Зам. губернатора Ростовской области Сергей Кузнецов: Полномочия - на места, контроль - вышестоящей структуре
Ростовская область, 5 апреля, 2005, 16:50 — ИА Регнум. Проводимые в Ростовской области мероприятия, связанные с реформой местного самоуправления, а также свою точку зрения на взаимоотношения между субъектами и федерацией по просьбе корреспондента ИА REGNUM заместитель губернатора Ростовской области Сергей Кузнецов.
По словам заместителя губернатора, органы местного самоуправления в Ростовской области только будут формироваться. Сейчас область определила потребность в помещениях, необходимых для размещения этих администраций. Уже сейчас, по словам Сергея Кузнецова, можно сказать, что все образуемые администрации будут располагаться по месту ныне существующих администраций - потому что общее количество муниципальных образований и поселений будет меньше, чем число ныне существующих поселковых и сельских администраций.
ИА REGNUM: Сколько дополнительных средств, по вашим оценкам, потребуется для формирования органов местного самоуправления? Проведена ли переподготовка кадров, в каком количестве?
С.К:Поскольку с 1 января будущего года муниципальные образования получат новые полномочия, которых до сих пор у них не было, конечно, потребуются дополнительные люди, которые эти полномочия должны осуществлять. Сколько их потребуется - сейчас мы ответить не можем - сейчас мы занимаемся этим подсчетом, вырабатываем нормативы трудозатрат. В системе госслужбы в целом по России никто не определяет, сколько чиновников на самом деле нужно, имеющееся количество: много это или мало. Критериев нет. Мы в общем говорим - "чиновников много". Хотя тут же приводим цифры, что, по сравнению с европейскими, их намного меньше.
Когда мы задались этим вопросом - сколько же чиновников на самом деле нужно, мы начали определять критерии количества людей, необходимых для осуществления тех или иных функций, которые прописаны законом. Закон об общих принципах организации органов местного самоуправления четко структурировал, кто чем должен заниматься. Наши областные законодатели еще в прошлом году приняли целый ряд законов, которые определили статус муниципальных образований и поселений и установили границы этих поселений в целом по области. У нас будет 463 муниципальных образования. Я не боюсь сказать, что мы будем увеличивать численность муниципальных служащих, потому что новый закон определил новые полномочия, которых раньше у муниципальных образований не было.
За 2 года, которые мы готовились к реформе, мы практически "инвентаризацию" чиновников провели, и 871 человек в муниципальных образованиях сократили. Мы считаем, что это было избыточное количество, которые загружены были неэффективно.
В результате реформы у муниципальных образований появятся новые полномочия, которых раньше не было: поселения будут юридическими лицами, будут иметь свои бюджеты. Да, они будут дотационными, но дотации будут предусматривать выделение необходимых средств на медицинские и другие услуги, исходя их численности проживающих в поселении. Поэтому, независимо от доходности поселения, эту сумму, фиксировано и гарантированно область будет перечислять на уровень поселения. Размер перечислений будет определяться, исходя из ведомственных нормативов: на образование, здравоохранение и так далее.
В компетенцию поселения, например, будет входить функция вывоза мусора, уличное освещение. Сколько нужно направить на уличное освещение будет определяться по отраслевой норме - ЖКХ, с учетом количества проживающего населения, плюс какая-то часть бюджета, которая будет гарантированно поступать на обеспечение этих функций. Вторая часть, из которой будет складываться доходная часть бюджета поселения - это налоги: земельный налог передается в бюджет поселений полностью, еще ряд налогов, если не ошибаюсь - налог на аренду строения, имущество, то есть то, что касается непосредственно того, где люди проживают.
ИА REGNUM: Когда истекает срок действующего договора о разграничении полномочий между Ростовской областью и федеральным центром? Будет ли в ближайшее время подписываться новый договор, какая работа по его подготовке проводится?
С.К.: Я являюсь членом экспертной рабочей группы Госсовета по совершенствованию механизмов регулирования органов власти и совершенствования федеративных отношений, в рамках проводимых заседаний ряд субъектов, в их числе - Ростовская область, подготовила предложения. По моему, в июле от договоров по разграничению полномочий между областью и федерацией "не остается и следа".
Сейчас в России отношения между субъектами и федерации строятся по двум схемам: первая - путем заключения соглашений и договоров и вторая - через взаимодействие между федеральными структурами в регионах путем координационных совещаний, комиссий и так далее. Например, губернаторы возглавляют антитеррористические комиссии, куда входят все "силовики", которые "замыкаются" только на центр. Или, например, межведомственные комиссии по погашению задолженности по зарплате.
Что предлагается? Полпред в ЮФО Дмитрий Николаевич Козак выступил с инициативой - отдать субъектам те функции, что раньше у субъектов забрали и передали структурам федеральных органов в субъектах и округах Практика показала, что по всем вопросам, переданным в компетенцию федеральных органов, люди все равно обращаются в органы исполнительной власти субъекта. И спрашивают, в основном, с нас, и судят о деятельности этих структур по нашей работе. Сейчас речь идет о том, чтобы на места делегировать эти полномочия. Здесь позиции разделились. Одна позиция, ее в основном, придерживаются Москва, правительство России, заключается в следующем: зачем делегировать эти полномочия, есть соглашения с субъектами, есть договора, давайте будем их индивидуально заключать. А мы говорим - нет, давайте сделаем по - другому: с принятием федеральных законов передадим часть функций на уровень субъекта: например, очень многие вопросы в области экологии, природопользования, та же службы занятости, санэпидстанция, и еще целый ряд вопросов, которые, фактически, назрели. Мы ими в любом случае занимаемся. Давайте делегируем эти полномочия на места, передайте их нам, с тем, чтобы губернатор мог самостоятельно определять структуры, а вы - определяйте уровень финансирования, разработайте методику, необходимую для осуществления этих полномочий. Мы считаем, что федерация должна разработать методику финансирования, чтобы были какие-то критерии.
Вся наша беда, на мой взгляд, заключается в том, что нет критериев эффективности деятельности органов власти. А все остальное - субъективно. Вот, например, сейчас к нам часто обращаются, в связи с определением границ местных поселений. Одни люди говорят: нам плохо в тех границах, которые вы определили, а другие говорят - а нам, наоборот, хорошо. Вернемся к нашему предложению: получается, что общефедеральный закон принят, но в нем надо предусмотреть следующее: ликвидировать здесь, в территориях, федеральные структуры в нынешнем их виде, но оставить федеральную структуру, которая бы осуществляла контрольную функцию за тем, как мы осуществляем все эти делегированные нам полномочия. Это ведь логично: мы не будем сами себя проверять, Москва - тоже далеко. И эта структура должна быть или одна на несколько субъектов, или одна на субъект. То есть, мы предлагаем оставить за федерацией контролирующие функции.
Каким образом передавать регионам эти полномочия? Если делегировать нам эти полномочия - представьте себе, это же каждое министерство должно подготовить 88 соглашений - сколько сил и людей для этого надо! Это ж с ума сойти можно. А мы говорим: пусть это все урегулируется принятием закона.
Договоры и соглашения тоже оставить нужно. Для чего? Ну, например, в северных республиках есть северный завоз, еще какие-то проблемы, и определенное министерство может заключить с отдельным субъектом соглашение по конкретному вопросу. То есть, соглашения должны быть механизмом для урегулирования тех случаев, которые невозможно отрегулировать в рамках закона. На мой взгляд, эта идея абсолютно логичная и абсолютно правильная.
Договоры - тоже пусть остаются. Насколько они будут формальные? Ну, это уже зависит от того, как они были заключены. Если они штамповались "под гребенку", то, возможно, они и будут формальны. Например, с МЧС, РФ у нас шла "перетяжка канатов" - из-за чего? МЧС по России, примерно с 50 субъектами заключило договоры, и субъекты делегировали им права по осуществлению гражданской обороны в субъектах.
А мы пошли по-другому. Коль нам передано это полномочие, и мы за него несем ответственность, мы не стали заключать соглашение, а создали свои структуры: департамент по ГО и ЧС и пожарный департамент. И что сейчас получается? Наше ГО и ЧС загружено, а их структуре, извиняюсь, фактически делать нечего.