Энергетическая независимость Грузии равноценна политической независимости: интервью Георгия Исакадзе ИА REGNUM
Грузия, 12 мая, 2005, 15:12 — ИА Регнум. Георгий Исакадзе - выпускник факультета международных экономических отношений Тбилисского государственного университета. В разные годы занимал руководящие должности в банковской сфере, министерстве экономики, промышленности и торговли, департаменте социальной защиты Грузии. С 2000-2001 гг. возглавлял антимонопольную службу Грузии, с 2001-2002 гг. являлся помощником главы бюджетной и фискальной полиции, представителем правительства Грузии в МВФ и Всемирном Банке. С 2004 года директор аналитического центра по борьбе с контрабандой и фальсификацией табачной и алкогольной продукции, исполнительный директор федерации бизнесменов Грузии.
Г-н Исакадзе, что представляет собой Федерация бизнесменов Грузии, что объединяет людей в Вашей федерации?
Прежде всего интерес. Мы предоставляем защиту и малым, и средним, и крупным предпринимателям, а также осуществляем лоббирование их интересов. Это абсолютно естественное и нормальное явление. Мы не государственная организация, мы полностью отличаемся от структуры Торгово-промышленной палаты, наша Федерация - весьма серьезный форум для бизнесменов Грузии, которая объединяет и защищает их. Помимо предпринимателей, у нас есть крупные компании, иностранные инвесторы. На наших мероприятиях, зачастую встречаются ярые конкуренты, но всех нас объединяет одно- процветание бизнеса в Грузии.
Чем же функции Федерации отличается от функций Торгово-промышленной палаты, которая, как известно, также защищает интересы предпринимателей Грузии? Не дублируете ли вы функции друг друга?
Торгово-промышленная палата - полугосударственная организация, а мы никоим образом от государства не зависим. Палата реально подотчетна премьер-министру Грузии. Мы не подотчетны никому. Мы свободны.
Насколько сильно, по Вашему мнению, влияние государства на бизнес?
Государство значительно присутствует в бизнесе, но сегодня, возможно, это веление времени. Происходят серьезные амбициозные реформы: приватизация, налоговые реформы, энергореформы. Государство должно присутствовать, но на определенном уровне, и ничего плохого я в этом не вижу. Я за то, чтобы все платили налоги, а в случае уклонения от закона, знали о последствиях. Я полностью поддерживаю приватизацию, и не могу не поддерживать реформы в области энергетики, т.к. именно эта отрасль - десятилетняя головная боль Грузии, без решения которой улучшение инвестиционного климата в стране невозможно. Решение энергетической независимости равноценно политической независимости в стране. Я поддерживаю реформы в целом, но категорически не согласен с некоторыми моментами, например в налоговой системе в процессе приватизации. Я согласен рассматривать инвесторов, которые хотят купить грузинский порт, но я никогда не соглашусь с продажей акватории. Что касается исключения чрезмерного вмешательства государства в бизнес... Я полагаю, если государство препятствует свободному развитию бизнеса, бизнесмены правомочны довести это хотя бы до федерации, и мы можем нормально и конструктивно решить эту проблему.
К Вам поступают подобные жалобы?
К сожалению, очень мало. Я за открытое обсуждение и решение этих вопросов. Если кого-либо притесняют налоговые, фискальные органы или силовики, дайте нам факты и мы примем меры.
Вы сказали, что против энергозависимости страны..
Нет, я сказал, что я за энергонезависимость страны..
Хорошо, это в принципе, одно и то же. Однако, г-жа Зурабишвили в ходе своего визита в Москву сказала, что Грузия уже полностью энергозависима от России...
Вот к деятельности РАО ЕЭС в Грузии я отношусь нормально. Исходя из того, как они занимаются работой городской сети, все идет пока нормально. И не удивительно, что русские заинтересовались и Аджарской ГЭС. Зависимость от России остается и в ближайшие годы будет оставаться. Исходя из того, что альтернативы у нас нет, т.к. активы, которые должны были вырабатывать собственную электроэнергию в Грузии или разрушены, или не достроены, или находятся в состоянии, что могут снабжать только себя. Однако, полагаю, помимо отношений с РАО как с импортером, надо поддерживать действующие в Грузии предприятия, так сказать, свои кадры.
Вы занимаетесь бизнесом?
Стараюсь.
Каковы основные проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь, и как Вы их преодолеваете?
Самая главная проблема, над которой мы сейчас работаем с правительством - это административные барьеры. В этом направлении существуют очень серьезные проблемы для людей, которые только начинают заниматься бизнесом. Деньги в Грузии стоят очень дорого, я имею ввиду, кредиты и финансовые услуги в коммерческих банках, и.т.д. Кроме того, человеку, который пожелал открыть собственное дело, надо предоставить такую уйму документов, по всем отраслям, включая лицензии, что их набирается не меньше 900. Буквально на днях мы обсудили с правительством новый проект, над которым поработал аппарат Бендукидзе. Мы сократили количество лицензий до 150, и, я считаю, это очень серьезное достижение. В принципе, против лицензий я не имею ничего против, но по моему глубокому убеждению, для бизнесмена наиболее приемлем принцип одного окна, когда он будет прикреплен к одному учреждению, в котором будет платить, а все остальные инстанции возьмет на себя государство.
Эта разработка основана на чьем-либо опыте или это чисто грузинская модель?
Это абсолютно грузинская модель, и грузинским бизнесменам она импонирует. Я не хочу поддерживать полуфабрикат, я хочу поддерживать цельный проект, полный курс реформ. В письме, адресованном правительству Грузии, мы указываем, что если считаем себя амбициозными реформаторами, мы должны доказать это на деле.
Вы говорите, что бизнесмену достаточно пожаловаться в Федерацию на несправедливое отношение. А такое явление, как давление со стороны криминальных структур Вы исключаете?
Поверьте, сейчас гораздо лучше и целесообразнее заняться бизнесом, чем вступать в криминальные структуры. Их и раньше никто не боялся, а сейчас и подавно.
Как Вы считаете, банковская отрасль работает в Грузии во благо бизнеса или прежде всего во благо себя?
Самое главное - это то, что появились банки конкуренты, которые остро соперничают между собой в установлении кредитных ставок, и.т.д. Раньше банки тоже конкурировали между собой, но не в такой степени. Сегодня в банке можно получить под лизинг, или под аренду дом, машину, предлагаются абсолютно новые финансовые услуги. Банки в Грузии начиняют укрупняться, а крупные банки имеют более дешевые ресурсы. Конкуренция ведь мать порядка, и банки стараются предлагать оптимальные ресурсы.
В плане законодательства, что бы Вы хотели изменить, чтобы облегчить процесс налаживания бизнеса?
Налоговый кодекс. Он недоработан, и наступает как раз тот момент, когда можно вместе с правительством обсудить все за и против, практические предложения самих же бизнесменов. Кроме того, мы будем добиваться восстановления института арбитража, который упразднили парламент и правительство Грузии. Да, арбитражный суд Грузии из-за переходного периода, в котором находится страна, не вполне независим, поэтому доверие общества и бизнеса к суду, минимально. Однако, арбитраж был серьезным звеном, который мог облегчить жизнь конкретного бизнесмена, в поисках не своей, и не чужой, а реальной правды. И самое главное - суд тормозил незаконные претензии налоговиков в отношении бизнесменов. А сейчас этого тормоза у наших структур нет. Так что мы будем бороться за то, чтобы до конца весенней сессии правительство предложило новую редакцию арбитража. Наш президент всех нас научил самому главному - всегда есть смысл бороться.
Федерация имеет достаточно солидный рейтинг в Грузии. С кем Вы сотрудничаете?
Со Всемирным союзом налогоплательщиков, с грузино-российским бизнес-советом, укомплектованным членами Федерации бизнесменов Грузии, с Союзом предпринимателей и промышленников России, делаем акцент и на европейские страны. Нашим стратегическим партнером является Торгово-промышленная палата США.
Каким бизнесом предпочитают заниматься иностранцы в Грузии?
Транспорт, сельское хозяйство, коммуникации, перевозки, строительство.
Отбросив политические заключения, скажите, какие ожидания Вы связываете с приездом Буша в Тбилиси?
Пусть политики делают заключения по поводу конечных целей и результатов. Я жду конкретных инвестиций в этот регион. Тот факт, что из всех закавказских стран, Буш выбрал именно нашу страну является показателем того, что наша страна находится на пути финансовой и инвестиционной стабильности. Мы будем ждать серьезных западных инвесторов, хотя, в принципе, мы не против и российских инвестиций.
Представитель конфедерации сельскохозяйственных производителей Италии не так давно выразил опасения по поводу увеличения экспорта вин китайского производства за год на 200%. Как противостоять грузинскому бизнесу неизбежному заполнению грузинского рынка дешевой продукцией?
Самое главное, чтобы грузинские компании вышли на международные стандарты. Если мы все чаще и увереннее будем заявлять о себе, и не только на словах, но и на деле, мы сможем противостоять дешевой массовой продукции. Буквально за последние несколько месяцев несколько грузинских компаний взяли за основу международные стандарты ISO-9001, что дает им право быть представленными на всех международных рынках. Самый хороший пример - "Боржоми", а именно, как эта компания завоевала себе место на рынке. Конечно, у "Боржоми" очень серьезные традиции. Не надо забывать, что Китай конкурирует не только с Италией, но и с другими гигантами во всем мире. Но в мире всегда будут люди, которые предпочтут вкус Боржоми китайскому вкусу.
Какую оценку Вы можете дать имиджу грузинского бизнеса?
Я буду до конца объективен и скажу, давайте построим этот имидж. Настоящего грузинского бизнесмена мир еще не знает.
Как скоро имена грузинских бизнесменов мы сможем увидеть в журнале "Форбс"?
В журнале "Форбс" уже появился г-н Инаишвили, это очень авторитетная личность, не только бизнесмен, но и человек, который вкладывает огромные средства в благотворительность. Сегодня это опора и помощь интеллигенции, науке, культуре Грузии. И такой человек заслуживает быть и в "Форбсе", и везде. То же самое хочу сказать о Бадри Патаркацишвили, благотворительный фонд которого за последние 3-4 года достиг 100 000 000 долларов.
Вы верите в то, что число таких людей будет в Грузии увеличено?
Потенциал есть.