Закон "О Федеральном Собрании РФ" ляжет на полку или станет началом политической реформы?
Москва, 8 июня, 2005, 12:47 — ИА Регнум. 7 июня в Госдуму внесен проект Федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации". Законопроект внесли пять независимых депутатов-одномандатников: Борис Виноградов, Михаил Задорнов, Николай Зубов, Святослав Насташевский, Владимир Рыжков.
Об этом сообщил на пресс-конференции в Москве в тот же день Владимир Рыжков. Цель законопроекта - юридически определить статус Федерального Собрания РФ, его компетенцию, вопросы ведения, структуру, организационные формы и условия его деятельности. В настоящее время все это регулируется целым рядом законодательных актов.
По словам Владимира Рыжкова, законопроект неслучайно появился в год столетия издания манифеста императора Николая II "Об усовершенствовании государственного порядка", провозгласивший гражданские свободы и создание Государственной думы, поскольку между развитым парламентаризмом и демократией имеется непосредственная связь. "Как сто лет назад, так и сейчас российский парламентаризм представляет из себя недоразвитого уродца, - заявил депутат. - Лишь могучий парламентаризм может дать России демократию".
Основные идеи законопроекта Владимир Рыжков определил как "10 демократических заповедей":
1. Аналогию предлагаемому закону представляют Федеральные конституционные законы "О Правительстве Российской Федерации", "О Конституционном суде Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации", "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и др. В этот ряд должен вписаться закон о Федеральном Собрании.
2. Закон закрепляет права оппозиции, тогда как регламенты обеих палат, ввиду легкости их изменения, представляют собой "поле для произвола парламентского большинства".
3. Законопроект содержит гарантии для парламентской оппозиции, в том числе отмененный ныне "пакетный принцип" (право оппозиции на занятие должностей руководителей ряда комитетов, пропорциональное распределение мест в комитетах и комиссиях), а также гарантию доступа для оппозиции к государственным электронным СМИ.
4. Законопроект закрепляет гарантии политических прав депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, а также их помощников, которые в настоящее время определяются разными законодательными актами и далеко не всегда соблюдаются.
5. Законопроект содержит гарантии прав фракций и депутатских групп, а также независимых депутатов.
6. Законопроект резко расширяет и закрепляет контрольные функции парламента, в том числе функцию контроля над исполнением законов и распоряжением собственностью, вводит институт парламентских расследований и определяет виды и порядок подачи депутатских запросов, а также вводит помимо существующего "Правительственного часа" с заранее известной программой ежемесячные "Правительственные дни", в ходе которых Правительство в полном составе прибывает в Федеральное Собрание и в течение 3 часов общается с депутатами, отвечая на все их вопросы без предварительной подготовки.
7. Закон исправляет наметившийся в последние годы перекос, который выражается в переходе к исполнительной власти ряда принадлежащих законодательной власти полномочий по назначению тех или иных государственных лиц.
8. Закон предусматривает утверждение парламентом кандидатуры Председателя Правительства на основании предъявленной им подробной программы социально-экономического развития страны.
9. Законопроект устанавливает полную материально-техническую и финансовую независимость Федерального Собрания от исполнительной власти. Напомним, что в настоящее время материально-техническое и финансовое обеспечение парламента равно как и высших судов РФ возложено на Управление деламии Президента РФ.
10. Закон определяет информационную открытость Федерального Собрания. В частности, предполагается обязательная публикация в сети Интернет полных текстов законопроектов, поправок, результатов голосований и др.
"Это своего рода Habeas Corpus Act образца 2005 года, - заявил Владимир Рыжков. - Это выдающийся законодательный акт, который вряд ли станет законом при нынешнем политическом режиме. Но он обращен в будущее. Вопрос о демократии открыт, история России не завершена". По его словам, авторы данного законопроекта намерены продолжать работу над пакетом законодательных предложений, образующих костяк политической реформы. На очереди проекты законов о Президенте Российской Федерации, об Администрации Президента РФ и другие.
Уникальность данного законопроекта в истории российской государственности подчеркнули также другие участники пресс-конференции - директор Независимого института выборов Александр Иванченко и секретарь Федерального Политсовета СПС Иван Стариков.
Как ожидается, первое чтение по данному проекту Федерального конституционного закона состоится в Государственной Думе осенью текущего года.