Молдаване хлопнули дверью зала заседаний ПА ОБСЕ: Молдавия за неделю
Вашингтонский день Молдавии. Чем опасны склады с боеприпасами в Колбасне. Минобороны Молдавии будет сотрудничать с центром "Pro Marshall". Кишинев просит поддержки "тройки" ЕС. Соседство - это многообещающе. Молдавия и Македония готовы объединить усилия ради общей цели. Молдавия собирается усовершенствовать визовый режим для иностранцев. Досрочные выборы в столице Молдавии. Политическая арена Молдавии: на пороге перегруппировки сил. Днестровский контрабас.
Вашингтонский день Молдавии
Скандалом назвали молдавские СМИ события, происшедшие 5 июля в Вашингтоне, где проходила 14-я сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ). Сессия ПА ОБСЕ впервые проходила в США. В повестку ее работы были включены вопросы об урегулировании региональных конфликтов, в том числе в Абхазии, Нагорном Карабахе, Приднестровье, а также о соблюдении прав человека, борьбе с торговлей людьми, отмыванием денег и коррупцией. Делегация Молдавии покинула зал заседаний ассамблеи в знак протеста против того, что при рассмотрении проектов резолюции по РМ и финального документа сессии не были учтены предложения Кишинева.
В проекте резолюции выражался настоятельный призыв возобновить пятисторонние переговоры и предпринять меры по укреплению доверия между Приднестровьем и Молдавией. Украине предлагалось незамедлительно приступить к осуществлению контроля над украинской стороной молдавско-украинской границы, начать мероприятия по борьбе с организованной преступностью и контрабандой в этом регионе. Приднестровью - принять необходимые меры для стимулирования дальнейшего развития политических партий, организаций гражданского общества, представительств средств массовой информации и других демократических институтов. Также выражалась надежда, что активное участие всех заинтересованных международных субъектов поможет достичь долгосрочного всеобъемлющего урегулирования приднестровского вопроса.
Проект резолюции был разработан экспертами Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Две недели назад основной автор проекта, председатель комиссии ПА ОБСЕ, содокладчик по Молдавии Киммо Кильюнен, согласовал документ с Кишиневом и Тирасполем. После встречи с тираспольскими лидерами г-н Кильюнен сообщил журналистам, что по принципиальным вопросам соглашения достигнуты. Республика Молдова предложила ряд поправок к проекту резолюции. Накануне отъезда в Вашингтон, где проходил саммит законодателей ОБСЕ, один из членов кишиневской делегации, заместитель главы парламентской фракции Христианско-демократической народной партии (ХДНП), сообщил "МОЛДПРЕС", что после поправок, уточнений и дополнений, внесенных в проект молдавской стороной, "документ почти полностью изменен".
"Предложенный ОБСЕ проект резолюции ставит в равные права тираспольский режим и официальный Кишинев. Мы везде добавили "криминальный режим Тирасполя", "сепаратистский режим" и т.д., определения, которые совершенно отсутствуют в проекте резолюции, - сказал представитель ХДНП. - Практически к каждому пункту документа добавлено несколько предложений, также добавлено несколько новых пунктов".
Молдавия предложила ПА ОБСЕ поддержать единогласное мнение молдавского парламента о демократизации и демилитаризации приднестровского региона путем вывода российского военного контингента, инициативу президента Украины о замене миротворческих сил международной миссией под эгидой ОБСЕ и готовность парламентской группы ОБСЕ содействовать восстановлению территориальной целостности страны и развитию демократических организаций.
"В предложенном ОБСЕ проекте резолюции не упоминается также законодательство Республики Молдова, поэтому мы сочли необходимым добавить, что решение приднестровского конфликта будет эффективным лишь в том случае, если оно будет принято всем народом, в том числе жителями приднестровского региона, на основе Конституции Республики Молдова, международного права, основных прав человека, с сохранением суверенитета и территориальной целостности страны. Другой пункт, отсутствующий в резолюции, который мы предложим добавить, - активное включение в решение этого конфликта ЕС, США, Румынии, Украины, Российской Федерации и ОБСЕ", - сообщил представитель ХДНП корреспонденту "МОЛДПРЕС".
Принятая в Вашингтоне финальная декларация 14-й сессии ПА ОБСЕ соответствовала пожеланиям Молдавии лишь отчасти, пишет "Время". "Парламентская Ассамблея ОБСЕ настоятельно призывает все заинтересованные стороны, особенно парламент и правительство Молдавии, а также Верховный совет и власти Приднестровья и правительства Российской Федерации и Украины возобновить совместно с ОБСЕ в духе доброй воли серьезные переговоры в целях поиска долгосрочного решения проблемы, связанной со статусом Приднестровья", - указывается в документе. В нем содержится призыв к властям Молдавии и Приднестровья принять "меры по укреплению доверия", которые способствовали бы "восстановлению минимального уровня взаимного доверия, необходимого для дальнейших переговоров". Со своей стороны представители ПА ОБСЕ готовы оказать законодателям Молдавии и Приднестровья свое содействие в "восстановлении контактов".
Парламентская ассамблея ОБСЕ приветствовала инициативу президента Украины по превращению миротворческой операции в регионе в международный механизм под мандатом ОБСЕ и отметила "готовность ЕС и США быть теснее связанными с переговорным процессом". В резолюции выражена "надежда, что активное участие всех заинтересованных международных участников в разрешении последствий конфликта поможет добиться долгосрочного всеобъемлющего урегулирования проблемы Приднестровья", пишет "Время".
Возмущенная тем, что предложения Молдавии не были приняты во внимание при обсуждении текста финального документа сессии, делегация РМ в ПА ОБСЕ покинула зал заседаний. Перед этим член молдавской делегации Штефан Секэряну, выступив перед представителями 51 страны-участницы ОБСЕ, подверг резкой критике резолюцию, предложенную Киммо Кильюненом, и обвинил финского депутата в дезинформации ассамблеи и поддержке тираспольского сепаратистского режима, сообщает "БАСА-пресс".
"С этого момента русские не смогут больше вести свою игру через ОБСЕ, так как стало ясно, что эта организация не является беспристрастной", - так прокомментировал молдавским СМИ происшедшее в Вашингтоне вице-спикер парламента РМ, председатель ХДНП Юрий Рошка. Он назвал прискорбным, что "Кильюнен и Хилл (глава миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл - прим. ИА REGNUM) повели себя столь некорректно и провели через ПА ОБСЕ резолюцию, которая ущемляет Республику Молдова, представляет на равных конституционные власти Молдавии и преступный сепаратистский режим Тирасполя". Рошка выразил убеждение, что участие ОБСЕ в урегулировании приднестровского конфликта принесло только вред Молдавии. Он сообщил, что после возвращения молдавской делегации из Вашингтона состоятся консультации между парламентом, президентом и представителями правительства для выработки единого мнения о случившемся и пересмотра роли ОБСЕ в приднестровском урегулировании.
Молдавия "разочарована содержанием резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ" по РМ, принятой на 14-й сессии Организации в Вашингтоне. Об этом заявила 7 июля делегация Молдавия при ОБСЕ, проинформировавшая в Вене постоянный совет ОБСЕ об официальной позиции Кишинева. Как сообщает "ИНФОТАГ", Молдавия недовольна тем, что ПА ОБСЕ проигнорировала предложения молдавской делегации об изменении проекта резолюции, высказанные делегацией накануне принятия документа. "Парламентская делегация РМ предложила в строгом соответствии с процедурными правилами свои поправки к тексту предложенной группой по Молдавии резолюции. Однако их проигнорировали", - отмечается в сообщении для печати пресс-службы министерства иностранных дел и европейской интеграции республики. Молдавская делегация заявила, что "не только процедурные аспекты, но и содержание резолюции противоречит нормам и стандартам деятельности ОБСЕ в целом и не соответствует обязательствам ОБСЕ по Молдове". "Парламент Молдовы оценит совместно с руководством ПА ОБСЕ и парламентами стран-членов организации создавшуюся ситуацию в целях избежания в дальнейшем практики принятия ПА ОБСЕ документов, не соответствующих духу и основополагающим принципам Организации", - говорится в сообщении.
Кишиневу следует пересмотреть отношение к некоторым представителям ОБСЕ, а не ко всей организации, заявили 8 июля по возвращении в Кишинев члены делегации Республики Молдова, принимавшей участие в работе Парламентской ассамблеи ОБСЕ, передает "МОЛДПРЕС". "Оскорбительный тон, в котором Кильюнен (председатель Целевой комиссии ПА ОБСЕ) говорил о Молдавии, недопустим, а его поведение не было искренним и открытым. Ясно, что кто-то продвигает свои интересы через Кильюнена, кто-то, кто хочет, чтобы приднестровский конфликт никогда не разрешился. Прискорбно, что некоторые люди занимаются лишь "политическим туризмом", а не вникают в суть проблемы, с которой сталкивается Молдова", - сказал член делегации РМ в ПА ОБСЕ Олег Серебрян, лидер Социал-либеральной партии. Он назвал ошибкой Республики Молдова на Парламентской ассамблее ОБСЕ то, что Кишинев не представил собственную резолюцию по Молдавии, а лишь внес поправки в предложенный проект.
Члены делегации РМ заявили, что трибуна ПА ОБСЕ останется и в дальнейшем очень важной для республики, так как оттуда Молдавия может быть услышана. "Мы были удивлены, когда узнали, что у этого форума очень мало информации о нашей стране, а вся информация до сих пор представлялась Российской Федерацией и Украиной", - цитирует Серебряна "МОЛДПРЕС".
Заместитель председателя парламентской фракции Христианско-демократической народной партии Штефан Секэряну сообщил, что на следующей сессии ПА ОБСЕ, которая состоится в Брюсселе 3-7 июля 2006 года, будет предложена на утверждение резолюция, разработанная Молдовой, как сделала это Грузия на нынешнем заседании, отмечает агентство.
Миссия ОБСЕ в Республике Молдова выразила сожаление по поводу того, что молдавские парламентарии не ценят усилия этой организации по урегулированию приднестровского конфликта. На запрос "БАСА-пресс" руководитель пресс-службы миссии Клаус Нойкирх заявил, что не согласен с обвинениями, приведенными молдавской делегацией. Он особо подчеркнул, что за время своей деятельности миссия ОБСЕ способствовала эвакуации более 20 тыс. тонн вооружения и утилизации значительного количества боеприпасов со складов российской армии в Приднестровье. Клаус Нойкирх отметил также тот факт, что ОБСЕ профинансировала участие молдавской делегации в Парламентской ассамблее ОБСЕ. Принятая резолюция содержит и ряд предложений кишиневской делегации, другие же не получили поддержки в ходе дебатов, сказал он.
Парламент Молдавии намерен высказать официальное мнение по поводу произошедшего конфликта на заседании парламентской сессии ОБСЕ в Вашингтоне. Как сообщил 7 июля на пленарном заседании спикер Мариан Лупу, вопрос нужно хорошо подготовить для обсуждения, предварительно рассмотрев его на ближайшем заседании постоянного бюро, передает "ИНФОТАГ". Некоторые депутаты отметили в частных беседах с корреспондентом агентства, что, по всей вероятности, документ, который примет парламент Молдавии, станет "очень жестким", а ПА ОБСЕ будет предложено принимать в дальнейшем во внимание предложения молдавской стороны.
Чем опасны склады с боеприпасами в Колбасне
Возможный взрыв военных складов у станции Колбасна сравним со взрывом ядерной бомбы мощностью 10 килотонн, которая была сброшена на Хиросиму в августе 1945 года, говорится в экспертном докладе Академии наук Молдавии (АНМ). Доклад был зачитан 7 июля президентом АНМ Георгием Дукой на открытом заседании Высшего совета безопасности Республики Молдова в присутствии послов, аккредитованных в РМ, представителей Совета безопасности Украины и СМИ, передает "МОЛДПРЕС".
10 июня 2005 года президент Республики Молдова Владимир Воронин отдал распоряжение секретариату Высшего совета безопасности представить отчет о вероятности угроз со стороны накопленного вооружения в приднестровской зоне. Это распоряжение являлось и следствием сенсационного заявления министра обороны Российской Федерации Сергей Иванова, сделанного 9 июня 2005 года в Брюсселе в период проведения саммита Россия-НАТО, о возможных угрозах, которые представляют для населения приднестровского региона Республики Молдова склады вооружений, боеприпасов и военной техники у станции Колбасна Рыбницкого района Республики Молдова, информирует "МОЛДПРЕС".
В отчете экспертной группы говорится, что к 2000 году объемы вооружений и боеприпасов, принадлежащих Российской Федерацией, в приднестровском регионе Республики Молдова составляли около 42 000 тонн. Согласно открытым отчетам миссии ОБСЕ в Республике Молдова, в промежутке с 2000 по 2004 год с территории приднестровского региона Республики Молдова было вывезено или уничтожено на месте около 50% вооружений, военной техники и боеприпасов. Всего за указанный период было вывезено 56 составов военной техники. На финансирование вывоза и утилизацию имущества Оперативной группы российских войск в Приднестровье (ОГРВ) из Добровольного фонда ОБСЕ было затрачено 3 359 919 55 долларов США. Оставшееся вооружение составляет около 19 916 316 тонн и приходится на боеприпасы (патроны, снаряды, ракеты, авиабомбы), хранящиеся на складах у ст. Колбасна, сосредоточенных на площади около 100 гектаров. Детальный анализ спецификации и номенклатуры боеприпасов позволяет говорить о том, что расчетное количество взрывчатых веществ, сконцентрированных на складах у ст. Колбасна, составляет не менее 10 000 тонн, передает "МОЛДПРЕС".
Общая статистика происшествий, а их проанализировано экспертной группой не менее 30, свидетельствует о том, что по крайней мере в странах СНГ частота взрывов складов боеприпасов достаточно высока. За последние 13 лет на территории России, Украины, Армении произошло 23 взрыва складов боеприпасов. Практически во всех случаях, за редчайшими исключениями, отметил Георге Дука, взрывы произошли вдали от политически конфликтных зон (Санкт-Петербург, Хабаровский край, Дальний Восток, Приморье, Псковская область, Волгоградская область, Урал, Читинская область, Бурятия, Самарская область Российской Федерации, Артемовск и Мелитополь на Украине). Единственный взрыв склада боеприпасов в зоне боевых действий произошел в чеченском районом центре Ачхой-Мартан, пишет "МОЛДПРЕС".
При возможном взрыве складов боеприпасов в Колбасне, говорится в отчете, действие ударной волны такой силы способно привести к полному разрушению кирпичных стен, железобетонных сооружений в населенных пунктах на расстоянии 4,5 км от эпицентра взрыва. Образуется воронка (грунт растительный) радиусом 1,5 км и средней глубиной до 75 метров. Однако в условиях склада в Колбасне сработает фактор сельской местности, в отличие от Хиросимы, поэтому радиус действия первичной ударной волны может составить 40-50 км и более. В этом случае последствия разрушений можно оценить как при землетрясениях в зоне Вранча силой в 7-7,5 баллов, передает "МОЛДПРЕС".
В своих выводах экспертная группа считает, что инициирование взрыва складов с боеприпасами на станции Колбасна приведет к поражению гражданского населения, гуманитарной и экологической катастрофе в северо-восточном регионе Республики Молдова и прилегающей территории Украины на площади от 500 кв. км до 3 тысяч кв. км, охватив как непосредственно находящиеся вблизи от потенциального эпицентра поражения населенные пункты (Рыбница, Хараба, Слободка (Украина), Вэрэнкэу), так и зону, в которую попадают города Слободка, Красные Окна, Балта, Котовск (на Украине) до Резины и Шолданешт на территории Республики Молдова, равно как и отдаленные территории Республики Молдова, Украины и Румынии. "Вне всякого сомнения, - сказал в заключение Георге Дука, - только практические шаги по демилитаризации и демократизация приднестровского региона, транспарентность и ответственность в оценке возможных угроз могут нейтрализовать воздействие случайных либо иных факторов, способных генерировать указанную катастрофу", сообщает "МОЛДПРЕС".
Заместитель секретаря Совета безопасности Украины Сергей Пирожков и посол по особым поручениям украинского МИДа Дмитрий Ткач обещали доложить высшему руководству страны о заседании в Кишиневе, передает "МОЛДПРЕС".
Президент РМ Владимир Воронин заявил в заключение заседания Высшего совета безопасности, что решение проблемы, связанной с угрозами взрыва складов боеприпасов, не терпит отлагательства, и настоял на необходимости выполнения российской стороной Стамбульского соглашения 1999 года о выводе войск и военного арсенала из приднестровского региона Республики Молдова, информирует "МОЛДПРЕС".
Минобороны Молдавии будет сотрудничать с центром "Pro Marshall"
Соответствующее соглашение подписано 6 июля. Оно предусматривает совместное проведение исследований в области обеспечения национальной безопасности. Как сообщает "БАСА-пресс", намечено ежегодное согласование программ сотрудничества, демократического и гражданского контроля за вооруженными силами; активное участие гражданского общества в выработке политики безопасности и обороны; эффективный менеджмент оборонных учреждений республики и планирование различных мероприятий на национальном, региональном и международном уровнях в целях продвижения идеи безопасности и стабильности.
По словам начальника военно-политического управления Минобороны Молдавии полковника Виктора Мурзака, соглашение о сотрудничестве между министерством обороны Молдавии и Центром "Pro Marshall" направлено на официальное оформление и углубление отношений. Подписание соглашения свидетельствует о приверженности министерства обороны демократическим ценностям и принципам гласности в его взаимодействии с неправительственными структурами гражданского общества, пишет "БАСА-пресс".
Общественная организация Центр "Pro Marshall" была создана 18 июня 2002 года. Миссия Центра - способствовать укреплению стабильности и национальной безопасности посредством сотрудничества и диалога с национальными и международными отраслевыми организациями, продвигать идеи единой Европы, способствовать участию Республики Молдова в процессе европейской интеграции, информирует "БАСА-пресс".
Кишинев просит поддержки "тройки" ЕС
Молдавский парламент намерен разработать законодательную программу на основе Плана действий Евросоюз-Республика Молдова, но для этого нуждается в техническом и финансовом содействии ЕС, в том числе через программу TACIS, заявил председатель законодательного органа РМ Мариан Лупу на встрече с делегацией "тройки" Евросоюза, которая находилась в Кишиневе 7-8 июля. В состав делегации входили спецпредставитель ЕС в РМ Адриан Якобовиц де Сегед, представитель Великобритании, исполняющей мандат председателя Евросоюза, руководитель департамента британского МИД по Северной и Восточной Европе Эндрью Кэй, временный директор департамента Евросоюза по связям с Украиной, Молдавией и Белоруссией Хильде Хардман и региональный директор COEST (рабочая группа Совета ЕС) министерства иностранных дел Австрии Джозеф Литцчауэр.
Как сообщает "БАСА-пресс", Мариан Лупу сообщил, что до сентября соответствующие министерства внесут предложения по пересмотру законодательства, принятию новых законопроектов и ратификации международных соглашений, необходимых для осуществления вышеуказанной программы. Европейские официальные лица положительно оценили шаги, предпринятые молдавскими властями для реализации Плана действий Республика Молдова-Евросоюз, и выразили уверенность, что в ноябре с.г. на заседании Совета по сотрудничеству Молдова-ЕС можно будет подвести первые реальные итоги выполнения Плана. Делегация подтвердила готовность Еврокомиссии и государств Евросоюза поддержать действия молдавских властей по претворению в жизнь этого документа. От имени ЕС гости высоко оценили решимость и политическую волю руководства страны продолжать начатые реформы и перевести положения Плана действий в практическую плоскость, в частности, осуществить судебную и экономическую реформы.
В ходе встречи делегации "тройки" ЕС с президентом РМ Владимиром Ворониным обсуждалось участие Евросоюза в политическом урегулировании приднестровского конфликта. Эндрью Кэй сообщил, что совместное обращение президентов Молдавии и Украины Владимира Воронина и Виктора Ющенко к руководству ЕС о введении международного мониторинга на приднестровском участке молдавско-украинской границы будет рассмотрено в ближайшие дни. По его словам, если документ будет одобрен сторонами, его осуществление может начаться уже осенью этого года. С точки зрения руководства ЕС, международная миссия по мониторингу и погранично-таможенному контролю на приднестровском участке молдавско-украинской границы должна работать под эгидой Еврокомиссии.
Соседство - это многообещающе
Представители стран ЕС уже не говорят о перспективах вступления Молдавии в Евросоюз в качестве полноправного члена. На открывшейся 4 июля в Кишиневе международной конференции "Европейская интеграция стран Балтии: рекомендации Молдавии" шла речь лишь о перспективах включения РМ в европейскую политику соседства, сообщают "НОВОСТИ-МОЛДОВА". Министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт - один из участников конференции - отметил, в частности, что его страна участвовала в разработке концепции этой политики. В случае, если Молдавия успешно выполнит все пункты Плана действий РМ-ЕС, перед ней откроются широкие перспективы в рамках программы соседства, убежден Паэт. Он заявил, что Эстония продолжит делиться своим опытом в области европейской интеграции, оказывать Молдове техническую помощь в реализации Плана действий, а также политических и экономических реформ. Эстонский министр также отметил необходимость дальнейшего развития в Молдавии основных прав и свобод человека.
Бернард Уайтсайд, посол Великобритании в РМ, заметил, что после провала референдума по вопросу принятия единой европейской конституции во Франции и Нидерландах Евросоюзу необходим "период осмысления". Посол напомнил о выгодах, которые ждут Молдавию в рамках программы соседства. Это, в частности, свобода передвижения по ЕС молдавских граждан, товаров и услуг, новые европейские рынки, приток европейских инвестиций, передают "НОВОСТИ-МОЛДОВА".
Спецпредставитель ЕС в Молдавии Адриан Якобовиц де Сегед ограничился общими демократическими лозунгами: "Ваша страна принимает участие в поворотном моменте истории, я чувствую потенциал для реализации роли Молдовы в этом ключе", пишет агентство. Посол Румынии в РМ Филип Теодореску высказал мнение, что Молдавии будет очень полезен опыт Прибалтийских стран, которые "после 50 лет оккупации сумели реализовать необходимые реформы и вступить в престижную европейскую организацию".
Европейские устремления Молдавии бесповоротны и власти сделают всё для успешной реализации Плана действий РМ-ЕС, заверил участников конференции министр иностранных дел и европейской интеграции РМ Андрей Стратан. Он сообщил, что Молдавия вступила в Болонский процесс, готовится стать полноправным членом Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе, активно приводит свое законодательство в соответствие с европейским стандартам, сообщают "НОВОСТИ-МОЛДОВА".
Конференция, в которой принимали участие представители Эстонии, Латвии, Литвы, Молдавии и Румынии, была организована эстонским МИДом, молдавским министерством иностранных дел и европейской интеграции, посольством Великобритании в РМ (страна-председатель в Евросоюзе). Посольство намерено в период председательства Великобритании активно содействовать интеграции Молдавии в европейские структуры, оказывать техническую помощь и организовывать различные мероприятия и визиты, сообщают "НОВОСТИ-МОЛДОВА"
Молдавия и Македония готовы объединить усилия ради общей цели
В Кишиневе с официальным визитом побывал президент Республики Македония Бранко Црвенковский. 7 июля президенты двух стран дали пресс-конференцию. Молдавию и Македонию объединяет не только то, что оба этих государства обрели независимость 14 лет назад, но и сегодняшнее направление их движения, пишет "Независимая Молдова". У двух этих стран одна общая стратегическая цель: интеграция в Евросоюз. И они готовы поддерживать друг друга на этом пути. "В этом вопросе я нашел у македонского коллеги понимание и поддержку, - сказал на пресс-конференции Владимир Воронин. - Но евроинтеграция - это не одномоментный переход из одного состояния в другое, не разрезание красной ленточки перед дверью в Европу. Это серьезная работа всего общества".
"Несмотря на результаты референдумов во Франции и Голландии, Македония не намерена менять свою стратегию, - сказал Бранко Црвенковский. - Мы будем и дальше проводить реформы и выполнять свои обязательства. Наш опыт говорит о том, что процесс продвижения по пути евроинтеграции очень сложный и ответственный. До сих пор мы использовали опыт стран, которые прошли этот этап для нас. Этот опыт оказался очень полезным. Поэтому, думаю, и наш опыт окажется полезным для Молдавии, которая начала проводить реформы позже Македонии". Бранко Црвенковский отметил необходимость активизации торгового сотрудничества между двумя странами. Хотя соглашение о свободной торговле был подписано год назад, еще не оформлены дополнительные документы. Но, сказал македонский президент, они будут готовы к визиту его молдавского коллеги в Македонию, который состоится до конца этого года, пишет "Независимая Молдова".
В рамках визита было подписано 11 двусторонних документов, в частности межправительственное соглашение об упразднении визового режима для обладателей дипломатических и служебных паспортов, о сотрудничестве между министерствами иностранных дел Молдавии и Македонии и о взаимной помощи в сфере таможенной деятельности.
Молдавия собирается усовершенствовать визовый режим для иностранцев
Механизм въезда и проживания на территории Молдавии иностранных граждан будет изменен. 6 июля премьер-министр РМ Василе Тарлев распорядился о создании специальной рабочей группы, которая в 10-дневный срок изучит законодательную базу по этим вопросам и представит предложения по ее усовершенствованию. По мнению премьер-министра Василе Тарлева, от эффективности визового режима зависит активность торгово-экономических отношений, увеличение объема иностранных инвестиций, развитие государства в целом, пишет "Время".
Как отмечает газета, Молдавия не первая страна, задумавшая изменить визовый режим для иностранцев. На Украине с 1 мая действует безвизовый режим для обладателей паспортов стран Евросоюза и Швейцарии. Он введен временно - до 1 сентября. Согласно указу президента Виктора Ющенко, с начала весны до начала осени граждане стран ЕС и Швейцарии могут въезжать на Украину без виз сроком до 90 дней. С 1 июля безвизовый режим действует и для граждан США - если они приезжают на Украину повторно спустя полгода со дня первого приезда.
За два месяца после начала эксперимента количество граждан из этих стран, посетивших Украину, увеличилось в 2,3 раза. Об этом сообщил в начале недели глава МИД Украины Борис Тарасюк, передает "МОЛДПРЕС". Министр не назвал конкретной цифры безвизовых приезжих, но пересчитал их взнос в госказну из расчета тысяча долларов на человека. У него вышла сумма в USD 230 млн., которые якобы оставили западноевропейские гости на Украине. Руководитель Государственной погранслужбы Украины Николай Литвин сообщил, что рост безвизовых пересечений украинской границы на ее "самом интенсивном польском участке составил 34 процента".
Досрочные выборы в столице Молдавии
10 июля в 14 населенных пунктах Молдавии, в том числе в столице - Кишиневе, прошли досрочные выборы руководителей местной администрации - примаров. Как сообщал накануне выборов REPORTER.MD, Центризбирком аккредитовал на местных выборах более 400 местных наблюдателей и две делегации международных наблюдателей. Таким образом, мониторинг выборов должны были осуществлять более 300 наблюдателей от Лиги по защите прав человека в Молдавии, 41 от Хельсинкского комитета в РМ и 8 от Ассоциации ADEPT. В числе наблюдателей также были аккредитованы четыре представителя ОБСЕ и делегация экспертов Конгресса местных и региональных властей Европы, которые представят предварительные итоги мониторинга выборов в понедельник, 11 июля.
Избиратели могли проголосовать на основании удостоверения личности с вкладышем (внутренний паспорт - прим. ИА REGNUM). Также можно было голосовать на базе формы № 9 и паспортов советского образца, в том числе с истекшим сроком. Всем избирателям в представленных документах ставилась печать "votat" (проголосовано). Вместе с печатью "votat" в документах избирателей ставилась дата, год и подпись представителя участка для голосования, сообщает REPORTER.MD.
REPORTER.MD прогнозировал, что самая серьезная борьба на этих выборах будет в Кишиневе, где на должность генерального примара претендовали 10 кандидатов: муниципальный советник Валерий Клименко от избирательного блока "Patria-Родина-Равноправие", депутат Георгий Сусаренко от ХДНП, Георгий Сима от Союза труда "Patria-Родина", претор сектора Ботаника Владимир Гуриценко от демпартии, министр финансов Зинаида Гречаная от Партии коммунистов (ПКРМ), Владимир Гараба от Экологической партии "Альянс зеленых", независимый кандидат Юлиана Горя-Костин, Дорин Киртоакэ от Либеральной партии, независимый кандидат Дмитрий Брагиш и независимый кандидат Михаил Северован.
Чтобы выборы были признаны состоявшимися, в них должны принять участие минимум треть включенных в списки избирателей. Для победы необходимо набрать 50%+1 голос. Если ни один из кандидатов не наберет более половины голосов, 24 июля пройдет второй тур выборов. Во втором туре выборы признаются состоявшимися независимо от числа проголосовавших. Победителем становится кандидат, набравший больше всех голосов, пишет REPORTER.MD.
Политическая арена Молдавии: на пороге перегруппировки сил
(Комментарий политического обозревателя агентства "ИНФОТАГ" Игоря Волницкого)
"В Молдове стало традицией после каждых выборов производить перегруппировку политических сил. Так случилось в 2001 г., когда путем слияния появились Либеральная, Социал-либеральная партии, Социал-демократический альянс, был учрежден Альянс независимых, укрепилась Демократическая партия. Так было и после выборов 2003 г., когда Либеральная партия, Социал-демократический альянс и Альянс независимых объединились в Альянс "Молдова ноастрэ". Аналогичная ситуация и в 2005 г., в период между парламентскими выборами и досрочными выборами примара Кишинева.
Серьезные меры по укреплению своих позиций на политической арене предприняли Партия реформ и Крестьянская христианско-демократическая партия. Первая преобразовалась в Либеральную партию, по-видимому, пытаясь привлечь больше избирателей понятием "либерал", которое освободилось после того, как бывшая Либеральная партия, возглавляемая Вячеславом Унтилэ, вошла в АМН. Не исключено также, что Партия реформ решила избавиться от прежнего названия. В ходе предыдущих кампаний она не имела поддержки избирателей, набирая менее 1% голосов.
Диаметрально противоположная ситуация сложилась с КХДП (Крестьянская христианско-демократическая партия - прим. ИА REGNUM), которая стала называться Республиканской народной партией. КХДП практически исчезла как партия и вернулась к активной политической жизни менее года назад, когда к ее руководству пришел известный политический деятель, бывший первый вице-премьер Николае Андроник. За считанные месяцы ему с новой командой удалось не только заставить всех вспомнить, что такая партия существует, но и набрать почти 2% голосов на парламентских выборах 6 марта 2005 г. С определенной точки зрения этот показатель можно квалифицировать как маленький успех КХДП. Изменив свое название, определив доктрину, прагматические приоритеты и потенциальных избирателей, партия Андроника подает ясный сигнал о том, что она намерена серьезно включиться в политическую жизнь Молдовы.
И все же, наиболее значимые перегруппировки сил связаны не с вышеуказанными партиями, а с Социал-либеральной партией (СЛП) и особенно с Альянсом "Молдова ноастрэ". Имидж социал-либералов в глазах избирателей пострадал не только ввиду того, что их депутаты проголосовали за переизбрание Владимира Воронина на должность главы государства, но вследствие того, что они были вовлечены в крупный внутренний скандал организационного плана. Трое из шести заместителей председателя формирования (Валериу Матей, Алла Мындыкану и Николае Дабижа), а также почетный председатель СЛП (Социал-либеральная партия - прим. ИА REGNUM) Александру Мошану покинули ряды партии в знак протеста против "прокоммунистической политики" руководства партии. Их примеру последовали и другие члены партии. Политические наблюдатели не исключают, что в ближайшее время "выходцы" учредят собственную партию либо возродят одну из старых своих партий. Напомним, что до слияния с Социал-либеральной партией Валериу Матей, Николае Дабижа и Александру Мошану находились во главе Партии демократических сил, а Алла Мындыкану руководила Христианско-демократической лигой женщин Молдовы.
Что касается Социал-либеральной партии, то, по неофициальным данным, в настоящее время ее руководство изучает возможность слияния с другими формированиями Молдовы. В этом контексте чаще всего говорят о таких партиях, как Альянс "Молдова ноастрэ", Демократическая партия, Христианско-демократическая народная партия. Политические аналитики считают, что, если СЛП в кратчайшее время не пересмотрит свою позицию на политическом спектре, ей суждена "медленная смерть". При этом они отмечают, что СЛП и до сих пор не пользовалась заметной поддержкой в рядах избирателей (к примеру, на местных выборах в 2003 г. она вместе с Социал-демократической партией набрала лишь около 4% сторонников), а после событий, связанных с переизбранием президента, равно как и после "внутрипартийного кризиса", рейтинг социал-либералов снизился еще больше. Если переговоры с одной из упоминавшихся выше партий зайдут в тупик, социал-либералы будут вынуждены внести радикальные изменения в программу, устав и образ действия. Решение проблемы видится в оставлении правого политического сегмента и перемещении к центру. На этом сегменте СЛП могла бы найти дополнительные голоса, чтобы компенсировать потери, понесенные в рядах правого электората.
Еще сложнее положение дел в Альянсе "Молдова ноастрэ". Хотя съезд этого формирования, состоявшийся 25 июня, завершился без раскола, политические аналитики считают, что вскоре данная партия все же разделится на два лагеря - либеральное крыло по-прежнему останется в АМН, сохранив название формирования, а социал-демократическое крыло, возглавляемое Думитру Брагишем, вероятнее всего, осенью покинет формирование. Это может произойти по двум причинам. Во-первых, очевидно, что в рамках съезда социал-демократическая команда была ущемлена, Думитру Брагишу не досталась хотя бы должность заместителя председателя, не говоря уже о функции лидера. Во-вторых, речь идет о важных изменениях, внесенных в программу и устав партии, которые придают ее политике явно выраженный прорумынский характер. Между тем известно, что прорумынская ориентация "чужда" команде Брагиша. Политические аналитики считают, что раскол партии не произошел после съезда, поскольку Брагиш целиком занят предвыборной кампанией (он выставил свою кандидатуру на должность генерального примара муниципия Кишинев - "И"). Внутрипартийный скандал отразился бы на его имидже и лишил бы части голосов избирателей АМН.
По всей вероятности, социал-демократическое крыло АМН сольется с Социал-демократической партией. Основы будущего слияния уже заложены - в предвыборную кампанию Брагиша вовлечены многие члены Социал-демократической партии, в том числе и некоторые лидеры этого формирования".
Днестровский контрабас
Из 1222 километров молдавско-украинской госграницы на долю приднестровского участка приходится 452. Они не контролируются молдавскими властями. Не только кишиневские, но и европейские и американские эксперты считают, что такая ситуация создает наиболее благоприятные условия для теневого и криминального бизнеса. Потоки контрабанды, незаконные мигранты и трафик вооружений - это только основные и наиболее опасные направления деятельности теневых структур в этом регионе, пишет "Время".
Государственная пограничная служба Украины неоднократно публиковала материалы о европейских стандартах, применяемых для охраны приднестровского участка границы. В качестве основного вектора в охране границы украинской стороной называются правительственная программа "Контрабанде-стоп" и инициатива президента Украины Виктора Ющенко по урегулированию приднестровского конфликта. В контексте реализации этих проектов украинской стороной неоднократно организовывались различные презентационные мероприятия с приглашением зарубежных дипломатов и политических деятелей. Естественно, иностранные участники этих "показательных выступлений" неизменно оставались довольными и "высоко оценивали уровень охраны государственной границы", отмечает "Время".
С украинской стороны охрану приднестровского участка молдавско-украинской границы осуществляют Котовский и Могилевский отряды Государственной пограничной службы. В охране участка задействованы: 4 погранкомендатуры, 22 заставы, 6 отделений пограничного контроля, 4 мобильных подразделения, 6 оперативных подразделений, 19 пунктов пропуска (из них 17 автомобильных и 2 железнодорожных). Всего 1900 человек личного состава. В оснащение этих сил входят 2 вертолета, 3 катера, 8 радиолокационных станций, 6 прожекторных станций, 200 автомобилей и мотоциклов, 626 радиостанций. Длина участка, приходящегося на одну пограничную заставу, составляет в среднем 21 километр, в то время как европейские стандарты позволяют до 25 километров. В 2004 году на этом участке украинскими пограничниками за незаконный переход границы задержано 833 человека. Было изъято 16 единиц оружия, 356 единиц боеприпасов, более 1,5 килограмма наркотических веществ и различной контрабанды на сумму около 5,2 миллиона гривен (около $1 млн), приводит цифры "Время". Лишь за пять месяцев текущего года количество задержанных незаконных мигрантов увеличилось практически втрое. Количество лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушения режима пересечения госграницы, выросло в 2,3 раза, а количество изъятого оружия и контрабандных грузов - соответственно в 8 и 3,5 раза. И все это, конечно, благодаря "совершенствованию способов и материально-технической базы охраны государственных рубежей" с украинской стороны.
Динамика роста показателей в достаточной мере приподнимает завесу над истинными объемами потока контрабанды и иных нарушений на сопредельных с Приднестровьем территориях, отмечает "Время". А ведь ловят не всех. Не зря же руководитель Государственной пограничной службы Украины Николай Литвин, докладывая главам Украины и Молдавии о планах по развитию инфраструктуры охраны границы, сообщил о намерении украинских пограничников оборудовать на приднестровском участке контрольно-следовую полосу. Это мера беспрецедентная на пространстве СНГ.
Еще интереснее выглядит статистика соотношения плотности пограничных подразделений с украинской и приднестровской стороны, пишет "Время". Охрану границы с Украиной в интересах Тирасполя осуществляют подразделения Пограничного отряда МГБ непризнанной ПМР. Количество личного состава, привлеченного к охране границы, - 650 военнослужащих, что в 2,9 раза меньше, чем с украинской стороны. Соотношение по пограничным комендатурам - в два раза больше в пользу Украины, по мобильным подразделениям - в четыре раза, по оперативным подразделениям - в три раза.
Даже если бы приднестровский участок границы вовсе не охранялся приднестровскими структурами, у Украины здесь сосредоточено вполне достаточно сил и средств для противодействия всем возможным угрозам. Это же, кстати, утверждают и украинские официальные лица. Но ведь нет же! Поток контрабанды как шел, так и идет, пишет газета. Вывод однозначен: к отлову нарушителей на приднестровском участке украинские компетентные структуры относятся выборочно, считает "Время".
Основной контрабандный путь в Приднестровском регионе проходит по старому руслу Днестра. "Провоз" организован как конвои или караваны. В среднем по 15-20 тяжелых грузовиков за ходку. Маршрут по старому руслу был освоен теневыми структурами в 1997 году. Это случилось после развертывания на пункте пропуска Первомайское-Кучурган совместных постов таможенного контроля Кишинева и Тирасполя. Кстати, после 2000 года они были ликвидированы по инициативе приднестровского руководства. До этого контрабандные грузы проходили и вовсе свободно. В ряде случаев грузы, принадлежащие приднестровским заказчикам, даже не шли собственно в Приднестровье. Из черноморских портов их везли прямо в Румынию или вывозили в украинские населенные пункты, пишет "Время".
К концу 1997 года дорога по старому руслу была уже засыпана щебнем, то есть перевозка контрабанды встала на поток, продолжает газета. Караваны, которые обычно сопровождали машины приднестровской милиции, доходили до границы и там передавались украинским сопровождающим. Затем они шли вглубь украинской территории на 35-40 километров, где и разгружались. Основной груз - спирт и сигареты. Транспорт, как правило, принадлежит гражданам Украины, но колонны формируются в Приднестровье. В составе таких колонн - автомобили ЗИЛ-131 и Урал-375 военного образца. Они приобретены в бывшей 14-й Общевойсковой армии СССР, дислоцировавшейся в Тирасполе, пишет "Время".
В бизнесе участвуют не гордые одиночки, а целые семьи и даже... села, утверждает издание. Например, в украинском селе Троицкое почти в каждом дворе стоит такой грузовик. Контрабанду здесь возят все. В 2001 году корреспондент одного из российских изданий побывал в Троицком и пытался собрать материалы для журналистского расследования. Жители села, в лучших традициях сицилийской мафии, разговаривать с ним просто не стали. Единственное, чего он от них добился, это констатации факта, что "жить хочется всем". Журналист не успокоился и поехал за информацией в Тирасполь. Там ему удалось узнать, что на сопровождение колонн с контрабандой приднестровские милиционеры получают наряды за час-полтора до выезда. Этим же маршрутом пользуются и "единоличники", то есть те, кто возит контрабанду не "под крышей" тираспольской администрации. Таких иногда ловят, пишет "Время". Обстановка приближена к боевой. Известны случаи, когда при попытках украинских пограничников блокировать и остановить колонну контрабандистов те отказывались подчиняться и прорывались на украинскую территорию буквально под огнем. Это говорит о том, что выручка от одного "провоза" способна заставить водителя поставить на карту все и рискнуть жизнью.
Компетентные органы Молдавии, в частности таможня и департамент пограничных войск, неоднократно обращались к украинским коллегам за разъяснениями. В 2004 году украинские пограничники направили ответ, в котором сказано, что маршрут по старому руслу реки Днестр им известен, но никаких криминальных проявлений на нем не зафиксировано. По мнению украинской стороны, известная приднестровская фирма "Шериф", кстати очень тесно работающая с украинскими партнерами, этим путем перевозит собственные горюче-смазочные материалы на базы хранения, арендованные на территории Украины, сообщает "Время".
По данным украинских аналитиков, осенью 2004 года участие сотрудников таможенного и пограничного ведомств Украины в связях с дельцами теневой экономики носило "массовый характер". Используемая схема предельно проста. Перевозчикам грузов, то есть непосредственным исполнителям, платят не за доставку груза в определенное место, а, как ни странно, за то, что их задержат на украинской территории представители компетентных органов. Изъятая контрабанда, например, запрещенные к ввозу на Украину американские куриные окорочка, передаются для последующей реализации коммерческим структурам. Получается так, что вроде бы запрещенный к ввозу товар все-таки попадает на украинский рынок. Список украинских фирм-счастливцев строго ограничен. Их руководители имеют непосредственное отношение к лобби в высших эшелонах прежней украинской власти, пишет газета. А то, как Украина всеми способами оттягивает решение вопроса о развертывании совместных с Молдавией структур охраны государственной границы на приднестровском участке, позволяет предположить, что с приходом "оранжевых" лица, контролирующие контрабандные потоки, попросту сменили цвет или фамилии, заключает "Время".