Новая схема мошенничества в московских супермаркетах
Москва, 23 июня, 2005, 15:47 — ИА Регнум. Развитие в столице сети гипермаркетов, помимо удобства для покупателей несет в себе новые возможности для незаконной наживы. Один из способов подзаработать на правовой неграмотности населения и его готовности улаживать конфликты коррупционным путем в последнее время привлек к себе внимание мошенников.
В редакцию ИА REGNUM обратился один из пострадавших, рассказавший, что стал жертвой сговора между кассиром и охранниками одного из крупных магазинов. Набрав много покупок, он подошел к кассе и там как обычно предъявил товар кассиру, всецело полагаясь на то, что она сама подсчитает сумму, которую он должен заплатить за купленные продукты. Однако кассир, пробивая чек, "не заметила" упаковку с мясной нарезкой стоимостью около 60 рублей. Когда ничего не подозревающий покупатель, расплатившись, отошел от кассы и собрался переложить покупки в свою сумку, к нему подошли охранники магазина и заявили, что уличили его в краже. Препроводив жертву в служебное помещение, охрана стала угрожать сдать "вора" в милицию, которая заведет на него уголовное дело. Через некоторое время, как следует запугав человека, охранники сменили гнев на милость, предложили решить этот вопрос "полюбовно" и выразили готовность отпустить покупателя, если он заплатит стоимость "похищенного" в четырехкратном размере. Они держали себя так уверенно, что покупатель понял, что нечестным сотрудникам магазина уже не раз удавалось с выгодой для себя проделывать такую операцию. Растерявшись, покупатель выполнил их требование и покинул магазин в состоянии, близком к истерике.
По просьбе ИА REGNUM ситуацию прокомментировал руководитель правового отдела Фонда "Общественный вердикт" Павел Чиков.
REGNUM: Как вы расцениваете действия сотрудников магазина?
Эти действия, безусловно, незаконны. В них усматриваются признаки вымогательства либо мошенничества. Скорее всего, руководство магазина не в курсе происходящего, и это инициатива рядовых сотрудников.
REGNUM: Как должен вести себя покупатель, который попал в такую ситуацию?
Прежде всего, покупатель должен сохранять самообладание. Следует вести себя жестко, сразу согласиться на контакт с официальными лицами, будь то милиционер или руководство магазина. Необходимо потребовать составить акт и написать заявление в милицию с описанием произошедшего (конкретизируйте продавца и охранника!), сослаться на чек и объяснить ситуацию ошибкой продавца либо сговором между продавцом и охраной. В заявлении же необходимо указать на любые попытки вымогательства и угроз со стороны сотрудников магазина, перечислить лиц, с которыми вы были вместе. Всем своим видом нужно демонстрировать уверенность в своей правоте и выражать сомнения в законности действий сотрудников магазина.
Следует помнить, что хищение считается мелким и подпадает под Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), если стоимость похищенного составляет менее 1 МРОТ (100 рублей). Это при условии, что не будет признаков квалифицированной кражи, например, группой лиц (скажем, жена с мужем). Наказание за мелкую кражу - от одного МРОТ до трехкратного размера похищенного, причем решение это может принять только судья в рамках производства об административном правонарушении. Это значит, что если сумма похищенного больше 100 рублей, милицией может быть возбуждено уголовное дело за кражу либо мошенничество. Нужно иметь в виду, что и милиционер может быть в сговоре. Ему тоже скучно просто так стоять круглыми сутками, а левый заработок получить интересно.
Но все это не должно пугать вас. Помните, что вы невиновны, и знайте, что любой нечистый на руку продавец, охранник или милиционер более всего боится любых грамотных официальных действий.
REGNUM: Как не стать жертвой такого вымогательства?
Для этого не требуется ничего особенного. Просто внимательно следите за действиями продавца и проверяйте чек около кассы.