляет около 15 тыс человек; количество же скинхедов в последние годы увеличилось до более чем 50 тыс. "За последние 7 лет число скинхедов в России выросло в 10 раз, - подчеркнул, в частности, Владимир Дашевский. Вскоре ни один райцентр в России не будет свободен от деятельности группировок скинхедов, констатировали участники пресс-конференции.

Но ксенофобия не является уделом лишь маргинальных слоев общества, подчеркивают эксперты. Ксенофобские и мигрантофобские настроения населения активно использовались и продолжают использоваться политиками в предвыборных кампаниях различного уровня. Можно не сомневаться, что эти же средства будут использоваться и в предвыборной борьбе 2007-2008 гг. Но есть и обратный механизм, использующий, в сущности, то же деление на "своих" и "чужих" для привлечения сторонников: речь идет о молодежном движении "Наши", неоднократно упомянутом участниками пресс-конференции. "Наши" позиционируют себя как антифашистскую организацию, но методы действия и риторика данной организации являются, по мнению авторов доклада, достаточно сомнительными - хотя бы потому, что в список "ненаших", прямо называемых "Нашими" "фашистами", попали многие представители либеральной оппозиции. И список "ненаших", будучи изначально достаточно неопределенным, может расширяться бесконечно, подчеркнул Владимир Илюшенко.

Проблема ксенофобии по-прежнему остается крайне острой для российского общества и требует не только постоянного внимания, но и активного противодействия, отмечали участники пресс-конференции. Пока ситуацию несколько спасает то, что у национал-экстремистов нет единого руководящего центра, их группировки, хотя и стали крупнее в последние годы. Все еще разрозненны. Но так как сегодняшняя российская интеллигенция апатична и аполитична, существует реальная опасность того, что ксенофобия вскоре станет более целенаправленной и деятельной. Поэтому координация всех демократических сил против экстремизма - важная и целесообразная задача общественности, подчеркнули участники пресс-конференции. Но эта задача не может быть успешно реализована, если власть будет так же равнодушно относиться к данной проблеме, имеющей широкую подоплеку, отмечали они. Пока не будет повышен уровень жизни населения и государство не научится проводить грамотную демографическую и миграционную политику, а программы по развитию толерантности будут оставаться уделом только лишь правозащитных организаций, преодолеть ксенофобию будет крайне сложно.