По мнению министра юстиции ПМР Виктора Балала, "уже первый взгляд на документ показывает, что это существенный шаг назад - по сути, отказ от основных положений Меморандума 1997 года. Вот только один яркий пример. В Меморандуме 1997 года закреплено, что Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать внешние контакты в экономической, научно-технической и гуманитарной областях. Напомню, что установлено это право международным документом - под Меморандумом стоят подписи России, Украины и ОБСЕ. Теперь же, в предложенном проекте устанавливается, что внешнеэкономические и прочие контакты Приднестровья должны осуществляться исключительно в рамках законодательства Молдавии. Более того, в документе речь уже не идет об общих пространствах, которые были определены известной киевской договоренностью. Здесь однозначно единое пространство, то есть унитарное государство".

Оценивая украинский план,- продолжил Балала,- господин Шова (министр реинтеграции Молдавии - прим. ИА REGNUM) заявил, что Молдова намерена использовать при его реализации опыт Гагаузии. То есть речь идет о сохранении унитарного государства Республики Молдова с предоставлением Приднестровью автономного статуса. Но если говорить о гагаузском примере, то это крайне неудачный опыт даже для автономии."

Балала напомнил, что на первоначальном этапе гагаузский конфликт был международной проблемой, и в свое время, когда был принят закон об особом статусе Гагауз Ери, международное сообщество обещало гарантировать, что Конституция Молдавии будет приведена в соответствие с этим законом. "Однако на деле получилось, что после того, как закон был принят, проблема Гагаузии превратилась во внутреннюю проблему Молдавии, - отметил Балала. - Вместо того, чтобы внести в соответствии с принятым законом поправки в молдавскую конституцию, Кишинев поступил наоборот: положения закона, которые не соответствовали конституции Молдавии, просто были выброшены".

Балала убежден, что такой же вариант Кишинев надеется разыграть и с Приднестровьем. "Сегодня молдо-приднестровский конфликт - это международная проблема и занимается ею международное сообщество. Однако приняв закон о статусе Приднестровья, Молдавия переведет вопрос в разряд своей внутренней проблемы. За этим последует ликвидация тех элементов в Приднестровье, действия которых нелегитимны с точки зрения конституции и законодательства Молдавии; одним словом - полная зачистка Приднестровья".