"Через пару-тройку лет нашей стране потребуются миллионы тонн арктической нефти", - интервью с гендиректором ЗАО "Арктикшельфнефтегаз"
Все знают, что благосостояние российской экономики напрямую зависит от нефтяной конъюнктуры. Нынешние высокие цены на нефть дают нам прекрасный шанс, но этим шансом еще надо уметь воспользоваться. Специалисты предупреждают: в скором времени эксплуатация разведанных наземных месторождений не сможет обеспечить необходимый стране уровень добычи нефти. Как найти выход из этой ситуации? Об этом мы говорим с генеральным директором ЗАО "Арктикшельфнефтегаз" Борисом Кутычкиным.
Борис Константинович, каково положение дел сейчас и каковы перспективы развития нефтедобывающей отрасли?
Сегодня нефтедобыча "на земле" идет полным ходом: более девяноста процентов разведанных наземных месторождений находятся в эксплуатации у тех или иных нефтедобывающих компаний. Степень выработки многих из них приближается к критической отметке. Это значит, что пройдет совсем немного времени, и мы не сможем добывать столько нефти, сколько необходимо - возникнет прямая угроза энергетической безопасности страны.
Вот уже 30 лет чиновники с гордостью (как будто это их личная заслуга) говорят о том, что у нас в запасе - огромные залежи углеводородов на арктическом шельфе. Только никто из них не рассказывает, во что обходится разведка и добыча в экстремальных условиях северных морей. А это требует огромных капиталовложений - на порядок больше, чем в аналогичные работы на суше. Пробурить одну поисковую скважину - 50 миллионов долларов, арендовать западную буровую установку - более 200 тысяч долларов в сутки. По оценке Министерства природных ресурсов в освоение арктического шельфа необходимо привлечь порядка 70-110 миллиардов долларов частных инвестиций. А это возможно только при условии, что государство создаст условия для нормальной работы в этом регионе - никто, как вы понимаете, не будет вкладывать большие деньги, не опираясь на твердые гарантии. В этом году дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки - о необходимости освоения арктического шельфа заговорили в правительстве, эта тема стала основной на петербургском Международном экономическом форуме. Вот только разговоры уже пора претворять в жизнь: пока на арктическом шельфе еще не добыто ни грамма нефти, а буквально через пару-тройку лет нашей стране потребуются миллионы тонн арктической нефти для поддержки энергетического баланса страны. Ну нет сегодня альтернативы! Только Арктика и Восточная Сибирь. Других источников топлива пока не придумали и не нашли. Да и вся нефтехимия ориентировна только на углеводороды.
Какие работы проводит ваша компания на арктическом шельфе?
Наша компания была создана на паритетных началах ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР) и ОАО "Промышленные инвестиции". АМНГР, как государственное предприятие, имеет большой опыт работы на шельфе и владеет единственной отечественной буровой установкой, работающей в Арктике. Разведка нефти в этом регионе требует огромных финансовых затрат, которые не могут, да и не должны ложиться на плечи налогоплательщиков. Задача ОАО "Промышленные инвестиции", как явствует из его названия, как раз и состоит в том, чтобы привлечь частные инвестиции в этот проект. Чтобы вы знали, насколько это сложное дело, скажу, что пока единственная добыча на шельфе в нашей стране ведется на Сахалине и делает это, увы, иностранная компания, да и то только сезонно.
Надо четко понимать, что сегодня ни одна, даже самая крупная компания нашей страны не в состоянии вести работы на шельфе в одиночку - слишком велик масштаб работ - поэтому мы, к примеру, тесно сотрудничаем с ЗАО "Синтезнефтегаз", также имеющим лицензии на право геологического изучения участков арктического шельфа. Часть финансирования проекта взяла на себя "Корпорация Синтез". Мы работаем с крупнейшими мировыми компаниями, такими как Шлюмберже, норвежской ROXAR, имеющими большой опыт в изучении и освоении морских нефтяных месторождений. Мы ведем переговоры с большим числом отечественных предприятий, включая предприяти ВПК Северо-западного региона - ФГУП ПО "Северное машиностроительное предприятие", ФГУП "Машиностроительное предприятие "Звездочка" из Северодвинска, а также предприятия Мурманска и Североморска. Для создания модели транспортно-технологической системы будут привлечены судостроительные заводы Санкт-Петербурга - "Балтийский Завод" и "Северная Верфь", московские транспортные компании "Совкомфлот" и "ДМА-Транс", а также "Транскомшиппинг" (Мурманск). С нами сотрудничают научные и проектные организации, такие как ЦНИИ имени академика Крылова (Санкт-Петербург), НИПИ "Морнефть" (г.Москва) и "Морнефтегазпроект" (Москва) и другие. У нас есть протокол о сотрудничестве по организации транспортировки нефти с ОАО "ЛУКОЙЛ". Подписаны соглашения между АШНГ и правительством Мурманской области о социально-экономическом сотрудничестве. Все это я говорю для того, чтобы вы поняли - только собрав воедино лучшие научные и технологические ресурсы страны, получив поддержку региональный властей, мы можем осилить это крайне нелегкое дело.
В этом году, завершив строительство еще одной поисково-оценочной скважины, мы должны закончить период геологического изучения самого крупного из наших - Медынско-Варандейского лицензионного участка в Баренцевом море. Если нам удастся подтвердить наличие в этом месте рентабельных запасов углеводородов, можно будет приступать к разработке проекта освоения месторождений.
Каким образом государство, на ваш взгляд, должно участвовать в освоении арктического шельфа?
Безусловно, оно должно четко контролировать все проводимые работы. Для этого у него есть все возможности, начиная с лицензионных и заканчивая налоговыми органами. Другой вопрос - нужно ли вкладывать в это дело бюджетные деньги. На мой взгляд это, по меньшей мере, неразумно. Шельфовые разработки, помимо больших затрат, довольное рисковое дело и эти риски должны брать на себя коммерческие структуры, а не государство. На теме нефтедобычи сейчас модно спекулировать: якобы нефтедобытчики спят и видят, как разбазарить наше национальное достояние. Хочется спросить: это что же за государство, которое не может уследить за своим достоянием? У нас что, нет законов или некому следить за их исполнением? А может, дело в том, что как сказал гениальный Черномырдин, "нам никто не мешает превышать наши законы" и некоторые заинтересованные чиновники так и делают? А вдруг государство выделит большие деньги, и доверит распоряжаться ими как раз такому ретивому защитнику его интересов? И тут же этот проект превратится в черную дыру, пожирающую бюджетные средства, сколько ни дай. Что может быть приятней, чем тратить не свои деньги, да еще и делая это "во имя народа".
Извините за патетику, но наболело. Арктическим нефтедобытчикам нужны не льготы, мы хотим честно работать, зная, что над нами - закон, который нельзя трактовать, как вздумается. Помните, как в "Собачьем сердце": дайте мне такую бумажку, окончательную бумажку!, чтобы ни один Швондер... Есть проекты федерального закона "Об Арктической зоне Российской Федерации", концепций устойчивого развития Арктической зоны и Северного морского пути. Завершается работа над новой редакцией закона "О недрах". В соответствии с решением Правительства РФ по изучению и освоению шельфа приступила к работе Межведомственная Комиссия по подготовке соответствующей стратегии и комплексного плана действий по ее реализации.
От государства требуется лишь создание адекватных условий для работы в таких регионах на законодательном уровне, объективно отличающихся от суши. А это позволит решительно активизироваться на шельфе Арктики и в комплексе решать проблемы энергетической безопасности страны на многие десятилетия. Чем быстрее будут приняты законы и поправки к действующим, тем меньше времени мы потеряем, а его у нас осталось не так много. России нужна арктическая нефть, так что пора заниматься делом, господа.
Справка:
ЗАО "Арктикшельфнефтегаз" ("АШНГ") создано ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" и ОАО "Промышленные инвестиции" в январе 2002 г. с целью поиска, разведки и добычи полезных ископаемых дна Баренцева моря. Уставный капитал ЗАО "АШНГ" составляет 238.8 млн. руб., активы компании - 1 млрд. 462 млн. руб. В соответствии с Законом "О недрах" владеет лицензиями на право геологического изучения Медынско-Варандейского, Поморского и Колоколморского участков дна Баренцева моря сроком до 2025 г. В настоящий момент компания ведет обширные сейсморазведочные инженерно-геологический работы, активно сотрудничает с ФГУП "Арктикморнефтегазразведка", ОАО "Синтезнефтегаз", ОАО "Арктические Морские Инженерно-Геологические Экспедиции" и ОАО "Севморнефтегеофизика", а также с крупнейшей транснациональной компанией "Шлюмберже". ЗАО "Арктикшельфнефтегаз" заключило контракт с одной из ведущих международных сервисных компаний, мировым лидером в трёхмерном геологическом моделировании - с норвежской компанией ROXAR на разработку геологической модели Медынской площади. При условии успешного завершения геологического изучения лицензионных участков, начало промышленной разработки объектов предполагается в 2010-2011 годах.