Михаил Саакашвили вознамерился "полностью покончить с армянским культурным слоем"
Некогда мощнейший в Грузии армянский этнокультурный пласт, в настоящее время пребывает в стадии агонии. Во всяком случае, именно, к такому заключению приходят представители функционирующих на территории Самцхе-Джавахетской провинции Грузии армянских общественных организаций. По их мнению, политика по искоренению армянского элемента, возведена официальным Тбилиси в ранг государственной, и особенно эффективно она претворяется в жизнь в культурной и образовательной сферах.
"В этом аспекте, рассмотрение одного отдельного вопроса, каким, например, может быть процесс "картвелизации" (огрузинивания) армянских памятников средневековой архитектуры, имеет смысл лишь в контексте единой политики грузинских властей, - заявил ИА REGNUM председатель действующего в губернском центре - Ахалцихе, Армянского национального общественного союза (АНОС) Людвиг Петросян. - Только в этом случае вырисовывается адекватная картина. Обсуждение же изолированного вопроса всегда способно переставить основные акценты и, по сути, исказить суть и характер происходящего. В этой связи, не удивительно, что претворяемая в жизнь данная политика проходит свою первичную апробацию именно в губернском центре Ахалцихе".
Расположенный в 220 км к западу от Тбилиси и в 300 км. к северу от Еревана город Ахалцихе, в виду занимаемого выгодного стратегического положения всегда являл собой арену жесточайших столкновений региональных держав. В древности этот край был частью армянского государства (провинция Гугарк), к которому он был окончательно присоединен в 189 г. до н. э., основателем армянского Царского Дома Арташесидов Арташесом Первым. С ослаблением армянской государственности данная территория в 37 г. н. э. была передана Римом под юрисдикцию Грузии, хотя армянский этнокультурный элемент продолжал играть здесь важнейшую торговую и экономическую роль. Помимо этого, армянское население региона разрабатывало известное месторождение железной руды. С древнейших времен округа знаменита и своими яблоневыми садами. Будучи театром военных действий, территория Ахалцихе перманентно переходила из рук в руки. Около трех столетий она находилась в составе арабского халифата. Собственно город Ахалцихе берет свое начало с 10 столетия, когда князь Гварам основал здесь крепость Ломсианта. Спустя два столетия, край был занят царицей Грузии Тамарой и присоединен к Грузинскому царству, как область Самцхе (в переводе с грузинского - "земля месхов"). Царица реконструирует занятую цитадель, и нарекает бастион "Новой крепостью" - Ахалцихе. В 1236 году город завоевывают вторгшиеся в регион из Центральной Азии турки-сельджуки и подвергают его разрушению. В 14 столетии данная территория существует как полузависимое политическое объединение, которой попеременно управляют представители армянских и грузинских княжеских домов. В 1416 году город вновь подвергается разрушению, на этот раз предводителем тюркского племенного союза какракоюнлу Караюсуфом. Позднее Ахалцихе опять восстанавливается и функционирует как самодостаточное городское поселение. В 1579 году, он переходит под власть Турции и пребывает в ее составе до первой половины 19 века. В 1828 году русский генерал Паскевич занимает Ахалцихе и присоединяет его к Российской империи. Он же, в 1830 году из армянского Карина (Эрзрум) осуществляет переселение 2536 армянских семей в Ахалцихе, который тогда еще располагался исключительно на левобережье притока Куры - Похцова. Переселенное уже на правый берег реки армянское население выражает желание назвать этот район "Новым Эрзрумом", но генерал так и не дает согласия, отмечая, что правобережье Похцова, в соответствии с планом переселения, будет носить название "План". В настоящее время этот район Ахалцихе известен под топонимом "Мард". Противоположный же берег, по крайней мере, с 10 в., носит арабское название "Рабат". Он и явился ядром становления города.
"Основываясь именно на этом факте, власти официального Тбилиси в настоящее время пытаются доказать миру, что вплоть до первой половины 19 столетия армянского градообразующего фактора в Ахалцихе не существовало, - отмечает ИА REGNUM Людвиг Петросян. - Грузинское руководство, тем самым полностью игнорирует древнюю и средневековую историю края, и пытается не замечать факт наличия многочисленных следов армянской культуры - в том числе, датируемых более ранним периодом церковных сооружений и кладбищ, на городском левобережье. Именно поэтому, сохранившиеся там следы армянской жизни либо уничтожаются, либо огрузиниваются. Данная политика зачастую принимает и вовсе комические проявления: в частности исключительно армянские надгробные памятники - хачкары (крест-камни) выставляются в качестве грузинских могильных плит, путем помещения на них грузинских надписей. Такие же надписи сегодня можно встретить и на фасадах, находящихся в Рабате армянских сооружений. Церковь Сурб Аствацацин, например, датируется 1356 годом. Заложенная в 12-13 веках церковь Сурб Еремян, изначально была армянской апостольской, а позже - армянской католической. Примечательно, что власти страны огрузинивают, таким образом, и католические сооружения, хотя грузины никогда не были католиками. Мусульманами они были, но только не католиками".
Следует отметить, что этот район, равно как и северо-западная окраина Армении - один из центров армянского католичества. Большинство христианского населения здесь составляют католики, причем именно из их среды и вышел один из известных деятелей Римско-католической Церкви, кардинал Г. П. Агаджанян.
"И тем не менее, федеральные власти пытаются представить историю Ахалцихе без учета мощнейшего в историческом разрезе армянского пласта, - подчеркивает ИА REGNUM руководитель юридического отдела АНОС Самсон Амбарян. - Причем, мы имеем дело с глубоко традиционным, и, следовательно, не новым политическим курсом, который в условиях существования независимого грузинского государства принял лишь более открытые формы. Подобный курс осуществлялся и в период СССР, и даже ранее. Вспомним слова Ильи Чавчавадзе - "армянские ученые мужи все равно настаивают на своем, пытаясь обрести жилище свое там, где его никогда не имели... желая уверить всех в том, будто располагают историческим правом обосноваться в этих местах".
В этой связи, статистические данные Российской империи за 1833 г. сообщают, что население Ахалцихе, причем без учета перемещенных в 1830 г. армянских семей, в указанный период состояло из 411 армянских, 117 еврейских, 44 грузинских и 24 турецких семей. Уже в 1851 году число жителей города составляло 12 474, в 1876 г. - 13 300, а в 1900 г. - 16 116 человек, причем на долю армянского населения приходилось 13 000.
"Армяне Ахалцихе составляли основу торгово-купеческого и производственного городских сословий, имели ремесленные ряды, а также занимались врачеванием и образованием, - отмечает ИА REGNUM руководитель молодежного союза скаутов Грант Карапетян. - В городе издавалась армянская периодика, и функционировали многочисленные школы. Действовало пять армянских церквей, и в их числе - знаменитый учебно-образовательный комплекс при храме Сурб Ншан, который сегодня представляется грузинскими властями как памятник грузинской архитектуры. Помимо армянских церквей, в городе действовала мечеть и две синагоги".
Старое еврейское кладбище Ахалцихе располагается на левом городском берегу, по соседству с армянским. Несмотря на то, что евреев в городе уже практически не осталось, само кладбище полностью огорожено высоким каменным забором и охраняется.
"Увы, этого нельзя сказать о старом армянском кладбище", - отмечает в нашей беседе Людвиг Петросян. Сам он исконный ахалцихец, предки которого жили здесь еще задолго до переселения 1830 года. "Уникальность и ценность этого кладбища как раз и состоит в том, что оно вместе с ранними христианскими сооружениями является вещественным доказательством постоянного пребывания в городе армянского населения, - подчеркивает наш собеседник. - Это старый некрополь, где похоронены жители Ахалцихе еще до 19 столетия. Именно поэтому, данное кладбище не охраняется со стороны государства должным образом. Конечно, многое зависит и от нас самих, однако в нынешних условиях, мы практически лишены многих возможностей".
В прошлом году, по инициативе Людвига Петросяна на одном из прилегающих к городу холмов был установлен памятник жертвам геноцида армян в Турции. Единственный на территории Грузии подобный памятник, являет собой традиционный армянский хачкар. С согласования муниципальных властей, он был установлен в преддверии наиболее скорбного в армянской истории дня - 24 апреля.
"Однако, по указанию губернских властей он был демонтирован представителями правоохранительных органов, а я - вызван в прокуратуру, - вспоминает председатель АНОС. - И только после того, как поднялся большой шум, чреватый реальными осложнениями в сфере армяно-грузинских государственных связей, по личному распоряжению президента Грузии Михаила Саакашвили памятник был восстановлен. Сегодня, в преддверии 90 годовщины Геноцида, история как будто продолжается. 24 апреля армяне Грузии планируют проведение беспрецедентной акции скорби, однако руководство губернии не позволяет нам огородить хачкар и провести к нему десяток ступеней. В таких условиях, о каких еще более крупных проектах может идти речь. Достаточно отметить, что на фоне обрамляющих котловину Ахалцихе множества бездействующих и разрушающихся армянских архитектурных сооружений, единственная функционирующая церковь, в буквальном смысле слова загнана в бывшую синагогу, а после - мечеть, в еврейском квартале".
Заседающий в Ахалцихе новый Полномочный представитель президента Грузии в Самцхе-Джавахетии Гиорги Хачидзе, к сожалению, не принял корреспондента ИА REGNUM. Как заявила нам пресс-секретарь губернатора Иа Гогитишвили "сегодня он в Тбилиси, завтра непременно должен быть в Боржоми, а после - в Батуми".
"Быть может, господин губернатор действительно занят, однако нам думается, что мотив отказа в данном случае, несколько иной, - отмечают представители ряда армянских организаций в Ахалцихе. - Дело в том, что 30 летний Гиорги Хачидзе, едва ли располагает сведениями о состоянии дел в регионе, и ему просто нечего будет говорить. Это весьма серьезная проблема - никто из прежних полномочных представителей президента Грузии в Самцхе-Джавахетии не был родом отсюда. Это своеобразный индикатор официального внимания Тбилиси к проблемам провинции. Достаточно сказать, что нынешний представитель Гиорги Хачидзе, который родом из Хашури - бывший солист эстрады, певец группы "Сахе" ("Лицо"). Вот он и определяет лицо нашей губернии".
Действующий полномочный представитель назначен на эту должность совсем недавно - 2 марта 2005 года. Он заменил Николоза Николозишвили, кстати, бывшего посла Грузии в Армении, при котором и поднялся шум с хачкаром.
"Сколько их - "уполномоченных президента Грузии" было здесь за прошедшие годы, - вспоминает Людвиг Петросян. - Гигла Барамидзе, Теймураз Мосиашвили, Гела Кварцхелиа, который, кстати, был близким другом бывшего губернатора Квемо-Картли Левана Мамаладзе, находящегося сегодня в розыске. Все они осуществляли политику по выдавливанию армянского элемента из Самцхе-Джавахетии. Между прочим, достойной политической карьеры никто так и не сделал: тот же Гигла Барамидзе в настоящее время читает лекции в Тбилисском Университете".
"В течение прошедших 15 лет в Грузии сменилось три президента и 7 его полномочных представителей по Самцхе-Джавахетии, - отмечает учитель Арташес Баласанян. - Никто из них не решал армянских проблем, а лишь усугублял эти проблемы. Следует отметить, что все полномочные представители были грузинами, хотя население провинции на 50% все еще состоит из армян. Более того, в губернском правлении, в котором в разные годы числятся 30-35 работников, армян практически нет. В лучшем случае - 1 представитель. О какой демократической Грузии говорят сегодня в международных кругах? Уже в середине 1990-ых гг., ввиду осуществляемой грузинскими властями политики по искоренению армянской культуры, численность армянского населения только в Ахалцихском районе претерпело революционные демографические изменения и составило всего лишь 50% от общего числа районного населения. Если по данным советника уполномоченного главы Грузии в Самцхе-Джавахетии Марины Гагечиладзе, в Ахалцихском районе в 1997 г. в общей сложности проживало 49 000 человек, из которых 42,8 % - 23.644 составляли армяне, то в настоящее время количество армянского районного населения - уже не более 18 тысяч, и это при наличие 50 тысячного населения района".
30-летний Арташес Баласанян преподает химию и биологию в расположенных соответственно в 10 и 15 км. от Ахалцихе армянских школах Вале и Малого Памаджа. Высшее образование он получил в Ереване, и, тем не менее, решил долго не засиживаться в армянской столице, и вернулся на Родину.
"Обстановка, в которой сегодня живут представители национальных меньшинств Грузии, право же способствует оттоку, а не притоку населения, и поэтому мое решение возвратиться домой, вряд ли можно назвать характерным, - отметил ИА REGNUM Арташес Баласанян. - Однако, именно эта обстановка и привносит в наш учительский быт определенные элементы миссионерства. В армянской школе в Вале сегодня, в общей сложности, учится всего 95 школьника, причем количество учеников старших классов в несколько раз превышает соответствующий показатель начальной школы, где классы комбинированы. Очевидно, что кто-то просто обязан заниматься детьми, и мое возвращение, таким образом, было осознанным выбором. В случае грамотной постановки образовательного дела дети Ахалцихе полностью оправдывают вложенный в них труд. Именно из школ Ахалцихского региона вышли в большой мир академики А. Манандян, и С. Малхасян, профессоры Б. Фанарджян и Г. Навакатикян, выдающиеся художники В. Суренянц и А. Коджоян, певица Л. Закарян, виднейший деятель католической церкви, кардинал Г. П. Агаджанян и многие другие".
Несмотря на то, что преподаваемые нашим собеседником предметы относятся к области естественных наук, учитель большое внимание уделяет и вопросам национальной истории и географии.
"Уверен, что это жизненная необходимость, так как в армянских школах Грузии запрещается преподавание истории армянского народа и географии, - отмечает учитель. - Иными словами, изучение национальных политических дисциплин не допускается. Школьники, в обязательном плановом порядке изучают историю и географию Грузии. Это конечно необходимо, так как мы, в конце - концов, являемся гражданами именно этой страны. Однако, нельзя отрывать народ от собственных корней путем недопущения изучения важнейших для национального воспитания предметов. Поэтому, ученики выпускных классов школы в Вале проходят данные предметы на факультативной основе. Многое здесь напрямую зависит от энтузиазма самих преподавателей, и поэтому необходимо отдать им должное. Они, по сути, осуществляют истинно национальное капиталовложение".
Схожая ситуация и в школе Малого Памаджа, где также учительствует Арташес Баласанян. В этом образовательном заведении число учащихся составляет уже 140 человек, что, по мнению педагога, ситуации никак не меняет:
"Также как и в Вале, школьный инвентарь здесь тоже полностью изношен. Доски, парты, столы давно уже исчерпали все свои физические и моральные возможности. Само здание требует капитального ремонта. В школе нет библиотеки. Изданные в Армении пособия в школу просто не допускаются. Более того, если в настоящее время учащиеся армянских школ изучают историю и географию Грузии в механическом переводе грузинских изданий на армянский язык, то согласно новому законопроекту, школьники должны обучаться этим предметам уже на грузинском. Отмечу, что в начале года между Тбилиси и Баку было достигнуто соглашение об обучении истории и географии Азербайджана в азербайджанских школах Грузии, и об изучении грузинской географии и истории в грузинских школах Азербайджана".
Образовательные проекты в Самцхе-Джавахетии имеют и большой демографический смысл, считают в правлении АНОС. В Ахалцихе и Ахалкалаки функционируют соответственно Месхетский и Джавахетский филиалы Тбилисского Государственного Университета, которые призваны изменить демографическую ситуацию в регионе, посредством массового притока грузинских студентов. Как сообщил председатель АНОС, грузинские студенты Месхетинского филиала получают стипендию в 50 и более долларов, и проживают в специально приобретенных для них и не облагаемых налогом квартирах. Это в основном жители центральных и восточных регионов Грузии, с которыми власти связывают определенные надежды.
Аналогичная ситуация и в Джавахетском филиале Тбилисского Университета. Общее число студентов функционирующего в Ахалкалаки данного филиала, в настоящее время, составляет 420 человек, причем 47% приходится на долю восточных грузин. Более того, как сообщил нам источник в районной администрации "грузинская половина, в отличие от армянской обучается на бесплатных курсах. Им также выплачивается президентская стипендия в размере 100 - 150 лари, или 50-80 долларов". Студенты из восточных областей Грузии находятся также в центре внимания отдельных депутатов грузинского парламента: в частности депутат из Зугдиди приобрел в Ахалкалаки несколько квартир и подарил их отдельным студентам, с условием что они и дальше останутся в этом городе.
"Осуществляемая на наших глазах подобная политика, конечно, не может не настораживать армянское население района, - отмечает в этой связи житель Ахалцихе Роберт Манукян. - Любое проявление армянской озадаченности имеет под собой реальную практическую почву. Мы никогда не заявляли о намерении выйти из состава Грузии, однако федеральным центром всегда воспринимались в качестве сепаратистов. История свидетельствует о том, что Тбилиси не решает наших проблем, а только усугубляет их: первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия заявлял, что "Грузия только для грузин", второй - ничего к этому не добавлял, а третий - Михаил Саакашвили похоже вознамерился полностью покончить с армянским культурным слоем в Ахалцихе. Впрочем, 24 апреля в день Геноцида армян, в Ахалцихе пройдет крупнейшая акция, итогом которой должно стать адресованное главе официального Тбилиси обращение с призывом признать и осудить это чудовищное преступление. Вот тогда и будет повод поговорить о позиции третьего главы независимой Грузии в отношении армян более детально".