Турецкий политолог: "Странная близость" Армении с Россией мешает Европе и США
Азербайджан, 11 апреля, 2005, 22:41 — ИА Регнум. Армяне Армении и армяне диаспоры имеют разные, а порой, противоречивые интересы, заявил турецкий политолог, эксперт по кавказской политике доктор Нилгун Гюьчан (Nilgun Cuican) в интервью Turkish Weekly. "Если Турция признает требования армян, то армяне диаспоры выиграют, а Республика Армения будет за это расплачиваться", - отметил он.
По его словам, в случае, если Турция признает Геноцид армян, армяне диаспоры выиграют по трем пунктам. "Во-первых, они надеются получить законную компенсацию, некоторые организации диаспоры ожидают получить компенсацию в несколько миллиардов долларов". Как бы то ни было, по словам турецкого политолога, армяне диаспоры не вернутся в Армению, не вернутся они также в Турцию, поскольку уже привыкли к комфортабельной западной жизни. "И наконец, последнее и самое главное - они используют так называемую "турецкую угрозу" как инструмент для объединения и сохранения идентичности. Если Турция признает Геноцид армян, организации армянской диаспоры еще более углубят антитурецкую компанию", - считает турецкий политолог.
Что касается Республики Армения, то признание Геноцида армян не будет способствовать примирению и не поможет армянам, проживающем в Армении. Нилгун Гюльчан утверждает, что Армения нуждается в Турции и турках, в то время, как армянам диаспоры нужна "турецкая угроза" - "у армян Армении, которые не живут в Калифорнии, Нью-Йорке или Париже, иные интересы". По его словам, "они (армяне Армении - ред.) живут в других условиях, в закрытой стране, они не живут с американцами, французами или итальянцами, а окружены преимущественно турками". "Армению окружают почти 100 млн турков: Турция, Азербайджан, Иранский Азербайджан. Армяне диаспоры могут оскорблять турков, они могут себе позволить жертвовать дружбой турков ради исторических дебатов. Им не нужна дружба с Турцией и турками, им нужен фактор турецкой угрозы для того, чтобы выжить в окружении других", - считает Гюльчан.
По его словам, естественно, что две нации видят прошлое в разном свете. "Как бы то ни было, Армения не должна жертвовать сегодняшними интересами ради событий прошлого. Армяне диаспоры не должны жертвовать Арменией ради собственных интересов. Сегодня турецкое правительство полно энтузиазма наладить отношения с Арменией. Если Армения не сможет нормализовать отношения с теперешней Турцией у нее не будет больше такого шанса. Армянские политики надеются, что Европа и США окажут давление на Турцию, однако и ЕС и США понимают, что Анкара не откроет границ с Арменией, пока последняя не предпримет шагов в отношении оккупированных территорий. Более того, "странная близость" Армении с Россией мешают американцам и европейцам осуществлять свою политику на Кавказе, - заявил турецкий политолог.
Гюльчан утверждает, что давление американцев и европейцев на Турцию не действует и не будет действовать. "Единственный путь нормализации отношений между Арменией и Турцией, это нормализация отношений между Арменией и армянской диаспорой. Как только завершатся манипуляции со стороны диаспоры, Армения и Турция сразу же наладят отношения", - заявил он. По мнению Гюльчан политикой Армении манипулируют также и карабахские армяне. "Они одержимы Карабахом и не могут видеть региональных реалий. Похожий на ястреба, президент Кочарян доверяет только карабахцам. А те привыкли милитаризовывать страну. Карабахский фактор тормозит демократизацию Армении. Да и демографическая картина в этой стране обстоит не лучшим образом. Население не удовлетворено уровнем жизни и многие покидают ее. Однако даже на этом фоне экстремальные националисты разглагольствуют о захвате новых территорий - Карабаха, Нахичевани, Восточной Турции, какой-то части Грузии и России. Это не реалистично. Армении нужно население и финансовая помощь, а не новые территории и советы подобного рода. Армении нужны друзья в регионе. Ей нужно положить конец исторической враждебности, чтобы не создавать новые. Армении нужна диаспора, которая искренне считается с интересами Армении", - заявил турецкий политолог Нилгун Гюьчан.