Российский институт избирательного права: международные наблюдатели не выполняют свои обязательства
Киргизия, 8 июля, 2005, 19:53 — ИА Регнум. Российский общественный институт избирательного права, инициатор круглого стола международных миссий наблюдений в Киргизии "Международные миссии наблюдения: оружие в руках политиков, международный жандарм или помощник демократии?", который состоялся сегодня, 8 июля, в Бишкеке, распространил заявление по итогам круглого стола с приглашением всех аккредитованных международных миссий. ИА REGNUM публикует полный текст сообщения:
"Учитывая возрастающую роль мировых интеграционных процессов, прежде всего в развитии демократии, мировое сообщество с каждым годом все более активнее участвует во внутринациональных электоральных процессах в странах, вставших на демократический путь развития, направляя для оказания содействия международные миссии наблюдения. Что само по себе является положительным аспектом в развитии международного сообщества.
Однако в последние годы на евроазиатском континенте все четче и четче прослеживается центробежное разделение взглядов и методов работы международных миссий различных "школ": "западной", тяготеющей к англо-саксонской системе права (базируется на прецедентном и статутном праве) и "восточной", основанной на романо-германской системе права (базируется на законодательных актах).
Но не эти признаки являются основополагающими в различии работы этих двух "школ" наблюдателей. Особенно ярко различия работы миссий и их подходы к оценке результатов выборов проявились на последних выборах в ряде государств-участников СНГ. Заключения миссий по итогам выборов зачастую подталкивали субъектов избирательных процессов к неконституционным акциям. К сожалению, институт международного наблюдения сегодня из инструмента помощи в реализации принципов демократии превращается в инструмент легитимации политических решений по вопросам международных отношений с тем или иным государством, все больше уходя в сторону от решения задач по реализации и защите избирательных прав граждан к вопросам политического участия во внутригосударственных делах. Оценки результатов выборов, их легитимность, все дальше и дальше отдаляются от научности и обоснованности, в некоторой степени даже законности, отражая в заключениях политический заказ определенных транснациональных корпораций и "групп политического участия", проводя политику двойных стандартов, активно влияя на внутренние дела государства.
В соответствии со своим предназначением миссии международных наблюдателей должны быть контролерами качества избирательных процедур и исполнения международных обязательств, нейтральными помощниками в организации свободных демократических выборов. Миссии должны строить свою работу на принципах невмешательства, ясности и прозрачности своей деятельности, реализуя принципы демократии, а не авторитаризма внутри самой миссии, быть беспристрастными и неангажированными арбитрами электоральных процедур.
В начале прошлого века на территории Евразии из одной бумажной "Искры" возгорелось всеобъемлющее пламя. Подобные искры впредь не должны вспыхивать из заключений международных наблюдательных, а работа международных миссий наблюдения должна быть направлена на предупреждение неконституционных, антидемократических процессов".