Сейм Латвии дорабатывает декларацию об осуждении "коммунистической оккупации"
Латвия, 2 мая, 2005, 19:21 — ИА Регнум. Сейм Латвии сегодня, 2 мая, приступил к рассмотрению двух проектов декларации по осуждению "тоталитарного оккупационного коммунистического режима СССР" сообщает корреспондент ИА REGNUM. Напомним, правящее правое большинство их передало в парламентскую комиссию по иностранным делам, и та сегодня сформировала рабочую группу по объединению проектов в общий итоговый вариант. Так, на заседании комиссии прозвучало предложение дополнить текст декларации, представленный рядом правящих партий, "сильными местами" из варианта Союза "зеленых" и крестьян. Такими как, к примеру, "репатриация бывших советских кадровых военных и работников КГБ вместе с семьями". Как уже сообщало ИА REGNUM, в Латвии не скрывали, что полны решимости принять "антикоммунистическую декларацию" еще до 9 мая, приурочив ее к празднованию в Москве 60-летия Победы над фашизмом. Однако в дело вмешались депутаты парламентской фракции "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ), подавшие в комиссию свои дополнения, подчеркивающие анекдотичность готовящегося документа.
Что конкретно предложили внести в текст декларации "пчелы", в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM рассказал депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ Владимир Бузаев: "Мы не в силах блокировать принятие этих абсурдных документов и воспользовались возможностью подать к ним дополнения следующего содержания: "Сейм констатирует, что коллаборационисты - бывшие коммунисты - сейчас занимают высшие государственные должности, и призывает этих лиц публично покаяться в своей поддержке коммунистического режима... Тоталитарный режим нанес существенный ущерб сознанию народа, его способности существовать в условиях самоуправления и демократии. В особенности это коснулось основной нации - латышей. Латыши были вынуждены участвовать в работе оккупационных органов самоуправления, утрачивая свою национальную идентичность и способность к производительному труду.
Так, в 1987 году удельный вес латышей в населении оккупированной республики составлял всего лишь 52%. Но среди министров и председателей государственных комитетов их было 83%, среди работников городских и районных комитетов коммунистической партии 65%, в аппарате Совета министров - 65%, среди руководителей самоуправлений - 77%, в культуре и искусстве - 73%. В результате целенаправленной политики оккупантов резко упал удельный вес коренной нации в более полезных отраслях деятельности: в промышленности и строительстве - лишь 38%, на транспорте - 34%, в коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании - 45%. И сегодня, через 15 лет после освобождения от оккупации, мы вынуждены констатировать, что когда в органах государства и самоуправления удельный вес коренной нации превысил 90%, промышленность и сельское хозяйство оказались полностью разрушенными, Латвийская республика утратила свою экономическую самостоятельность и стала беднейшей страной ЕС. Последствия оккупации привели к тому, что естественный прирост латышей (1,11 на 1000 человек в 1990 году) сменился естественной убылью (-3.97 на 1000 человек в 2001 году). Специальные ограничивающие законодательные меры в комплексе, правда, привели к тому, что среди инородцев этот показатель изменился соответственно с 1,22 до - 7,93. Эти соображения должны быть учтены в требованиях к Российской Федерации о возмещении потерь, вызванных господством коммунистического тоталитарного режима".
Ознакомившись с дополнениями депутатов от ЗаПЧЕЛ, члены комиссии упрекнули коллег в "переходе на национальности", а также констатировали, что количество латышей, работавших в оккупационных властных структурах не умаляет значение "советской оккупации" как таковой. "Да хоть 100%", - подчеркнул председатель комиссии Александр Кирштейнс ("Народная партия"). Но после его короткой дискуссии с Владимиром Бузаевым предложение "пчел" пообещали вынести на голосование парламента. После заседания корреспондент ИА REGNUM поинтересовался у А.Кирштейнса, успеют ли с декларацией до 9 мая? "Если она будет составлена из двух вариантов и соответствующих поправок, то успеем, - заметил он. - Если не будет составлена, то не успеем".