Депутат Госдумы Томской области: объединение регионов угрожает целостности РФ
Забайкальский край, 20 июня, 2005, 19:52 — ИА Регнум. Территории, которые развивались автономно, такие как Томская, Омская, Новосибирская области, объединять бессмысленно. Кроме того, укрупнение регионов угрожает целостности России. И прежде чем приступать к процедуре объединения предстоит законодательно закрепить критерии объединения регионов, а также порядок объединения, и кто будет объединять. Пока эти нормы законом не установлены. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом 20 июня на пресс-конференции заявил вице-спикер Госдумы Томской области Григорий Шамин, подводя итоги круглого стола на тему "Реформирование государственно-территориального устройства России: проблемы и перспективы", состоявшегося в рамках IX международного экономического форума в Санкт-Петербурге 14-16 июня. В частности, как сообщает Григорий Шамин, речь на заседании шла об объединении Новосибирской, Томской и Омской областей с центром в Новосибирске.
"Рекомендации и решения, которые были подготовлены ранее организаторами круглого стола, и в которых говорилось, что регионы в целом одобряют реформирование государственно-территориального устройства, не были приняты за основу, - сказал Григорий Шамин. - Представители субъектов федерации неожиданно для организаторов заняли принципиальную позицию: с укрупнением спешить нельзя. Единственное с чем согласились участники круглого стола - решить проблему "матрёшек", субъектов федерации, в состав которых входят автономные округа".
Референдумы пока проведены только в двух автономных округах: Коми-Пермятском и Эвенкийском АО, которые ранее входили в состав Пермской области и Красноярского края соответственно, поэтому понятен положительный результат референдумов. Однако субъекты федерации заявили, что не надо эйфории по поводу того, что "народ поддерживает" укрупнение.
Сейчас планируется провести референдум в Агинско-Бурятском АО, который был в составе Иркутской области. Велика вероятность того, что и там референдум даст положительный результат. И экономическая, и социальная инфраструктуры ориентированы на центры Иркутск, Пермь или Красноярск, поэтому объединение нужно восстанавливать.
"Объединение регионов, причем состоявшихся регионов - это объединение элит, не только тех, которые находятся у власти, а тех, кто хотел бы оказаться у власти. В Эвенкии самая большая проблема при объединении - проблема элиты, - рассказывает Шамин. - Если на территории Сибирского федерального округа создать один субъект федерации, через 10 лет сформируется элита СФО, как с ней работать федеральному центру, если эта элита имеет природные ресурсы, управляет 20 млн человек, имеет ядерный технологический комплекс, производство тяжелых вооружений. Возникает очень сложная проблема. Татарстан покажется "семечками". Возникнет вопрос об отделении, мы вернемся в начало 90-х годов, когда шел разговор о создании Сибирской республики. Когда мы говорим об укрупнении, мы должны думать о целостности РФ: увеличение самоуправляемости субъектов приводит к снижению целостности страны".
Другая проблема, связанная с укрупнением, которую отмечает вице-спикер - что будет с федеральными структурами в регионах, что будет происходить в социальной сфере, как будут строиться межбюджетные отношения. "Если объединить Томскую, Новосибирскую и Омскую области, то в итоге получится около тысячи сельских поселений с самостоятельными бюджетами, которые должны выстраивать отношения с центром субъекта федерации, в частности, с Новосибирском. Сейчас в России осуществляет комплекс реформ: образования, социальной сферы, здравоохранения. В процессе укрупнения неизбежно наступит период безвластия - пока не поймем, кто за что отвечает. В условиях, когда проходят другие реформы - этого делать нельзя", - считает Шамин.
По плану, после укрупнения число субъектов сократится до 28, для федерации наоборот, ситуация упрощается, но если немного уехать за Садовое кольцо, то схема управления усложняется. Как центры объединенных регионов будут строить отношения с тысячей муниципальных бюджетов?! Система управления полностью разваливается. Такая власть будет неэффективной.
"Итак, участники круглого стола пришли к выводу, - говорит Григорий Шамин, - что объединение для "матрешечных" субъектов нужно продолжать, а с остальными регионами не торопиться. Перспективы укрупнения тех или иных регионов будут рассматриваться только после законодательного закрепления критериев укрупнения. Массового и быстрого объединения регионов не будет. Процесс объединения регионов будет продолжаться десять лет. Сейчас задачу объединения регионов можно сформулировать так: привести государственно-административную структуру РФ в тот вид, в каком она функционировала до 90-х годов".