"Ведомости": "Есть некая закономерность, что чиновники часто попадают в аварии - они не соблюдают правил"
Максим Гликин, Елена Руднева, Ведомости, 08.08.2005, №144 (1425)
Губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов погиб по вине водителя, считают в ГИБДД. Эксперты говорят, что высшие должностные лица страны предпочитают перемещаться на повышенных скоростях, не считаясь с состоянием дорог и низкой культурой вождения в России.
По официальному сообщению пресс-службы администрации края, водитель "Мерседеса" Евдокимова при обгоне автомобиля "Тойота" допустил соприкосновение с этой машиной, после чего выехал за пределы трассы и врезался в дерево. Водитель, губернатор и его охранник погибли. Жена Евдокимова сильно пострадала и на вертолете была переправлена в больницу. В ГИБДД Зонального района края отмечают, что водитель нарушил правила: в месте, где произошла авария, сплошная разделительная полоса и обгон запрещен. Возбуждено уголовное дело по статье 264 часть 3 "Нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть двух и более лиц".
Депутат Госдумы от Алтайского края Владимир Рыжков уверен, что это в чистом виде ДТП, без какой-либо политики: "Губернатор жил в 170 км от Барнаула в своем доме, в селе Верховском. И всегда ездил на огромной скорости - 170 км/ч, с огромным риском для жизни. Об этом знали все в Барнауле. Трасса, на которой он разбился, - самая опасная в Алтайском крае". Московский чиновник, знакомый с ситуацией в регионе, утверждает, что за рулем был не сотрудник администрации, а водитель из частной компании, обгон он совершал по встречной полосе на скорости 200 км/ч и не справился с управлением.
Депутат Госдумы Виктор Похмелкин, президент Движения автомобилистов России, соглашается, что "есть некая закономерность" в том, что чиновники часто попадают в аварии. "Они не соблюдают правил, ездят с огромной скоростью, и не только по трассам, но и в городе. То есть демонстрируют все образцы очень опасной езды. Я предлагал в свое время отменить всякие привилегии на дорогах, т. е. убрать эти спецномера, отменить мигалки для всех чиновников, кроме машин оперативных служб", - вспоминает Похмелкин о законопроекте, который был внесен в Госдуму прошлого созыва, но отвергнут думским большинством. Член комитета Думы по безопасности Геннадий Гудков считает, что простой отменой спецномеров делу не поможешь: Россия - это "страна, где привилегии имеют огромное значение, все не отменишь". Помимо официальных спецномеров появляются специальные серии - ЕКХ у сотрудников ФСО или ММЕ у сотрудников ФСБ, "с этими сериями можно позволять многие вольности на дороге".
"Ни в одной цивилизованной стране нет привилегий для чиновников и губернаторов, - сообщает Похмелкин. - В США ни одно должностное лицо не имеет ни спецномера, ни спецсигнала. В Канаде спецсигнал - только у премьер-министра".
"После вынесенных губернатору двух вотумов недоверия в крайсовете в администрации Кремля, по-видимому, было решено сохранять статус-кво, не идти на поводу у крайсовета, а осенью предложить [Евдокимову] какую-то должность в Москве", - комментирует сложившуюся после гибели Евдокимова ситуацию член алтайского землячества в Москве, профессор МГИМО Олег Барабанов. Алтайский край по объему федеральных трансфертов на втором месте после Дагестана, продолжает он, и Евдокимов мало что смог сделать за время своего губернаторства. "Он вел переговоры, пытаясь замкнуть водочные потоки средств на администрацию, но к изменению финансовой политики в крае это не привело", - говорит профессор. Барабанов говорит о двух кандидатах на место покойного Евдокимова - это замруководителя департамента Минфина Андрей Юрин и начальник УФСБ Алтайского края Юрий Сотников.
По совпадению в крае отдыхал руководитель президентской администрации Дмитрий Медведев. Он посетил в больнице вдову Евдокимова. Чиновник, близкий к кремлевской администрации, высказал предположение, что присутствие Медведева ускорит обсуждение кандидатур преемника губернатора. Исполняющим обязанности губернатора назначен первый вице-губернатор Михаил Козлов.