ИА REGNUM: Г-н Сопромадзе, известно, что одна из областей, которая подверглась наиболее основательному реформированию в Грузии после "революции роз", была пенсионная сфера. В чем заключаются изменения, произошедшие в данной сфере?

Вопрос о преобразовании пенсионной системы довольно широк. Прежде всего, самое основное, что удалось сделать правительству - это выплатить огромную сумму задолженности по пенсии. Финансовые и другие проблемы, которые достались в наследство правительству Саакашвили заключались отчасти и в том, что надо было как-то заплатить нашим пенсионерам долг в размере 130 млн. лари (около $70 млн.). Поверьте, задача эта была не из легких. Начиная с 2004 года долги стали постепенно выплачивать. И на сегодняшний день от указанной суммы в 130 миллионов лари нам осталось выплатить всего 17 млн. Эта сумма будет погашена в этом месяце, так что июнь у нас, как видите, символичен. Что касается реформирования пенсионной системы в целом. Да, у Грузии есть свои особенности. Я полагаю, реформы в любом государстве, и в Грузии в том числе, начинаются с принятием разного рода законодательных актов, на основании которых будет развиваться пенсионная отрасль. Сказать, что до 2003 года ничего не делалось в этой сфере- ошибочно. В мае 2003 года еще предыдущим составом парламента были приняты законы в пенсионной сфере. Это, прежде всего, закон о государственном социальном страховании, государственных пенсиях, и о персонифицированном учете - три закона, на основании которых, как полагали в то время, будет построена новая пенсионная система. Кроме того, был обговорен и срок начала действия этих законов - начало 2004 года. Законы были приняты, но они никак не могли быть претворены в жизнь. Для осуществления реформ нужны были новые расходы, а о каких расходах шла речь, когда в стране существовала задолженность по пенсиям в порядке 130 млн. при том что ежемесячная выплата пенсий составляла 16 млн. лари. Но сейчас, когда мы уже выплатили все, можно переходить на новый реестр. В этом вопросе существуют несколько направлений. Первое: та система социального страхования, которая сейчас существует в Грузии не соответствует страховочной системе вообще. Правда есть т.н. социальный налог, но он идет непосредственно в казначейство, а мы для финансирования наших пенсий получаем суммы непосредственно из центрального бюджета. И страховочные механизмы, в принципе, целиком отсутствуют. Думаю, создав соответственный фундамент, мы перейдем на такую систему, когда нужно провести необходимые расчеты для внедрения социальной страховки. Это подразумевает то, пенсионные деньги к нам будут поступать непосредственно из скажем налога, который платит работодатель, и именно из этих денег будут выдаваться государственные пенсии и все, что входит в меню социальной страховки. Далее, у нас уже на сегодняшний день имеются очень неплохие наработки. Убежден, мы должны работать и в этом направлении, чтобы развивать ту систему, которая в Грузии уже сформировалась.

ИА REGNUM: То есть, Вы хотите сказать, что в сфере пенсионной системы будет создан некий симбиоз, где будут сосуществовать элементы советской системы с классической западной страховочной системой?

Думаю, да. Проблемы финансирования мы решили, и это главное. Есть еще одна существенная деталь. Сейчас мы должны создать концепцию, по которой будет развиваться пенсионная система Грузии. Идея такой концепции возникала и при прежнем режиме, но писать ее при огромной пенсионной задолженности не было никакого смысла. А вот сегодня как раз самое время. Что еще отрадно, так это то, что изменился сам подход к оформлению пенсии. Раньше, человеку надо было проходить столько бюрократических инстанций, что возникала просто нелепая ситуация. А пенсия назначалась просто, надо было предоставить заявление, трудовую книжку и паспорт. Сейчас процедура оформления упрощена, ответственность в этой области берет на себя только один человек.

ИА REGNUM: Тот факт, что рабочий и профессор в Грузии получают одинаковую пенсию - 28 лари, он долго будоражил умы населения...

Когда я говорю о страховых механизмах, то я подразумеваю внедрение именно таких механизмов, которые позволят нам начислять пенсии по выслуги лет, стажу, размера зарплаты. Да, сегодня пенсия у нас, в Армении, Азербайджане одинакова. Принятие такой меры зависит от ресурсов, которыми обладает государство. Если бы в Грузии не существовало бы никаких финансовых проблем, мы бы ввели другую систему. До конца года будет видно, сколько денег будет собрано, т.е, насколько будет выполнен бюджет, сколько можно будет выделить для пенсионной сферы. Что касается пенсий, то у нас есть льготные пенсии в размере 35, 40, 45 лари, их выдают бывшим репрессированным, участникам войны, инвалидам, лицам, которые приравнены к данным группам. Есть отдельные пенсии, которые мы назначаем силовикам, людям, которые работали в системе министерства обороны, внутренних дел. Они получают в среднем 150-200 лари в месяц. Есть и больше..

ИА REGNUM: Интересно, а как государство помнит заслуги своих престарелых государственных деятелей, например министров?

Вы удивитесь, но если бывшие министры в Грузии не были депутатами, они получат 28 лари, т.к. отдельных законов, которые регулировали бы для них пенсии, нет.

ИА REGNUM: А г-н Шеварднадзе тоже получает 28 лари?

Нет, он не получает даже 28 лари. Г-н Шеварднадзе не обратился за получением пенсии в пенсионный фонд, поэтому и не получает ее. А вообще он должен получать пенсию как бывший член парламента, т.к. такого закона, который регулировал бы в Грузии пенсионные вопросы бывших президентов, не существует. Есть закон, регулирующий пенсии бывших депутатов. Размер их пенсии эквивалентен размеру заработной платы, и составляет порядком 750 лари в месяц.

ИА REGNUM: Скажите, а монетизация льгот, которая уже стала притчей во языцех в России, будет использована в Грузии?

Монетизация у нас уже начата, правда в отличии от России коснулась она только выплаты денег за потребленное электричество. В общей сложности, существует 17-18 социальных групп, для которых предусматриваются льготы. В зависимости от того, к какой социальной группе принадлежит человек, ему доплачивается от 4 до 30 и более лари каждый месяц. Внедрение же остальных льгот зависит от решений, которые принимает правительство. Но до конца этого года в этой области изменений не произойдет. Есть у нас также определенные группы, которым мы выдаем социальную помощь. Это одинокие пенсионеры, инвалиды с детства, многодетные инвалиды, слепые, другие категории.