Удар по "имиджу моральной власти": Украина за неделю
Тропический июль в Киеве завершился двумя скандалами: один - имиджевый, другой - судебный. Виктор Ющенко оскандалился в роли "отца нации" и просто отца, Юлия Тимошенко проиграла Виктору Пинчуку в Высшем Хозяйственном суде Украины. Президент разругался с журналистами, премьер-министр - с судьями.
Судебный скандал связан с пресловутой реприватизацией Никопольского ферросплавного - в ночь на четверг 28 июля Высший хозяйственный суд (ВХС) приостановил решение Апелляционного хозяйственного суда Киева о возвращении в госсобственность 50% плюс 1 акция НЗФ. "Неожиданное для властей решение ВХС госпожа Тимошенко назвала "ночным позором" украинской юриспруденции, - комментирует "КоммерсантЪ-Украина" пресс-конференцию Тимошенко. - После этого она подчеркнула, что намерена вместе с Генпрокуратурой и Фондом госимущества добиваться отмены этого решения. "Фонд госимущества и Кабмин будут подавать иск к ВХС, чтобы было отменено это позорное ночное решение", - заявила премьер-министр. Она также сказала, что будет добиваться отставки зампредседателя ВХС Николая Хандурина, принявшего, по ее словам, решения по НЗФ. "Я обращусь с письмом в Генпрокуратуру, чтобы они, если у них будут основания, возбудили уголовное дело. Мы примем все меры, чтобы таких Хандуриных исключали из системы правосудия", - заявила премьер-министр". "Экономические известия" помещают комментарий одного из судей Верховного суда, "пожелавшего остаться неназванным": "...Желание одной ветви власти подать иск к другой - нонсенс. Не может один рукав рубахи предъявлять претензии другому. Все три ветви власти в Украине представляют одну власть - государственную. И все споры, которые между ними возникают, необходимо решать так, чтобы это не было заметно для общества".
Кроме того "Экономические известия" размещают репортаж с пресс-конференции Виктора Пинчука в Никополе: Пинчук "язвительно заявил, адресуя свои слова премьеру: "Лучше бы занималась государственными проблемами, а не сводила личные счеты"".
На пресс-конференции Тимошенко обвинила владельцев концерна "Приднепровье" (того же Пинчука) в давлении на судей Апелляционного суда: "Тимошенко заявила о давлении на судей, принявших решение в пользу государства. "Их и кнутом, и пряником, и ежовыми рукавицами брали так, что не каждый судья выдержал бы такое давление", - сказала премьер. Пинчук в свою очередь (его слова приводит "Украинская правда") заявил, что судьям Апелляционного суда Киева была дана взятка за признание незаконности приватизации НЗФ. "До меня дошли серьезные слухи, что взятка судьям, которые принимали решение, была огромна беспредельно. Мне говорили, что она превышает 10 миллионов долларов", - сказал Пинчук. "Во всяком случае, заангажированность судей в понедельник была видна", - добавил он.
"From-Ua" сосредоточились на "акционерном марафоне" вокруг НЗФ, который тянется уже три месяца: "С начала нынешнего мая там пытаются созвать общее собрание акционеров ОАО "Никопольский завод ферросплавов" с тем, чтобы решением этого собрания изменить состав его Правления. После того, как первое собрание, назначенное на 5 мая, не состоялось из-за отсутствия кворума, были намечены следующие, причем, косяком: на 7, 14, 21 и 28 июля, а также четыре собрания в августе. Не исключено, что в ближайшее время будет заявлена еще и "сентябрьская серия" - закон требует оповещать акционеров за 45 дней. Весь этот акционерный марафон требуется его организаторам лишь для одного - быть готовыми к проведению собрания в любой момент. До настоящего времени заявить о наличии необходимого кворума им так и не удалось - присутствующими числились лишь представители обладателей 26% акций ОАО "НЗФ". Показательно, что все эти акционеры так или иначе контролируются группой "Приват". Остальные акции находятся под контролем "Интерпайпа", в том числе - и контрольный пакет акций, проданный государством в 2003 году консорциуму "Приднепровье"". В известный момент от участия в "акционерном марафоне" отказался Фонд госимущества и его глава Валентина Семенюк. "Юлия Тимошенко, выразив явное недовольство таким ходом событий, высказала претензии и к позиции Валентины Семенюк. Александра Кужель, заместитель главы партии "Трудовая Украина", прокомментировала это так: "Если госпожа Тимошенко недовольна работой Семенюк, она может поставить перед Президентом вопрос об отставке. Что касается самой возможности такого развития событий, как участие представителя Кабмина в собрании, то у Юлии Владимировны возможно все". "В последнее время Кабмин продавливает стратегические решение любой ценой, не заботясь о последствиях, не заботясь об обещанных на Майдане целях", - охарактеризовал претензии премьера к Главе ФГИ глава Соцпартии Александр Мороз.
Интерес Кабмина в смене собственника НЗФ очевиден, и предполагаемый новый владелец высказался однозначно: "Если государство решит реприватизировать, мы хотим, чтобы это было выставлено на открытый аукцион, и мы готовы участвовать в этом открытом аукционе наравне с Пинчуком, наравне с российскими инвесторами, наравне с иностранными инвесторами", - заявил Геннадий Корбан, представляющий интересы группы "Приват". - Корбан считает, что правильнее заплатить деньги государству, "чем заплатить деньги в карман Пинчуку за краденый пакет акций". "Речь идет о порядке $50 млн. Иначе говоря, сумма этой сделки 370 млн. плюс 50 млн., итого 420 млн. Мы говорим - может, лучше эти 420 млн. заплатить в бюджет государства", - сказал он. Иначе говоря, речь идет не о том, чтобы купить контрольный пакет у владельца, а о том, чтобы через голову владельца передать искомую сумму в распоряжение Кабмина.
Если вопрос о смене владельца НФЗ пока "меж двух судов", причем киевских, аналогичная проблема "Криворожстали" представляется авторам "Киевского телеграфа" еще более запутанной, причем иск будет рассматриваться Европейским судом по правам человека в Страсбурге: "Перспективы дела "Криворожстали" в Страсбурге не так безнадежны, как это кажется некоторым высокопоставленным служащим. В свое время, когда российская компания "Совтрансавто", не найдя в наших судах управы на своих украинских партнеров, "размывших" ее пакет акций ниже блокирующего, обратилась в Европейский суд по правам человека, украинские представители, так же как и сейчас, говорили, что отсутствуют фактические основания для обращения в Страсбург, поскольку Европейский суд не рассматривает хозяйственных споров или споров при участии юрлиц. И даже после принятия судом решения о приемлемости обращения тогдашние чиновники не реагировали. А когда в июле 2002 года Европейский суд по правам человека удовлетворил жалобу российской компании, Украине пришлось не только перенести неприятный конфуз, но и изыскивать средства в своем небогатом бюджете для выплат по удовлетворению иска. К счастью, речь тогда шла не о миллиардах. Сейчас вопрос серьезнее. Расчет на то, что тогда перед Европейским судом предстали чиновники "плохого Кучмы", а к нынешним в Страсбурге будут более благосклонны, несколько наивен. Стоит помнить, что прежние чиновники тоже рассчитывали на "антироссийскую солидарность" европейцев. И, как выяснилось, совершенно напрасно. Кроме политики, существует еще и право, ориентироваться в котором не мешало бы даже профессиональным революционерам.... Процесс по отъему комбината был проведен поспешно и неаккуратно - с таким количеством нарушений прав защиты, что становится страшно за Украину при одной мысли о рассмотрении жалобы ИМС в Европейском суде. Вопрос о цене в судах не поднимался, что и понятно, ведь КГМК был продан дороже всех остальных металлургических предприятий (причем дороже минимум в два раза за единицу производственных мощностей). Возникает вполне логичный вопрос - а зачем вообще правительство взялось за "Криворожсталь"? Не логичнее ли было начать с предприятий, приватизированных значительно дешевле? Неужели всему причиной является принадлежность его владельцев к "оплоту старого режима"? Такой ответ никак не вяжется с имиджем "моральной власти", - заключает автор "КТ".
Однако настоящий удар по "имиджу моральной власти" был нанесен оттуда, откуда его меньше всего ждали: речь о скандале в благородном семействе украинского президента и о ссоре Ющенко с журналистами, которые фактически привели его к власти.
Суть конфликта в изложении "Главреда" такова: "Итак, сайт "Украинская правда" провел журналистское расследование, касающееся личной жизни сына президента, его роскошных автомобилей и привычек к дорогой клубной жизни.... Реакция президента оказалась по меньшей мере шоком для многих журналистов.... Вкратце, суть ответа отца за сына свелась к предложению, что "этот парень хорошо воспитан, моральный, духовный, глубоко верующий". Президент также подтвердил, что сын действительно пользуется дорогим автомобилем, который "арендует". За услуги негосударственного охранника, по словам Виктора Андреевича, его наследник тоже платит из собственного кармана. Зарабатывает младший Ющенко, к слову, студент стационара Института Международных отношений, в одной консалтинговой фирме. Из речи президента также стало известно, что у Андрея есть "одна девушка", и что мобильный телефон за несколько тысяч условных единиц ему подарил известный анонимный друг. Кроме того, Ющенко-средний живо интересуется делами государства, и рассказывает отцу "по членам правительства". В довершении оправдания (обвинения?) президент заметил, что ему-де было заранее известно о готовящийся против его семьи "операции" и том, кто ее будет проводить. Информация, оказывается, поступила главе государства не из СБУ. По словам президента, объяснения по поводу жизни его сына он считает "унизительными". По тону президентское объяснение граничило с хамством. Во-первых, в силу одному Виктору Андреевичу понятных причин, в последнее время он явно злоупотребляет обращением во втором лице единственного числа. Во-вторых, в речи главы государства присутствовало несколько моментов, которые, видимо, попадают под квалификацию "нанесение урона чести, достоинству и деловой репутации". Например, как президент может доказать в суде, что журналист "УП" вел себя не как журналист, а как "киллер нанятый"? Эту мысль Виктор Андреевич укрепил в другом предложении: "Это журналист, который мог, не работая минуты своей жизни на свободу прессы, сегодня киллер". Или пассаж о "морде": "Я сыну сказал: "Сын, я тебе могу только одним советом душу смягчить - учись себе защищать! Счет? Подними с ресторана счет. Сколько вас сидело людей, что вы ели, что вы пили? Перед мордою того журналиста поставь тот счет, а потом иди в суд!". По сути, Виктор Ющенко прямо обвинил журналиста во лжи: "Ложь! Оплачивать ресторан в городе-герое Одессе, как там написано, купюрой, пачкою и так дальше... Ложь!". Были в речи главы государства и, мягко говоря, удивительные вещи. Например, складывается впечатление, что Ющенко-отец не совсем уверен, сколько лет его сыну: "Но я знаю, что за возраст семнадцать лет. Или без малого двадцать". Так сколько сыну президента?!". "Обком" обращает внимание еще на одну замечательную подробность президентского монолога: Ющенко заявил, что не носит часы, каковых часов у него много ("штук 12 или 15"). Не носит, чтоб быть вне подозрений, однако не было за минувшие полгода такой пресс-конференции, на которую бы Ющенко не опоздал часа этак на два...
"Украинская правда", поднявшая в свое время вопрос о машине Андрея Ющенко и прочей дорогой атрибутике, и соответственно получившая от президента обвинения в "киллерстве", продолжила расследование и опубликовала открытое письмо, подписанное пятью сотнями украинских журналистов, представляющими практически все СМИ - сетевые, электронные и бумажные, киевские и региональные. Речь идет о "тесте на демократию" ("Главред") "тесте на моральность" (портал "Политика", "УП"), журналисты требуют внятных извинений и внятных объяснений. При этом большинство изданий констатируют "конец медового месяца" новой власти и "четвертой власти", что в преддверии избирательной кампании наводит на разные мысли... Эксперты "Форума" не исключают, что в "журналистском расследовании" задействованы высокие чины, не простившие Ющенко "разноса" на коллегии: "Журналистские расследования по сыну Ющенко стали вдруг такими успешными не без помощи из официальных структур. Фактически самая мощная силовая структура (МВД), или её часть, подставила президента. Учитывая, что Виктор Андреевич собирался увольнять не только генералов милиции, но требует замены чуть ли не всех чиновников, имевших несчастье поступить на службу до ноября 2004 года, можно только предположить какие еще утечки информации и журналистские расследования нас ожидают".
Наконец, большинство не сомневается, что "воспитательный скандал" не замедлит сказаться на рейтинге "отца нации": "он всегда подчеркивал, что он - хороший семьянин, что дети и семья - это самое главное. Его образ строился на идее отца нации. А он оказался просто плохим отцом. То есть сын Ющенко не воспитан в том духе, который президент предлагает своим соотечественникам. Он не воспитан в чувствах солидарности с другими людьми, в стране, где, по-прежнему, еще доминирует нищета. Он не уважает правила уличного движения. Он живет точно так же, как жил бы, судя по всему, какой-нибудь сын олигарха или саудовского монарха. И это, конечно же, серьезный удар, для людей, привыкших к идее социальной солидарности, справедливости и тех, которые видели в Ющенко воплощение своих мечтаний о патриархальном строе.... Другое дело, что Ющенко продолжает демонстрировать себя не с лучшей стороны, постоянно выступая с многочасовыми проповедями в стиле Фиделя Кастро, всем по любому поводу читает нотации. Сегодня он уже выглядит не только не как хороший отец нации, но и как раздраженный политик. Вот это раздражение постоянно просматривается в его поведении, и люди даже, может быть, не вслушиваясь в то, что он говорит, чувствуют, что в стране не все в порядке, что-то в стране не так, потому что президент выглядит очень раздраженным, постоянно всех во всем упрекает. Вот это более важный фактор, который повлияет на снижение рейтинга президента".