"Народный Хурал идет налево", пишет "Номер Один в Бурятии". Закон об избрании половины состава Народного Хурала по партийным спискам заставил депутатов определится со своими политическими убеждениями. "Валеночная" эпоха, когда понять, кто в Хурале правый либерал, а кто левый социалист, было нельзя - все хором выступали "за все хорошее и против всего плохого", подошла к концу. "Первый сюрприз на ниве парстроительства преподнес на мартовской сессии Хурала известный бизнесмен Иринчей Матханов, выступив как лидер местного отделения социал-патриотической партии "Родина". В своих интервью СМИ Матханов выразил свое несогласие с социальной политикой федеральных властей, тем самым записавшись в "левую" оппозицию. Многие из 33 депутатов фракции "Единая Россия" стали активнее в публичном высказывании своего мнения. Сегодня каждый, кто желает остаться депутатом задумывается, как для него будет лучше: или попасть в партийный список, или избираться по одномандатному округу. Если человек планирует идти по партийным спискам, то встает вопрос: какое место депутат займет в нем. Ведь у нас 6 тысяч членов партии, и в принципе все имеют право избирать и быть избранными. А активность депутатов мы чувствуем, люди стали ярче проявлять себя на различных мероприятиях", цитирует газета Михаила Кравченко, руководителя исполкома БРО "Единая Россия". "Правые" либеральные партии также не стоят в стороне от политических процессов. Зарегистрирована фракция СПС. КПРФ также активно включается в процесс, однако этой партии строить ничего не надо. У них есть прочная и устоявшаяся электоральная база и серьезная оргструктура, отмечает "Номер Один". Еженедельник делает прогноз о будущем составе республиканского парламента. "Судя по всему, это будет весьма и весьма популистский орган, в котором представительство проправительственной "Единой России" будет ограничено многочисленными "левыми" - от коммунистов до "родинцев". Последние собираются приложить к этому все усилия. Правые же партии вроде СПС и "Яблока" в Хурале будут представлены незначительно", пишет газета.

Китайцы пришли за бурятским цинком, пишет "МК в Бурятии" в статье "Девушка из Метрополя". "Не мытьем, так катаньем китайская горнодобывающая компания Shui Kou Shan Nonferrous Metals Group LTD получила доступ к освоению богатейшего Озерного месторождения полиметаллических руд в Бурятии", отмечает газета. В 2004 году московская ИФК "Метрополь" победила в аукционе на разработку месторождения, предложив 55 млн. рублей, хотя второй участник, представляющий интересы китайской фирмы, готов был заплатить в несколько раз больше. Компанию сняли с дистанции под предлогом неправильно оформленных документов. Китайцы подали в арбитражный суд РБ, который, в свою очередь, отказал в иске. "С самого начала было ясно, что московской фирме, которая к тому времени обвешалась месторождениями, как торговка сушками (кроме Озерного, через дочернюю компанию "Техпроминвест" она прибрала к рукам Холодненское и Назаровское месторождения), в одиночку освоить и, главное, получить рынок сбыта не хватит силенок. Видимо, исходя из этих соображений в конце марта в Москве компания "Метрополь" подписала соглашение, согласно которому российская сторона будет строить в Холодненском рудник, а китайцы дадут на строительство денег и обеспечат сбыт в Китай. Таким образом, месторождение будет считаться российским только с большой натяжкой. Ведь известно: кто денег больше даст, тот и девушку танцует", пишет еженедельник.

Почти 10% жилого фонда Бурятии признано аварийным, в нем живут более 70 тысяч человек, пишет "МК в Бурятии" в статье "Избушки-старушки". Разрушается жилье скорее, чем власть успевает что-то предпринимать. За последние 4 года ветхий и аварийный фонд вырос почти вдвое - до 1,2 млн. кв.м., за три года построено 5,6 тысяч кв.м., переселено 2 тысячи человек. Газета рассматривает проблему нормативов признания жилья "аварийным", а также то, что при этом в нем оказываются прописанными по несколько семей, претендующих на переселение в новые квартиры. При таком раскладе не каждый предприниматель рискнет затевать строительство со сносом деревянных домов даже в самом привлекательном районе - центре Улан-Удэ, пишет газета. Бизнесмен будет обязан переселить всех прописанных людей, десятки человек из хибар в новые квартиры.

Найден уникальный способ увеличения рождаемости - отказ в аборте. Как пишет "МК в Бурятии" в статье "Жертва аборта", каждый год в Улан-Удэ не рождается ровно столько же детей, сколько появляется на свет. Самое печальное, что первых отчего-то становится все больше и больше. Не помогает ни увеличение валового национального продукта, ни демографические лозунги. Впрочем, в последнее время положение несколько изменилось. Ведь только желания для аборта, например, на поздних сроках, бывает маловато. Нужно разрешение врачей, и вот здесь в силу вступает особая инструкция. В ней перечислены все социальные причины, по которым женщина может надеяться на аборт, ибо воспитать ребенка не в состоянии. Секрет в том, что с прошлого года список гражданок, попавших в сложную жизненную ситуацию, сократили с 13 категорий до 5. Тем, кто не попал в инструкцию, хочешь - не хочешь, а придется родить новых граждан. Какими они будут, никого не волнует. Они, эти дети, уже пополнили городские статотчеты. Время покажет, кто из нас станет жертвой этого несостоявшегося аборта, пишет еженедельник. Приводятся и следующие данные: если раньше разрешение на поздний аборт могла получить, в частности, женщина после изнасилования, потерявшая мужа и по другим показаниям, а также женщина, чей доход ниже прожиточного минимума, "а таких в Бурятии, как известно, большинство", то теперь они должны рожать. В 2004 году число абортов увеличилось на 12% и составило 6600.

Иркутяне не хотят стать периферией Улан-Удэ, пишет "Информполис". Предложение Леонида Потапова создать суперрегион с центром в Улан-Удэ вызвало широкий резонанс в Иркутске. Идея президента была озвучена газетой "Коммерсант в Иркутске" в статье "Буряты в условиях современной трансформации российского общества и государства". Говоря о возможности объединения Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов, Потапов предложил сделать Улан-Удэ столицей будущего потенциального субъекта Федерации. "Ъ" сообщает, что 28 марта в Иркутске продолжилось обсуждение темы объединения регионов Прибайкалья и Забайкалья. Проректор Байкальского госуниверситета экономики и права (БГУЭП) профессор Михаил Рачков заявил, что центр нового Байкальского суперрегиона может возникнуть на базе Иркутска с его городами-спутниками - Шелехово и Ангарском. "Объективно... Улан-Удэ ни экономически, ни географически (ибо расположен в замкнутом пространстве горной чаши) не может претендовать на место крупнейшего мегаполиса в Азии, при этом важно заметить, что экономический и политический центр региона, как правило, не совпадает с его географическим центром. Реакции со стороны властных структур на заявление бурятского президента не последовало", пишет "Информполис". "Для соседей проблема создания суперрегиона может стать актуальной только после завершения первого этапа укрупнения - ликвидации самостоятельности бурятских автономных округов", отмечает газета.

Найдена уникальная книга Даши-Доржо Итигэлова, чье нетленное тело стало буддийской святыней и помещено в саркофаг в Иволгинском дацане. В книге он подтвердил свои перерождения, пишет "Информполис". Ламы считают, что рукопись написана самим Великим Учителем. "В первых числах апреля она была случайно обнаружена ламой Жаргалом Дугдановым среди тысяч изданий, хранящихся в Деважин-дугане дацана. Она представляет собой пять рукописных листов традиционного для монастырских изданий формата на тибетском языке. Содержание книги - изложение биографии первого бурятского хамбо-ламы Заяева. Оно описано предположительно хамбо-ламой Итигэловым, который, по представлениям лам, считается перерожденцем Заяева. Итигэлов рассказывает, как в прошлой жизни, будучи Заяевым, он преподносит поочередно подношения в виде золота, серебра и кораллов Далай-ламе, Панчен-ламе и буддийским божествам и получает от них сведения о своих предыдущих жизнях.

В Улан-Удэ реанимирована идея строительства мечети, пишет "Центральная газета". В Бурятии проживает 15 тысяч татар, ислам признается традиционной религией, вопрос строительства объективно назрел. Однако почему-то его решение отдается не татарским общественным объединениям, которые просят об том в открытых письмах к властям всех уровней, а некоему "Республиканскому благотворительному фонду содействия строительству и развитию мусульманской Соборной мечети г. Улан-Удэ". Этот фонд вновь обратился в мэрию Улан-Удэ с просьбой предоставить землю для строительства мечети в районе проспекта Автомобилистов площадью 1 гектар. То есть там, где фонд и планировал ранее, в 2001 году начать строительство. Правда, на этот раз его представители обещают сделать это сразу, а не тянуть, как прежде, несколько лет, пишет газета. Она напоминает, что "данный фонд возглавляет Бадруддин Магомадов, директор фирмы "ВостСибагропромснаб" и представитель очень немногочисленной в Бурятии чеченской диаспоры. Известно, что при строительстве мечети фонд рассчитывает получить зарубежную помощь из таких богатых исламских стран, как Малайзии и Индонезии. И именно последние обстоятельства заставляют задуматься над тем, кто будет контролировать мусульманскую общину, которая сложится вокруг мечети, и какой ислам будет проповедоваться в ее пастве? Газета также задается вопросом, почему к проблеме строительства мечети не привлекаются татарская община Бурятии или многочисленная азербайджанская диаспора, многие представители которой живут в республике давно и внесли большой вклад в ее развитие?