Члены делегации Латвии в ПАСЕ сегодня, 30 июня, рассказали журналистам об успешном для прибалтийских республик принятии резолюции Ассамблеи по докладу мониторингового комитета о ситуации в России. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, основной акцент они сделали на закрепление в тексте резолюции понятия "оккупация" стран Прибалтики Советским Союзом, в свою очередь резкой критике подвергся член ПАСЕ и депутат Сейма Латвии от Партии народного согласия Борис Цилевич - за возможную пророссийскую позицию на прошедшей сессии. В пресс-конференции, которая прошла в перерыве внеочередного пленарного заседания парламента Латвии, приняли участие руководитель латвийской делегации в ПАСЕ Андрис Берзиньш (Союз "зеленых" и крестьян), а также члены делегации Ингрида Цирцене (партия Новое время), Анта Ругате (Народная партия) и Юрис Добелис (объединение "Отечеству и Свободе/Движение за национальную независимость Латвии"). Еще двое делегатов - Оскар Кастенс (Первая партия) и Борис Цилевич отсутствовали по уважительным причинам. Все вышеперечисленные являются депутатами Сейма.

Как пояснил господин Берзиньш, вступая в 1996 году в Совет Европы, Россия взяла на себя ряд обязательств и сессия ПАСЕ обсудила, как она их выполняет, причем документ о сегодняшней ситуации в РФ объемом в 80 страниц готовился целый год. "К соответствующей резолюции было подано 30 предложений, из которых 12 подписали представители латвийской делегации, - рассказал ее руководитель. - Главные и очень существенные для нас вопросы Ассамблей были утверждены. Например, по облегчению доступа к архивам Российской Федерации. Правда изначально упоминались, что в первую очередь следует обеспечить доступ ко всем находящимся в архивах делам, заведенным более 50-ти лет назад, однако документ был принят без упоминания этого срока. Еще один пункт: "Завершить работу над подписанием и ратификацией договора о границе с Латвией". В ходе голосования он получил наибольшую поддержку - около 80% участников ассамблеи". По словам Берзиньша, прошло и то, что предложили Эстония, Латвия и Литва в плане "шагов", предпринять которые Ассамблея настоятельно призывает российские власти. Так, один из принятых пунктов имеет формулировку: "В отношении компенсации лицам, которые были депортированы из оккупированных балтийских государств, и их потомкам". "Раньше в тексте значилось только "балтийских государств", - пояснил Берзиньш. - Теперь же вернулось из первоначального проекта слово "оккупированных"". Он также отметил, что в целом делегация действовала единым сплоченным фронтом, как в своем составе, так и совместно с делегациями Литвы и Эстонии. За исключением одного Бориса Цилевича, который, по словам Берзиньша, работал "по своему индивидуальному плану". На документальное закрепление "факта оккупации" обратила внимание и Ингрида Цирцене: "Это второй международный документ: вначале эту оккупацию признал Европарламент, а теперь и ПАСЕ". По ее словам, это очень существенно, так как демонстрирует миру, что страны Прибалтики боролись не зря.

Между тем, Юрис Добелис был больше озабочен вопросом, за что боролся и борется Борис Цилевич? "В комитете по мониторингу от Латвии нас только двое: я и Цилевич, - пояснил он. - Но когда рассматривался проект сообщения, Цилевич просто не явился на это серьезное заседание. Хотя находился в это время в Страсбурге. Более того, предложения, подписанные Цилевичем, были выгодны России: он их подписал вместе с российскими депутатами. Ни одно наше предложение, подчеркиваю - ни одно, он не подписал. Но что самое любопытное: в пленарном заседании, когда рассматривался данный вопрос, он тоже не участвовал, хотя потом был. И даже своевременно не проинформировал нас, что не будет участвовать". Добелис обратил внимание журналистов, что Цилевича не было и на сегодняшней пресс-конференции. "Очевидно, последует беготня к тем журналистам, которые не особо с нами считаются и чьи статьи более чем тенденциозны, - предположил "отчизновец". - К сожалению, эта жалкая практика проявляется и вне Латвии. Когда было рыскание школьников (русских школ Латвии, - ИА REGNUM) по Страсбургу, Цилевич, почему-то был очень активен. И на этот раз действия данного человека никоим образом не были на пользу Латвии, причем это выражалось чересчур откровенно и явно. Я знаю, насколько он активен в комитете по мониторингу. А на это тяжелое заседание с сообщением о России, на котором рассматривались и его предложения - целый ворох, что он подписал вместе с Россией, не явился. Когда российская делегация организовала прием, как вы думаете, куда отправилась наша делегация, а куда Борис Цилевич? Как говорится, отгадайте с трех раз". Коллегу дополнила Анта Ругате: "Латвийская делегация вообще не получила приглашения от России на эти приемы. Однако один из членов нашей делегации, упомянутый Борис Цилевич, их получает регулярно. Даже руководитель нашей делегации не получает таких приглашений". По словам Ругате, есть еще одна существенная деталь: "В составе латвийской делегации шесть депутатов Сейма Латвии, из которых только трое имеют базовые мандаты ПАСЕ с правом голоса. Еще трое являются заместителями и имеют право голоса лишь тогда, когда кто-то из основного состава не может участвовать в голосовании. У нас принято, что коллега о своем отсутствии своевременно информируют руководителя делегации, и мы договариваемся, кто его будет замещать. Однако господин Цилевич это последовательно игнорирует, аналогично он поступил и на этот раз. Получив от него такую информацию за пол часа до начала пленарного заседания, когда уже невозможна перерегистрация, Латвия потеряла один голос и была представлена только двумя. Я считаю, что такая деятельность Цилевича не в интересах Латвийского государства. Возникает вопрос: в какой момент и кого представляет депутат латвийского парламента Цилевич?"

Добавим, сам Борис Цилевич на этот вопрос сегодня ответить не мог: он отсутствовал и на пленарном заседании Сейма, в свою очередь связаться с ним по мобильному телефону корреспонденту ИА REGNUM не удалось. Как пояснили в канцелярии Сейма, в настоящее время Цилевич находится в командировке в Азербайджане, которая связана с его обязанностями содокладчика в сообщении ПАСЕ по положению беженцев и внутренних перемещенных лиц на Южном Кавказе.