Александр Михайлович, ни для кого не секрет, что ЖКХ города Брянска сейчас находится на грани разорения. В ряде СМИ даже писали о банкротстве жилищно-коммунальных предприятий города. Неужели все так плохо?

Не совсем, но плохо. Как в сказке про Буратино: больной скорее жив, чем мертв и ему срочно требуется кровопускание. Но это, конечно же, аллегория. На самом деле, нынешнее состояние многих предприятий - в большинстве своем, результат неправильной тарифно-ценовой политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Посудите сами: несколько лет тарифы на услуги населению (горячую и холодную воду, лифты, отопление, уборку мусора) в городе искусственно сдерживались. Всем ясно, что раз ближайшая жизненная реалия - 100%-ная оплата услуга ЖКХ, значит необходимо повышать тарифы. Просто делать это необходимо постепенно, чтобы это не было так обременительно для горожан. А сдерживанием экономически обоснованного тарифа и тарифа для населения можно не только загубить жилищно-коммунальные предприятия, но и весь жилой фонд.

Получается, что выход для городского ЖКХ - стопроцентная оплата населением предоставленных услуг?

Я не говорю о том, чтобы поднять планку по оплате услуг ЖКХ до 100% и переложить все это на плечи населения. Я говорю о том, что стабилизировать работу муниципальных жилищно-коммунальных предприятий можно двумя путями: либо повысить тарифы за услуги для населения (а это не обязательно 100%), либо увеличить разницу погашения убытков за счет привлечения средств из городского бюджета. Можно использовать сразу эти два рычага. Как, например, в Липецке. Там население платит 75%, а городской бюджет покрывает оставшихся 25%.

У нас же сегодняшняя ситуация такова, что фактическое финансирование не покрывает расходы предприятий: то есть средств, которые поступают от населения на оплату услуг, и тех средств, которые заложены в бюджете города на покрытие расходов, не хватает. Они идут лишь на зарплату и на налоги, да и то полностью рассчитаться вовремя никогда не получается.

А с чем связана постоянная нехватка средств?

Во-первых, это связано с тем, что во многих регионах, в том числе и на федеральном уровне, за прошедший год тарифы на услуги ЖКХ повышались неоднократно. С начала этого года повысились цены на газ и электроэнергию. Причем, замечу, повысили их не городская власть, и даже не областная.

Фактически с середины прошлого года на уровне муниципального образования "город Брянск" не пересматривались тарифы для населения. Они как застыли на уровне 65%, так до сих пор там и остаются, тогда как федеральный стандарт уже вырос до 90%. С одной стороны, городские власти хотели, чтобы реформа ЖКХ не так сильно отразилась на и без того скудных семейных бюджетах брянцев. С другой стороны, городская администрация не предприняла попыток сократить "разрыв" между фактическим увеличением расходов предприятий ЖКХ и реальными средствами, которые собирались с населения. И чем дальше, тем этот "разрыв" становился все больше и больше. Это привело к фактическому банкротству муниципальных предприятий, работающих в этой отрасли. А парализованные службы не могут чинить крыши и краны, ремонтировать дороги и прочие инженерные системы.

Так почему же городские власти молча созерцали, как медленно, но верно "загибалось" родное ЖКХ? Почему не поднимали тарифы или, как вариант, не выделяли дополнительные суммы на покрытие расходов?

- Выделить дополнительные суммы в той ситуации было практически невозможно. Бюджет прошлого года был сформирован "тютелька в тютельку", так что об увеличении средств на нашу отрасль просто не могло быть и речи. Тем более, что цены на газ и электроэнергию росли не по дням и по часам, и город просто вынужден был бросать все силы на то, чтобы жители Брянска не остались без тепла и света.

А что касается вопроса о повышении тарифов, то здесь ответ простой: в течение полутора лет с политической точки зрения это было делать невыгодно. Весь этот период страна, и наш Брянск в том числе, жили в постоянной предвыборной ситуации. Вначале были президентские выборы, и пойти на такой непопулярный шаг власти всех рангов просто не могли, затем были губернаторские выборы - и ответ на наш "плач Ярославны" был тот же, в этом году - это были выборы депутатов горсовета и главы города: кто ж захочет перед своим переизбранием пойти на такой риск.

То есть получилось, как в поговорке: "хотели как лучше, а получилось, как всегда"?

Совершенно верно. Жители нашего города должны понять: как бы ни тяжело это было, но тарифы поднимать все равно придется. И придется их поднять почти на 47%. Если бы этот рост выполнялся постепенно, в течение полутора лет, было бы не так заметно и ощутимо. Но если этого не сделать нынешним летом, в городе не будет ни одного предприятия ЖКХ. А частный бизнес не очень-то стремится в эту сферу, потому что она, действительно, убыточна.

Получается что, повышение тарифов не решит всех проблем ЖКХ. Немаловажным вопросом по-прежнему остается отсутствие в городском хозяйстве таких структур как тепловые и электрические сети.

Да, это еще одна сторона медали. Отсутствие рычагов влияния на эти структуры во многом затрудняет работу коммунальщиков, и, в первую очередь, из-за невозможности городских властей влиять на тарифно-ценовую политику. С передачей в муниципальную собственность "Горводоканала" Брянску удалось решить ряд проблем. Во-первых, была пересмотрена вся система водоснабжения, бесхозные до этого сети были включены в структуру водоканала. Во-вторых, началась реализация программы по экономии ресурсов. Сегодня в городе установлено 359 счетчиков расхода холодной воды, которые дают существенную экономию средств их владельцам. Эта работа будет обязательно продолжена. В-третьих, теперь город реально может закладывать средства на технический ремонт, обслуживание и модернизацию сетей водоканала, зная, что деньги не уйдут впустую, а будут работать на улучшение качества питьевой воды.

Вопрос о передаче в муниципальную собственность тепловых и электрических сетей, имеющихся на территории города, постоянно поднимается в областной администрации. Нынешний губернатор поддерживает наше намерение. Но теперь важно пройти всю процедуру передачи до 1 октября, иначе у нас возникнут большие проблемы с расчетами по коммунальным платежам. Кроме того, наличие городских тепло- и электросетей позволило бы городу "заморозить" рост тарифов на поставку данных услуг для населения и регулярно их контролировать.

А в каком состоянии находится жилой фонд Брянска?

В связи с той ситуацией, которая сегодня сложилась в ЖКХ, идет сумасшедший недоремонт жилого фонда. Например, в прошлом году частичного ремонта требовали 4240 квартир, мы смогли обеспечить работу лишь в 60% случаев. Кровли необходимо капитально ремонтировать, так, чтобы к ним можно было не подходить 15-20 лет, и современные технологии это позволяют. А из-за того, что жилищникам на это все время достаются крохи, приходится только латать дыры, но ведь это не решает сути вопроса. Посмотрите на тот же Липецк. Там на капитальный ремонт жилья в прошлом году было выделено 126 миллионов рублей, у нас - 14. Текущее содержание жилья: у них - 116 миллионов, у нас - 95,7. Таким образом, постоянное недофинансирование капитального ремонта жилого фонда влечет за собой увеличение объема работ по текущему содержанию.

Александр Михайлович, а как Вы, специалист, проработавший в этой отрасли около 15 лет, относитесь к жилищной реформе в целом? Создание ТСЖ или кондоминиумов - это, по-вашему, поспособствует улучшению качества предоставляемых услуг?

К ТСЖ у меня неоднозначное отношение. С одной стороны, это хорошая форма - товарищество собственников жилья. Вроде бы это сплачивает жильцов, это общение и совместное решение задач по содержанию собственного жилого фонда. Но, с другой стороны, сегодня ТСЖ создаются только в новых домах, где затраты на содержание жилья минимальны. Сейчас там все новое, им легко, а когда начнутся проблемы? Это ведь не специализированные организации, они не знают, как заниматься содержанием жилья, как использовать деньги, какие проводить регламентные работы. А ведь жильем надо заниматься постоянно. Во-вторых, на ТСЖ нет абсолютно никакого административного влияния. А жители нам уже жалуются: вот у них аварийные ситуации, а договоров у ТСЖ на аварийную службу нет, у них нет своих работников-аварийщиков.

И.о. первого заместителя главы городской администрации Иван Байдаков на одной их пресс-конференций заявил, что городские власти не планируют работать с крупными частниками. Прозвучало буквально: "та же РКС - для нас слишком дорогая организация, а вообще, мы и сами уже научились работать". Насколько это утверждение - научились работать - соответствует действительности? Не будет ли в этом случае реформа ЖКХ очень болезненна для непривычных к работе с частными компаниями жильцов?

Что касается частных компаний, так, ради бога, мы и сегодня говорим, давайте, приходите, работайте на тех же условиях, что и мы. Так, поверьте мне, их нет, на такие условия они не придут. К примеру, те же РКС (Российские Коммунальные Системы) предлагали взять водоканал, но предлагали интересно: они заберут Бордовичский водозабор, скважины, очистные сооружения, то есть, все генерирующие объекты, а вот сети и коммуникации они не брали. В каком состоянии у нас сейчас сети, так это им и даром не надо. А вообще, у нас сегодня частные предприятия в "коммуналке" работают, в основном, на капитальном ремонте жилого фонда. Есть среди них хорошие предприятия, есть такие, с которыми мы расстаемся после первого же объекта, а то и в ходе работ договор расторгаем. Так что с частниками работать мы не боимся.