Революция в Армении - "цветная" или "превентивная"?
Внутриполитическое поле Армении продолжает пребывать в некотором ожидании. Неопределенность царит как в стане оппозиции, так и властной коалиции. Наиболее значимым процессом в настоящее время является подготовка пакета конституционных реформ, который в течение 2005 года должен быть выставлен на всенародный референдум. Прошедший первое чтение в парламенте Армении, пакет конституционных преобразований удостоился негативной оценки экспертов Венецианской комиссии СЕ, которые посетовали на то, что, несмотря на их замечания, проект не предусматривает ослабления президентской власти, а наоборот делает ее еще более весомой. Между тем, практически все оппозиционные силы призывают бойкотировать референдум, подчеркивая при этом, что тем самым народ выскажет свое недоверие действующим властям.
Провал "революционных" планов в прошлом году поверг армянскую оппозицию в состояние нокдауна. Она продолжила бойкотировать работу парламента, осознавая, что перевесить голоса тройки коалиционных партий (Республиканская партия, партия "Оринац Еркир", Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" (АРФД)) не в состоянии ни по одному важному законопроекту. Отсутствие оппонентов открыло для армянского правительства, состоящего из членов партий коалиции, широкое поле для разработки и скорейшего принятия целого ряда законопроектов экономической, социальной и политической направленности, в том числе коалиционного варианта проекта Конституции и Избирательного кодекса. Вместе с тем, бойкот оппозиции, фактическое отсутствие политического равновесия в законодательном органе Армении, возымело и обратный эффект - оказался нарушен политический баланс между самими правящими силами. Если коалиция и сделает все возможное, чтобы протолкнуть свое детище - проект Конституции, то консенсус в выборных процессах, в частности, по кандидатуре преемника Роберта Кочаряна (очередные президентские выборы в Армении состоятся в 2008 году) маловероятен. Уже сегодня практически не вызывает сомнений, что АРФД выдвинет на пост президента Армении собственного кандидата. Планы АРФД еще более прояснятся после предстоящих 17 июня парламентских выборов в Нагорном Карабахе. Очевидно, возможный успех в карабахских выборах лишь еще более укрепит позиции головного органа в Армении. На сегодняшний день экспертами прогнозируется несколько кандидатур от АРФД - вице-спикер Ваан Ованнисян, глава парламентского комитета Армен Рустамян и член Бюро АРФД Грант Маргарян.
Партия нынешнего спикера парламента Артура Багдасаряна "Оринац Еркир"(ОЕ) также, по всей видимости, пойдет на выборы своим кандидатом. Есть большая доля вероятности, что им станет именно молодой председатель Национального Собрания, поскольку других, более или менее ярких персон, на политическое поле этой партией выпущено не было. Став по итогам парламентских выборов частью правящей коалиции, партия "Оринац Еркир" получила сразу несколько министерских портфелей. Позднее, ставленники партии один за другим скомпрометировали себя на министерских постах, и их пришлось срочно менять. Партия оказалась также в центре скандала, связанного с предвыборным обещанием "Оринац Еркир" провести в парламенте закон о возращении населению денежных вкладов советского периода. Инициатива эта была провалена не без участия коалиционных "соратников". Как полагают наблюдатели, причиной тому острая конкуренция в самой коалиционной тройке, которая, в конце концов, заставит партию "Оринац Еркир" проявить себя самодостаточной политической силой и попытаться дать бой за президентское кресло. Кстати говоря, этот экзамен может стать для ОЕ решающим, ибо в случае провала и в условиях сомнительной после скандала с вкладами электоральной популярности, восстановить позиции партии действующего армянского спикера будет крайне сложно. Согласно кулуарной информации, Багдасарян, ставящий главный акцент на поддержке со стороны европейских стран и структур, позиционирует себя как молодой реформатор, готовый в случае необходимости взять на себя бразды правления Арменией.
Наиболее весомая на сегодняшний день политическая сила в Армении, составляющая каркас действующего правительства - Республиканская партия Армении (РПА) довольно спокойно во всяком случае внешне взирает на все эти перипетии. Руководитель РПА, премьер-министр страны Андраник Маргарян неоднократно заявлял, что вероятность проведения в Армении внеочередных президентских выборов стремится к нулю. Очевидно, одним из наиболее реальных кандидатов на пост президента Армении, который будет поддержан РПА на выборах в 2008 году, является Секретарь совета безопасности при президенте, министр обороны страны Серж Саркисян. Хотя, последний еще не разу не подтверждал намерения баллотироваться на высший пост Армении. Вместе с тем, наблюдатели не исключают, что от РПА на пост президента могут быть выдвинуты и действующий премьер, и, даже, министр иностранных дел Вардан Осканян. В данном случае приходится лишь гадать, однако очевидно, что в стане РПА идет поиск возможного кандидата, а если и кандидатура преемника власти определена, то она держится в строжайшей тайне.
Возвращаясь к оппозиционному флангу армянского политического истеблишмента, стоит отметить, что, отказавшись от цивилизованных методов ведения политической борьбы, и сделав упор на быстром достижении максимального результата, оппозиционные силы в некотором смысле отрезали себе дорогу назад. После серьезных перетасовок, в результате которых практически развалился союз между основными оппозиционными силами - блоком "Справедливость" во главе со Степаном Демирчяном и партией "Национальное Единение", структурный разлад перекинулся и внутрь самого блока. В итоге, говорить о наличии единого идеологического и тактического вектора действий блока "Справедливость" не приходится. Каждая из девяти партий блока, начала проводить свою линию. Идея о скорой смене власти в Армении начала превращаться в химеру, еще более усложняя действия, и даже само существование некоторых оппозиционных сил. Вместе с тем, определенные оппозиционные силы и их лидеры намеренно отстранились от радикальных процессов прошлого года, что позволило им в настоящее время рассчитывать на более или менее адекватное отношение протестного электората. К таковым можно отнести лидера партии "Наследие" Раффи Ованнисяна, который, кстати и может стать новым полюсом объединенной оппозиции и, в некотором смысле, экс-правящую партию Армянское общенациональное движение(АОД), приход к власти которой видится только в случае неожиданного и сокрушительного провала армянской стороны в переговорах по нагорно-карабахскому урегулированию.
Таким образом, революционные прогнозы в случае с Арменией не спешат оправдаться. Полюс накопления протестной энергии так и не был сформирован. Вместе с тем, возможный развал коалиции власти может обернуться самыми непрогнозируемыми последствиями, став, в том числе, прелюдией к досрочной смене власти. Армения, при таком развитии событий, может стать законодателем новой политической моды на пространстве СНГ, а именно принять модель досрочной перестройки властной пирамиды как превенции антиконституционного переворота. Жизнеспособность такого прогноза зависит от степени сплоченности тройки правящей коалиции.