Без света, воды, работы и "розовых очков": Грузия за неделю
Политика - Парламент - Абхазия - Южная Осетия (Цхинвальский регион) -Энергокризис - Силовые структуры - Система образования - Общество
Политика
Буш и Саакашвили будут обсуждать в Тбилиси конфликты в Абхазии и Южной Осетии
В ходе запланированной на 10 мая встречи в Тбилиси президентов США и Грузии будут рассмотрены связанные с Абхазией и Южной Осетией вопросы, пишет 30 марта газета "Ахали таоба". Как заявил глава правительства Абхазии в Тбилиси Ираклий Аласания, президенты США и Грузии совместно обсудят пути мирного урегулирования грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Международная ситуация вокруг Абхазии изменилась к лучшему, и существуют определенные предпосылки, способствующие урегулированию конфликта, отметил Аласания. По его словам, президент Грузии не раз заявлял, что является сторонником политических переговоров и урегулирования конфликта мирным путем, что он готов заключить с де-факто властью Абхазии договор о невозобновлении огня, отметил Аласания. По его словам, грузинская сторона заинтересована в экономическом развитии Абхазии и в перспективе реального возвращения беженцев. У власти есть конкретные наброски совместных экономических проектов, которые до встречи в Женеве будут дополнительно рассмотрены. Согласно позиции Аласания, грузинская сторона должна сконцентрировать внимание на возможных позитивных сдвигах. Что касается выявления и передачи в суд конкретных военных преступлений во время боевых действий 1992-93 годов, то преступники есть как с грузинской, так и с абхазской стороны, заявил Аласания. "Придет время, и их будут вместе судить грузины и абхазы", - заявил Ираклий Аласания, который возглавит грузинскую делегацию на предстоящих 7-8 апреля в Женеве переговорах. По информации пресс-службы правительства Грузии, в состав делегации также войдет госминистр по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава. На переговорах грузинская сторона поставит вопросы относительно гарантий безопасности возращения беженцев в Гальский район и осуществления совместных экономических проектов. Кроме того, планируется обсуждение вопросов подготовки встречи президента Грузии Михаила Саакашвили и президента самопровозглашенной республики Абхазия Сергея Багапш. ("Ахали таоба")
Грузия требует от ОБСЕ нейтрализовать Россию в процессе урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии
Председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе требует продолжения миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по мониторингу границы и активизации работы ОБСЕ в Южной Осетии, пишет 2 апреля газета "Резонанси". Об этом председатель парламента заявила журналистам, после встречи с находящимся в Грузии с визитом Действующим председателем ОБСЕ, министром ИД Словении Димитрием Рупелем. В ходе встречи был затронут вопрос о прекращении мониторинга ОБСЕ. Как известно, ОБСЕ прекратило мониторинг российско-грузинской границы из-за позиции России. Грузинская сторона считает, что мониторинг данного отрезка границы необходим, чтобы избежать необоснованных обвинений со стороны России о переходе вооруженных лиц из Грузии на территорию России. Как отметила председатель парламента, Россия создает ОБСЕ много проблем, так как Россию не устраивает Организация, которая выполняет в регионе важную политическую роль. По ее словам, бюджет ОБСЕ на 2005 год не утвержден именно из-за России. По заявлению председателя парламента, правительство Грузии требует, чтобы в Грузии был сохранен политический компонент ОБСЕ, так как для грузинских властей не достаточно проведение экспертами ОБСЕ тренингов для грузинских пограничников. Госминистр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава ознакомил Действующего председателя ОБСЕ с планом урегулирования конфликта в Южной Осетии, который поделен на три этапа: демилитаризация зоны конфликта с участием ОБСЕ, поощрение реабилитационных проектов и экономического сотрудничества, проведение политического диалога и переговоров о статусе региона. Госминистр требует от ОБСЕ нейтрализовать Россию в процессе урегулирования абхазского и югоосетинского конфликтов. Об этом Хаиндрава заявил после встречи с Димитрием Рупелем. По заявлению Хаиндрава, из-за того, что "Россия играет негативную роль в процессе мирного урегулирования абхазского и югоосетинского конфликтов", правительство Грузии требует от европейского содружества, членом которого является Грузия, большей активности. Визит Действующего председателя ОБСЕ в Тбилиси подтвердил, что ОБСЕ, чей офис действует в Цхинвали, заинтересован также в урегулировании абхазского конфликта, отметил госминистр. По информации Хаиндрава, цхинвальский офис ОБСЕ, в котором на сегодняшний день работают 4 сотрудника, в ближайшее время будет пополнен около 10 новыми сотрудниками. Руководство ОБСЕ с пониманием отнеслось к желанию правительства Грузии об участии наблюдателей ОБСЕ в мониторинге, направленном на ужесточение контроля над Рокским тоннелем, отметил Хаиндрава. После встречи с министром иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили, Димитри Рупель заявил, что готовится обоснование для продолжения на границе международного мониторинга. По словам Зурабишвили, готовится визит миссии Евросоюза, которая обсудит возможность включения Евросоюза в мониторинг границы. Как заявил Димитри Рупель, необходима трансформация ОБСЕ, ООН, и других международных организаций с тем, чтобы они отвечали новым экономическим и политическим требованиям. По его словам, необходимо также пересмотреть порядок консенсуса при принятии в этих организациях решений. ("Резонанси")
В Тбилиси взбудоражены возможной встречой в Москве представителей непризнанных республик
На 3-4 апреля в Москве намечена встреча министров иностранных дел Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха и Приднестровья, пишет 2 апреля газета "Резонанси". Участники встречи подготовят положения меморандума, который планируют подписать де-факто президенты этих республик на саммите в Сухуми. Как сообщил министр иностранных дел самопровозглашенной республики Абхазия Сергей Шамба, стороны договорятся также и о дате проведения саммита. Встреча президентов Багапш, Кокойты и Смирнова планируется в апреле в Абхазии. По словам Шамба, история и события, произошедшие на территориях непризнанных республик постсоветского пространства, настолько схожи, что новая реальность требует от них действовать объединенными усилиями. Шамба опроверг распространившуюся информацию о том, что карабахская и осетинская стороны отказались от участия в намеченной на 3-4 апреля в Москве встрече министров иностранных дел непризнанных республик. В частности, если Южная Осетия окажется под угрозой реальной агрессии со стороны Грузии, то Сухуми выйдет из процесса переговоров с Тбилиси и окажет Южной Осетии соответствующую помощь. В сухумском правительстве также заявляют, что во время последнего визита в Москву Сергей Багапш неофициально встретился с де-факто президентами Южной Осетии и Приднестровья и рассмотрел ряд вопросов. Как заявляет председатель комитета по внешним связям парламента Грузии Котэ Габашвили, предстоящая в Москве встреча министров иностранных дел самопровозглашенных республик еще раз подтверждает то, что Россия грубо вмешивается во внутренние дела Грузии, что станет основанием для ноты протеста МИД Грузии. По словам Габашвили, "нам нет дела до того, куда ездят и что делают так называемые министры этих республик". "Но дело в том, что Россия по-прежнему действует в своей традиции, хочет активизировать сепаратистские власти и устрашать Грузию", отметил Габашвили. Грузинские политологи считают, что активизация на данном этапе альянса сепаратистов инспирирована Россией. Политолог Рамаз Сакварелидзе не исключает, что министр иностранных дел Южной Осетии Мурад Джиоев не отправится в Москву. Причин тому может быть несколько. Известно, что с именем Кокойты связаны очень большие финансовые интересы. И причины могут быть такого характера, а не политические. По словам Сакварелидзе, в случае если Москва будет делать ставку на мирный Цхинвали без коррумпированных структур, то Кокойты от этого может много чего потерять, а это его не устраивает. Вместе с тем, Кокойты связывают теплые отношения с определенными политическими кругами России. "Но мы не знаем, кто является инициатором этих встреч. Россия окажется в довольно тяжелом положении, если она будет продолжать роль покровителя конфликтов", - отметил политолог. Западу нужен не только вывод отсюда баз, но и урегулирование конфликтов, и если Россия решит содействовать проведению интересов Запада, то западная сторона будет с ней считаться. Между тем, эксперт Автандил Иоселиани уверен, что встречу, которая проводится под эгидой России, министр де-факто власти Цхинвали обязательно посетит. Иоселиани не исключает, что у осетинской стороны есть недовольство в отношении России, но открыто Цхинвали этого не выражает по той простой причине, что сегодня Южная Осетия полностью зависима от России. "Эту встречу устраивает Москва, и Джиоев во всех вариантах на нее отправится. Вместе с тем, - как считает Иоселиани, - не исключено что имеет место и обида со стороны осетин: всем известно, что грузино-абхазские отношения протекают в более цивилизованной форме и больше внимания уделяется грузино-абхазским отношениям". ("Резонанси")
Власть и оппозиция
Власть дискредитирована на сто процентов
Год назад народ с надеждой смотрел на власть Саакашвили и потому на парламентских выборах единогласно проголосовал за партию Саакашвили, пишет 28-29 марта газета "Версиа". "Национальное движение" получило в парламенте большинство. Депутатские мандаты в основном распределились между "молодой гвардией", все, кто в революционные дни держал в руках знамя или хотя бы стоял рядом, стали депутатами. Срок в один год оказался достаточным, чтобы многие взглянули на реальность без розовых очков и, следовательно, вышли из состояния эйфории. В итоге число оппозиционно настроенных людей растет вследствие социального фона. Сегодня рейтинг власти резко упал и, в первую очередь, из-за допущенных ею ошибок. По словам лидера республиканцев Давида Бердзенишвили, ошибок за год было много, общественность ждала гораздо больше того, что получила. Увеличение пенсии до 28 лари ничего не значит, социальный фон в стране не улучшился, а наоборот, ухудшился. На власть обижены те десятки тысяч людей, которые официально или неофициально потеряли источник дохода. Рейтинг самой власти катастрофически упал вследствие осетинской кампании, а также допущенных в политике многочисленных ошибок. Власть предлагает полуфабрикаты как в кадровой, так и законодательной политике, и своими ошибками предоставляет шанс усиления оппозиции, которая сегодня выглядит более солидно и квалифицированно. Сейчас главное, чтобы оппозиция смогла это использовать, считает Бердзенишвили. По мнению политолога Рамаза Климиашвили, власть дискредитирована на сто процентов. Парламент никому не нравится, он состоит из случайных людей, депутаты ничего не понимают в политике, это - сельсовет. И что это за парламент, где из 235 человек никто не знает 220. Климиашвили считает, что в законодательном органе страны серьезными фигурами являются только представители оппозиции. Все, что сегодня делает власть, работает против нее: она делает все для того, чтобы на смену ей пришли бы худшие. Социальный фон в стране ухудшился, и президент ничего об этом не знает, а если бы и знал, возможно, и не заинтересовался, настолько он оторван от реальности - судя по его выступлениям, он живет на другой планете, отмечает политолог. Он считает, что если бы сегодня проводились выборы, то за власть мало кто проголосовал бы... Но беда в том, что и оппозиции не видно, хотя в условиях такой слабой власти, оппозиция должна быть сильной, считает Климиашвили. Даже член парламентского большинства Давид Зурабишвили считает, что сегодня на выборах результат "Национального движения" был бы довольно низким. Правда, он считает, что в любом случае, как бы идеально ни работала власть за этот год, результат был такой же. По словам Зурабишвили, на счету власти есть и успехи. Но главным минусом он считает то, что не удалось создать необходимую правовую и либеральную среду для экономической активности и занятости людей, объясняя это тем, что "нашим ориентиром были борьба с коррупцией, наказание коррумпированных, изъятие налогов и усиление армии". Зурабишвили признает, что надо было думать об улучшении социального фона, из-за чего сегодня растет недовольство властью. Поэтому будь сегодня выборы, возможно, "Новые правые", лейбористы преодолеют барьер, но другие партии - консерваторы, те же республиканцы - вряд ли. Зурабишвили уверен, что победило бы все-таки "Национальное движение", поскольку не видно какой-либо силы, способной занять нишу оппозиции и оказать конкуренцию власти. По мнению же Давида Бердзенишвили, сегодня власти удалось бы набрать определенное количество голосов за счет сохраненного рейтинга, но получить большинство в парламенте она не смогла бы. Что касается экспертов, то они сходятся во мнении, что сегодня на выборах власть получила бы довольно низкий показатель, и хотя оппозиция пока не сильна, но уже имеет потенциал для того, перетянуть голоса у власти. Рейтинг власти день ото дня падает, а недовольство людей возрастает. ("Версиа")
В последнее время властям Грузии приходится чаще разгонять акции протеста
В последнее время властям Грузии приходится все чаще разгонять акции протеста, пишет 29 марта газета "Хвалиндели дге". Но, несмотря на появление политиков на акциях студентов и уличных торговцев, оппозиции пока не удалось изменить политическую погоду. Правда, члены правительства "не замечают" митинги, но все-таки пробуждение оппозиции, возможно, заставит их пойти на определенные уступки. Для создания координационных советов оппонентов власти и принятия совместных деклараций, протест измученных конкретными бытовыми проблемами людей является достаточным основанием. Используют ли реально такой фон оппоненты президента Саакашвили, сказать трудно. Во всяком случае, сегодня парламентская и непарламентская оппозиция еще раз пытается разработать план координированных действий. До сих пор подобная инициатива движения "Вперед, Грузия!" реального результата не дала, как и принцип лейбористов "работать в одиночку". На этот раз создать единую трибуну предлагает Национально-демократическая партия. О текущих политических процессах сегодня говорит и лидер движения "Тависуплеба" ("Свобода") Константин Гамсахурдия. Поскольку основные протесты вызваны проблемами, связанными с ограничением торговли и реформой образования, то оценки оппозиции так или иначе прогнозируемы. Следовательно, настрой оппозиции известен правительству, представители которого по-прежнему утверждают, что готовы к принятию непопулярных решений. В то же время, существует мнение, что компромиссное решение (до осени отложен перенос рынка из центра города на окраину) мэра Тбилиси является т.н. превентивным шагом власти перед активизацией оппозиции. Насколько реальна в Грузии возможность консолидации политических партий, задается вопросом газета. Вероятно, частично это выяснится после расширенного заседания политического комитета НДПГ. Факт, что после революции возникла самая благоприятная среда для возвращения оппозиции на политическую арену. Правда, в стране нет кризиса власти, да и выборы не близки, зато существуют социальные проблемы, т.е. апробированный метод политической "обработки" вышедшего из состояния революционной эйфории народа. Большинство населения желает света, воды, прожиточного минимума и рабочие места. И реально большинство участников акций мало интересуют отношения власти и оппозиции. Парламентская оппозиция, которая численно представлена в законодательном органе в меньшинстве, и реально влиять на политику правительства не может, все-таки является силой, с которой власти приходится считаться. Правительство, имеющее в парламенте большинство, никак не устраивает объединение парламентской оппозиции. Не исключено, что жесткая политика власти перед выборами в органы местного самоуправления сработает в пользу оппозиция, и выборы в местные органы станут своеобразной возможностью реанимации оппозиции. Социальные и популистские лозунги успешно работают в Грузии на парламентских и президентских выборах, и использованию данной тематики на выборах в местные органы практически альтернативы нет. Активисты "Национального движения" до прихода к власти прошли этот путь, и лидеры правящей партии прекрасно знают, что значит потеря власти на районном уровне. Между тем, власть, которая болезненно реагирует на достаточно умеренную критику со стороны оппозиции, вероятно, не допустит усиления позиций противника. Можно сказать, что власть стоит перед довольно сложным выбором: она должна провести реформы, и в то же время не допустить роста источника вдохновения оппозиции - количества недовольного населения. Проводимая доселе политика показала, что власти не удается безболезненно проводить радикальные мероприятия. Это не означает, что правительство намерено отказаться от реформ, но можно ожидать определенного компромисса или хотя бы того, что члены правительства заговорят на дипломатичном языке. На первом этапе это успешно получилось у мэра Тбилиси. Хотя никто не знает, поймет ли "сахарно" преподнесенные реформы население, вышедшее на улицы с требованием электроэнергии и рабочих мест. ("Хвалиндели дге")
Мнение
Власть не должна читать нотации оппозиции
В последнее время в стране проходит ряд акций протеста с различными требованиями, пишет 29 марта газета "Хвалиндели дге". Часть населения требует электроэнергии, другие протестуют в связи с некоторыми мерами в рамках реформы системы образования, бывшие военнослужащие и уличные торговцы выступают против того, что остаются без работы... Как правило, требования недовольного населения поддерживает оппозиция. По словам члена Республиканской партии, юриста Давида Усупашвили, само по себе ничего страшного в акциях протеста населения нет, поскольку в условиях демократии народ выражает свое несогласие с решениями власти в такой форме. Проблема в том, насколько готово правительство, дать на эти акции убедительный, аргументированный ответ. Важно, чтобы власть смогла убедить остальное население, что проводит правильную политику. К сожалению, сегодня власти это не удается, она совершенно бессильна в отношении этих акций по той простой причине, что часто волна протеста - результат необдуманных действий власти, считает Усупашвили. Власть часто не проявляет должного внимания к различным слоям населения, и вовремя не дает разъяснений о необходимости принятых решений, не предлагает народу альтернативы и т.д. Что касается акции протеста уличных торговцев в связи с решением о переносе рынка из центра, то надо разобраться, в чем цель власти. Если цель - улучшить движение транспорта на прилегающей территории, это хорошо, так как из-за рынка зачастую движение на набережной невозможно. В то же время интересно, почему власть не принимает тех же мер в отношении территории, прилегающей к Пивному заводу, расположенному также на набережной, где пиво пьют прямо на улице и образуются не меньшие пробки. "Если мы проводим какую-либо политику, она должна быть последовательной и касаться должна всех", - отметил Усупашвили. "Если мы заботимся об облике города, это благородная цель, но следует хорошо осмыслить то, что чистота запретами и административными мерами не достигается. Чистота - результат экономического роста, а не запретов, поэтому у власти, в первую очередь, должен быть хорошо обдуманный план - выделение альтернативных мест, их обустройство, налаженные транспортные коммуникации", - добавил он. По мнению Усупашвили, если власть сумеет управлять ситуацией, то эти акции не страшны. Под управлением Усупашвили подразумевает то, что власть своевременно должна урегулировать эти проблемы и не допускать внутреннего разлада, вследствие которого может сформироваться такая радикальная оппозиционная сила, которая поведет недовольный народ к революции. Ситуация пока подлежит контролю, но если на правительственном уровне эти тенденции продолжатся, может возникнуть серьезная опасность государству, считает Усупашвили. Что касается возможностей оппозиции, то, по его словам, сегодня и оппозиция пестрая. По его мнению, многие представители оппозиции довольны, когда видят вышедших на улицу недовольных, нуждающихся людей, и ждут от этого чего-то для себя. Но существует оппозиция, которая переживает все это, поскольку быть в оппозиции не значит радоваться нуждам собственного народа и бездарности правительства. Лично Усупашвили принадлежит к той группе оппозиции, которую вовсе не радует выход людей на улицу, и которая не собирается таким образом завоевывать очки и поднимать новую революционную волну. Определенная часть оппозиции может воспользоваться ситуацией в своих политических целях. Чтобы этого не произошло, власть должна не нотации читать оппозиции, а принимать правильные решения, считает Усупашвили. ("Хвалиндели дге")
Парламент
Грузинский парламент забыл о принципиальности Парламент нынешнего созыва работает уже год, пишет 29-30 марта газета "Алиа". Какой у нас парламент, что сделали за это время депутаты и хватит ли у этого состава парламента способности достойно служить стране в течении оставшихся трех лет? Этот парламент пришел на волне революции, т.е. когда рейтинг "Национального движения" достигал пика, соответственно, в парламент прошли в основном его члены. "Но в список "националов" люди попадали в основном за революционные заслуги, потому в итоге мы получили в принципе неквалифицированный парламент", - отмечает газета. До прихода этого парламента в Конституцию страны были внесены изменения, ограничившиеся полномочия парламента. Можно, этим объясняются слабости, характерные для парламента, но что делать с тем фактом, что парламентарии часто не используют и те права, которые у них остались? Например, не вызывают часто министров - кто им в этом мешает? В то же время порой вызывают в парламент тех, кого вызывать права не имеют, к примеру, посла России в Грузии. Так происходит из-за неопытности парламента, что делать? - Такая страна - приобретение опыта начинается с вершин. Так или иначе, но парламентское большинство не смогло сохранить единство. Хотя выход из большинства нескольких членов вполне естественное явление. Вместе с тем, резко уменьшился вес председателя парламента в государстве. После противостояния с Зурабом Жвания, спикер практически превратилась в союзника Саакашвили, и то, что президент говорит в привычной ему лексике, Нино Бурджанадзе повторяет со свойственной ей корректностью. Большой шум поднялся в парламенте после реплики Бурджанадзе в связи с бюджетом. Но скоро шум стих, как затих и скандал в связи с министром иностранных дел Саломе Зурабишвили. Одним словом, на протяжении этого года парламент ни разу до конца не проявил принципиальность. Зато в "постреволюционном" парламенте произошла культурная революция. Если раньше в парламенте плескали "Боржоми", и даже выясняли отношения врукопашную, то сейчас успокоились. С точки зрения законодательной работы, самое масштабное, что приняли парламентарии за прошедший год, это Налоговый кодекс. Хотя именно в этом Налоговом кодексе проявилось, что предвыборные обещания "Нацдвижения" были просто предвыборными обещаниями. Зато на высоте оказались депутаты, когда требовали объявить мораторий на налоги для печатной медиа, правда, и здесь не смогли отразить атаки правительства и добиться своего, пока в дело не вмешался президент и не внес в парламент инициативу об освобождении прессы от налогов. Однако парламент оказался не на высоте в вопросе защиты собственных граждан, которых лишили последнего средства самообороны - права на ношение дробовика. Реальность показала, чем обернулось это решение. Криминалы по-прежнему вооружены до зубов, а мирному населению нечем обороняться от нападающих. За этот год парламент успел принять во втором чтении закон "О высшем образовании" и закон "Об общем образовании". Но именно одна из статей закона "О высшем образовании" довела студентов колледжа до акции протеста и голодовки. Самым значительным решением парламента было постановление в связи с выводом баз России. Посмотрим, что сделают парламентарии за оставшиеся три года. Если, конечно, не оправдаются предположения о роспуске этого парламента раньше времени. ("Алиа")
Абхазия
Президент самопровозглашенной республики Абхазия Сергей Багапш заявляет, что готов встретиться с Саакашвили, но не поедет ни в Тбилиси, ни в Батуми, пишет 1 апреля газета "Свободная Грузия". По словам Багапш, чтобы встреча состоялась, нужно четко определить, о чем там говорить и какие темы обсуждать. Он заявляет, что готов обсуждать с президентом Грузии Михаилом Саакашвили только экономические вопросы, так как "Абхазия не собирается пересматривать свой политический статус", а разговоры о возвращении в Грузию он называет блефом. "Если Грузию продолжает питать эту иллюзию, то заранее можно сказать, что грузино-абхазские переговоры, которые еще не начались, прекратятся", - заявил Багапш. По его мнению, правительство Грузии перед визитом президента США хочет создать у мирового сообщества иллюзию, что абхазы готовы пойти на уступки. Между тем, 4 апреля в Москве в МИД России состоится очередное заседание рабочей группы по возвращению беженцев в Абхазию. Согласно информации министра иностранных дел самопровозглашенной республики Абхазия Сергея Шамба, который руководит абхазской комиссией по возвращению беженцев, заседание будет проходить под руководством посла по особым поручениям МИД РФ Михаил Бачарников. Грузию на предстоящих переговорах будет представлять госминистр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава. Шамба также выразил надежду, что в апреле 2005 года в рамках Сочинских соглашений состоится заседание еще двух трехсторонних российско-грузино-абхазских комиссий, в ходе которых будут рассмотрены вопросы по разблокированию абхазского участка Грузинской железной дороги и осуществлению реабилитационных работ на ИнгуриГЭС. По словам Шамба, работами обеих комиссий с абхазской стороны будет руководить вице-премьер Леонид Лакербая. Что касается запланированной на 7-8 апреля грузино-абхазской встречи в Женеве, то Шамба считает, что между сторонами не будет достигнуто согласие по политическим вопросам. В Женеве под эгидой Группы друзей Генсека ООН по Грузии пройдет первая после длительного перерыва встреча грузинской и абхазской сторон. Грузинскую сторону на переговорах будет представлять в статусе личного представителя президента Грузии по переговорам с абхазской стороной глава правительства Абхазии в изгнании Ираклий Аласания. По мнению Шамба, тем не менее, сторонам удастся достигнуть согласия по решению тех проблем, урегулирование которых на данном этапе является вполне реальным. Шамба считает, что, несмотря на высказанные Ираклием Аласания "многие конструктивные идеи", по целому ряду вопросов стороны имеют различные взгляды и они должны "отложить решение сложных политических вопросов на будущее". По словам министра, абхазская сторона на данном этапе предложит грузинской стороне решение вопросов, связанных с гарантиями безопасности возвращения беженцев в Гальский район Абхазии и осуществлением экономических проектов. ("Свободная Грузия")
Южная Осетия (Цхинвальский регион)
Дело Пухаева- скандал продолжается
В связи с переводом подозреваемого в убийстве двух грузин Алика Пухаева в следственный изолятор цхинвальской тюрьмы аппарат госминистра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов выступил с заявлением протеста, пишет 1 апреля газета "24 саати". Как известно, через год после убийства Пухаев был задержан в Цхинвали в результате спецоперации, проведенной грузинскими правоохранительными органами. В свое время передача Пухаева российским миротворцам произошла вследствие довольно скандальных обстоятельств. В частности, после ареста Пухаева его родственники похитили грузинских полицейских и требовали обменять Пухаева на них. В конечном итоге, похищенных грузинских полицейских обнаружили в отделении цхинвальской полиции, к тому же избитыми, а одному из них даже было предъявлено обвинение в убийстве. Требование об обмене Пухаева на грузинских полицейских фактически официально прозвучало со стороны де-факто власти Цхинвали. Из-за возникшей в связи с этим напряженности в грузинских селах, правоохранительные органы Грузии вынуждены были пойти на компромисс и передать Пухаева, но не власти Кокойты, а миротворческим силам России. Российские военные, со своей стороны, обещали, что до завершения следствия и судебного решения обвиняемый в убийстве Пухаев будет содержаться в штабе Смешанных миротворческих сил, дислоцированных в зоне конфликта. До окончания следствия они действительно выполняли обещание: всего неделю назад прокурор Шида Картли Каха Чумбадзе в беседе с журналистами газеты заявил, что Пухаев по-прежнему находится в штабе миротворческих сил. Но, как видно, приближение судебного процесса вызвало нарушение данного миротворцами слова, и 26 марта, без согласования с грузинской стороной, Пухаева перевели в следственный изолятор цхинвальской тюрьмы. Как заявили в аппарате госминистра, в связи с данным фактом начато дознание, результаты которого станут известны в ближайшие дни. Кроме того, что руководство Смешанных миротворческих сил своим самовольным поступком нарушило все соглашения, принятые в результате переговоров и совместной работы, это деяние содержит элементы уголовного дела, сказано в заявлении аппарата госминистра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов. ("24 саати")
Урегулирование югоосетинского конфликта по-грузински
Правительство Грузии выступило с конкретной инициативой по мирному урегулированию югоосетинского конфликта, пишет 1 апреля газета "Свободная Грузия". Власти Грузии заявляют о необходимости осуществления своевременных и эффективных шагов, основной целью которых будет полномасштабное и мирное урегулирование конфликта. Для народа Южной Осетии необходимо начало нового этапа развития, стабильности и достойного сосуществования.
I. Основы Мирного соглашения: Богатая история совместного проживания грузинского и осетинского народов в едином культурном, территориальном и экономическом пространстве. Стремление обоих народов к миру и стабильному экономическому подъему. Обеспечение проживающего в Южной Осетии населения новыми широкими возможностями социальной защиты, образования, здравоохранения, легальной экономической деятельности, рабочих мест и самореализации. Создание единого, сильного и правоохранительного пространства, искоренение организованной преступности (торговля оружием, наркотиками, контрабанда), защита населения от угрозы терроризма и влияния неконтролируемых криминальных группировок. Восстановление и соблюдение норм, признанных международным правом, возвращение Южной Осетии в правовую систему.
II. Условия Мирного соглашения: Обе стороны конфликта заявляют о безоговорочном отказе от применения силы. Руководство Грузии полностью берет на себя социальные обязательства перед населением Южной Осетии. Будет задействован Закон имущественной реституции в отношении населения, пострадавшего в конфликте 190-1992 годов, всем пострадавшим семьям будет выдана единовременная денежная компенсация. Правительство Грузии готово в одноразовом порядке выплатить населению Южной Осетии пенсионную задолженность, накопившуюся после 1991 года, а также дать всем жителям гарантию того, что их нынешние пенсии и социальные льготы останутся в силе минимум в том же количестве. Фундаментальным условием Мирного соглашения является неуклонное соблюдение принципов самоопределения наций, культурной самобытности, защиты прав меньшинств, предусмотренных Конституцией Грузии прав и свобод человека и равенства граждан.
III. Территория: Южная Осетия будет восстановлена в тех же границах, которые были зафиксированы до начала конфликта, и охватит Цхинвальский, Джавский, Знаурский и Ахалгорский районы.
IV. Политический статус: Южная Осетия является автономной единицей в пределах территории Грузии. Южной Осетией руководит глава Южной Осетии, которого избирают на основании всеобщих, равноправных и прямых выборов, тайным голосованием, на территории Южной Осетии. Южная Осетия имеет парламент, избираемый путем свободных и прямых выборов. Власти Грузии предлагают населению Южной Осетии широкое самоуправление. Населением Южной Осетии будут избраны руководители и администрация районов, сел и сельских сакребуло (местный законодательный орган). Обеспечено представительство Южной Осетии во всех ветвях власти Грузии, что подразумевает широкое представительство граждан осетинской национальности в министерствах, департаментах, комитетах и других ведомствах Грузии. Обеспечено представительство Южной Осетии в парламенте Грузии (определенное количество депутатов из автономии). Обеспечено участие представителей Южной Осетии в деятельности судебных органов и органов конституционного правосудия.
V. Язык и образование: На территории Южной Осетии осетинский язык наряду с государственным языком имеет статус официального языка. Гарантировано получение образования на осетинском языке и вопросы, связанные с образованием, будут решаться руководством Южной Осетии. Обеспечено финансирование осетинского телевидения, радио и печатной медиа из государственного бюджета Грузии. Обеспечено финансирование мероприятий по охране осетинской культуры и истории из госбюджета Грузии.
VI. Социальная и экономическая реабилитация: Руководство Грузии обеспечит экономическую реабилитацию Южной Осетии и выделит необходимые средства из госбюджета Грузии на реабилитацию инфраструктуры жизненного значения (восстановление автомобильных дорог, железной дороги, линии электропередачи, газопровода, связи, телерадиовещания). Правительство Грузии поддерживает осуществление целевых программ экономического возрождения, целью которых является развитие малого и среднего бизнеса, создание устойчивых местных источников занятости и доходов. Планируется создание Фонда экономической поддержки Южной Осетии, финансирование которого будет осуществляться за счет средств госбюджета Грузии и пожертвований международных доноров. Управление Фондом и определение приоритетов будет осуществляться совместно центральной и югоосетинской властями, с участием представителей международных организаций. Правительство Грузии готово рассмотреть вопрос создания на территории Южной Осетии специальной экономической зоны.
VII. Правовые вопросы: В процессе урегулирования конфликта будет объявлен трехлетний переходный период. Надзор за ходом переходного периода будут осуществлять международные организации. В переходный период будет создана смешанная грузино-осетинская полиция/милиция, действующая под эгидой международных организаций. Она обеспечит безопасность и свободу передвижения граждан. Будет создана совместная комиссия по расследованию военных преступлений, которая будет принимать решения о судьбе преступников. Правительство Грузии обеспечит для местного населения установление упрощенного пограничного режима на югоосетинском участке грузино-российской границы, что подразумевает свободное передвижение населения Южной Осетии в направлении Северной Осетии и обратно. Правительство Грузии обеспечит возвращение всех лиц, покинувших Грузию в результате конфликта. Всем лицам, решившим возвратиться, правительство Грузии обеспечит необходимую для расселения финансовую помощь. ("Свободная Грузия")
Министра обороны обвиняют в руководстве контрабандной сетью
"Новые правые" обвиняют министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили в руководстве контрабандной сетью в Шида Картли, пишет 2 апреля газета "Резонанси". В пятницу на специально состоявшейся пресс-конференции представитель "Правой оппозиции" Пикрия Чихрадзе назвала журналистам участников контрабандной сети в Шида Картли. Как она отметила, Ираклий Окруашвили покровительствует уполномоченному президента в Шида Картли Михаилу Карели, Карели - председателю суда Гори Бондо Ватиашвили и главе администрации Гори Иосифу Мумладзе, а они - первому заместителю главы администрации Гори Нукри Папуашвили и начальнику управления сельского хозяйства и продовольствия Самсону Кебадзе. По данным Чихрадзе, в Шида Картли действует три группы по ввозу контрабанды. Первая - тквиавская (Джохадзе, Капанадзе и братья Карели), вторая - ахрисская (братья председателя Горийского районного суда) и третья - группировка братьев Девидзе. Вместе с тем, по ее словам, тквиавская группировка в основном осуществляет контрабанду по маршруту Цхинвали-Тквиави-Каралети-Гори-Тбилиси, ахрисская - по направлению Цхинвали-Тбилиси-Западная Грузия, а группа братьев Девидзе действует по направлению Цхинвали-Никози-Вариани-Гори-Тбилиси-Лило (из Вариани груз поступает в Имерети и Аджарию). Тквиавская группировка, в основном, занята контрабандой сигарет и масла, ахрисская группа - контрабандой пшеницы, муки и горючего. По данным Чихрадзе, существовало также "эредвское братство", представители которого, известные под кличками "Робота", "Хатабала" и "Мона", не задержаны до сегодняшнего дня. Как заявила Чихрадзе, схема, представленная "Новыми правыми", опирается на документацию, добытую в результате местного журналистского расследования, а также на материалы районной организации "Новых правых". Как отметила Чихрадзе, журналистское расследование установило, что в Гори существует супермаркет, который принадлежит братьям жены губернатора Шида Картли Михаила Карели, где и продается контрабандный товар. Кроме того, представители "Правой оппозиции" считают, что существование контрабандной сети подобного масштаба невозможно представить без поддержки президента Саакашвили. Правительство борется с мелкими контрабандистами и торговцами сигарет, но покрывает лиц, которые покровительствуют контрабанде, отметила Чихрадзе. ("Резонанси")
Энергокризис
Между длительной "болезнью" ЛЭП "Кавкасиони" и требованием вывода из Грузии военных баз России есть много общего?
Энергокризис в стране достиг особой остроты: фактически, электроэнергия в стране подается лишь жизненно важным объектам и престижным, т.н. элитным районам, пишет 28-29 марта газета "Версиа". И, как ни странно, виновными оказались не энергетики, а главы районных администраций. Хотя, как утверждают эксперты, энергокризис - заслуга как раз некомпетентности энергетиков. Между прочим, энергокризис был не редкостью и при прежней власти, но тогда соблюдался хоть какой-то график подачи электроэнергии. Во всяком случае, устраивая акции протеста, перекрывая дороги, население добивалось-таки возобновления установленного властью графика. Сегодня же власть ограничивается тем, что обещает урегулировать проблему года через полтора. Да и то в случае, если этому ничего не помешает. Острый энергокризис по-новому означает, что полностью обеспечены электроэнергией один-два района, а остальные позабыты. Ни энергетикам, ни власти нечего сказать народу, кроме того, чтобы пожелать терпения и выдержки. Но некоторые энергетики говорят об ошибках, вызванных незнанием. Энергокризис в Грузии вызван неправильным распределением ресурсов, заявил бывший министр энергетики, ныне председатель комиссии по энергетике тбилисского сакребуло Зураб Миндели. За последнее десятилетие безответственность, отсутствие необходимых профилактических работ и непрофессионализм стали в системе законом. Вследствие этого отрасль оказалась перед развалом. Представители власти заявляли, что готовы к осенне-зимнему сезону. Но осенью, когда все водохранилища заполнены, необходимо планировать, когда и сколько воды должно быть израсходовано. На этом фоне - преступление то, что 3-й и 4-й энергоблоки ремонтируются сейчас, а не до начала сезона. Во время планирования необходимо сбалансировать возникающий дефицит за счет импортируемой или производимой на теплоэлектростанциях электроэнергии. Ни в коем случае нельзя использовать больше ресурсов, чем это предусмотрено планом. На деле же не было даже нормально составленного графика. Именно это стало причиной того, что в водохранилищах воды больше нет, заявил Миндели. Между тем, есть информация, что действительная причина энергокризиса в том, что Грузия не получала от "Газпрома" необходимого количества природного газа. Поэтому затеяли якобы ремонт 3-го и 4-го блоков, так как из-за отсутствия газа они работать все равно не могли. На фоне израсходованных ресурсов не удается и импорт электроэнергии. Правительство не собирается покрывать двухмиллионный долг Азербайджану, несмотря на то, что в случае выплаты суммы Азербайджан готов продавать электроэнергию. Хотя Грузии не сложно было выплатить долг, тем более что, как заявляют премьер-министр Зураб Ногаидели и министр энергетики Ника Гилаури, до конца апреля не удастся восстановить ЛЭП "Кавкасиони". По этой причине отложено начало реабилитационных работ на ИнгуриГЭС. Хотя, по словам энергетиков, и это не спасло бы положение, так как серьезное пополнение водных ресурсов ИнгуриГЭС, необходимое для ее полной нагрузки, начинается только в середине июня. Если верить экспертам, то незнание и некомпетентность довели грузинскую энергосистему до такого состояния, что даже если власть проявит желание урегулировать проблему, это будет затруднительно. Хотя в Грузии энергокризис всегда рассматривался в политическом разрезе и объяснялся осложненным положением с Россией. И сегодня некоторые политики видят причины кризиса в политике. Говорят, что между длительной "болезнью" "Кавкасиони" и требованием вывода из Грузии военных баз России есть много общего. Однако правительство Грузии категорически отрицает эту связь и обещает, что в ближайшем будущем энергокризис урегулирован не будет. ("Версиа")
Электроэнергией Аджарию будет снабжать Турция
Энергоснабжение страны по-прежнему дефицитно, хотя, как заявляют в государственной энергосистеме, заполнение ГЭС водными ресурсами увеличилось, что несколько улучшит положение, пишет 30 марта газета "Ахали таоба". Кроме того, до 5 апреля планируется начать из Турции импорт электроэнергии, которая полностью обеспечит электроснабжение Аджарского региона. Как заявил заместитель министра энергетики Александр Хетагури, из Турции поступит 50-60 мегаватт электроэнергии. По его словам, импорт будет бартерным, то есть взамен Турция летом получит столько электроэнергии из Грузии, сколько поступит сейчас из Турции. Для уточнения деталей в настоящее время ведутся переговоры с турецкой стороной. Как заявляют в государственной энергосистеме, в настоящий момент энергодефицит составляет 200 мегаватт, из которых половина приходится на столицу Грузии. На сегодня Грузия в основном снабжается электроэнергией, вырабатываемой 3-м и 9-м энергоблоками, и импортируемой из Армении электроэнергией. Импорт электроэнергии из России, вследствие повреждения ЛЭП "Кавкасиони", осуществляется только по линии "Салхино", да и то в количестве 50 мегаватт. ("Ахали таоба")
План по реформированию электроэнергетического сектора от Бендукидзе
У госминистра по экономическим реформам Кахи Бендукидзе есть конкретные соображения в связи с реформированием электроэнергетического сектора страны, пишет 1 апреля газета "24 саати". Во всяком случае, вчера он представил разработанный им проект "Реформирование электроэнергетики Грузии", который предусматривает внесение изменений в работу оптового рынка электроэнергии, национальной регулирующей комиссии по энергетике и в регулирование тарифов. По словам Бендукидзе, "предлагаются инвестиции объектам генерации и дистрибьюции: мы не осуществляем приватизации - вложенные инвестором в активы объектов средства полностью пойдут на нужды энергосектора". Бендукидзе считает, что в частное владение должны перейти объекты генерации и дистрибьюции, откуда в госказну поступит около 200 миллионов лари, которые также будут использованы в энергосекторе. По его словам, будет пересмотрена и тарифная политика. "Тариф у нас низкий, поскольку субсидирование производится с нулевым капиталом", - отметил госминистр. В дальнейшем государство не будет субсидировать богатые слои населения, поэтому будет введен дифференцированный тариф. По словам госминистра, будет изменена и модель институционального регулирования. В соответствии с проектом, должна быть создана служба технической безопасности, которая и станет выдавать лицензии. Бендукидзе считает, что система регулирования энергетики должна быть упрощена. Регулирующая комиссия должна устанавливать только верхние границы тарифов на транзит и потребление электроэнергии. Кроме того, работа комиссии должна финансироваться из госбюджета, а действующий ныне регулировочный сбор нужно упразднить. Согласно проекту Бендукидзе, оптовый рынок электроэнергии станет расчетной палатой, а у Министерства энергетики останутся только функции определения общей политики и стратегии отрасли и системного планирования. Бендукидзе предполагает, что энергокризис можно будет частично преодолеть к 2006 году, а окончательно - к 2007 году. ("24 саати")
Силовые структуры
Министр обороны Ираклий Окруашвили выполнил обещания - приступил к наказанию кадров бывшего главы этого ведомства Георгия Барамидзе, пишет 28-29 марта газета "Версиа". Задержаны заместитель начальника департамента логистики (существовавшего в период Барамидзе) Зураб Хуцишвили и инспектор логистики Георгий Хулошвили. Оба считались кадрами Барамидзе. Их обвиняют в нецелевом расходовании средств, в частности выполнении строительных работ не на должном уровне и присвоении денег. Все помнят противостояние между новоназначенным министром обороны Окруашвили и Барамидзе несколько месяцев назад, прекратившееся после вмешательства президента Саакашвили. Тогда Окруашвили как бы праздновал победу. Тогда эксперты расценили эти события как распределение сфер влияния, которое имело место не между Окруашвили и Барамидзе, а скорее между Саакашвили и тогдашним премьер-министром Зурабом Жвания, который был "покровителем" Барамидзе. Противостояние двух министров на время было "законсервировано". Но, как полагают, начатая на днях против Барамидзе кампания в ближайшем будущем обострится. Хотя на данном этапе никто не ожидал от Окруашвили такого реванша. В последнее время появилась даже версия, что он написал заявление об отставке. Во всяком случае, министр обороны до сего дня избегал публичных выступлений. Известно, что проблемы возникли и у его кадров. К примеру, практически решена отставка губернатора Шида Картли Михаила Карели. Так что активность Окруашвили выглядит даже странно. Окруашвили говорит о суммах, израсходованных на ремонт казарм в Кутаиси, когда министром обороны был Барамидзе. По информации газеты, казармы в кутаисской бригаде ремонтировали все лето, но вернувшиеся из Шида Картли военнослужащие застали их в ужасном состоянии. В кутаисских бригадах до сих пор ведутся ремонтные работы, которые производит, по информации газеты, снова та же фирма, которая работала там летом. В то время как Окруашвили уже несколько месяцев говорит о некачественно отремонтированных при Барамидзе казармах, он ни разу вспомнил о состоянии казарм внутренних войск, когда сам был министром ВД. ("Версиа")
Система образования
Министр образования и науки Александр Ломая подвел итоги работы за год, пишет 30 марта газета "Ахали таоба". Министр представил свой годовой отчет в ходе встречи, на которой присутствовали премьер-министр Зураб Ногидели, члены парламентского комитета образования, науки, культуры и спорта, представители мэрии Тбилиси, ректоры высших учебных заведений, представители педагогической общественности, международных правительственных и неправительственных организаций. Идея - образование без коррупции, получила поддержку общественности. Как заявил Александр Ломая: "мы должны воспользоваться тем уникальным политическим моментом, который нам подарила история. По словам министра, мы обязаны провести реформу системы образования, чтобы будущие поколения были этим довольны". "Несмотря на то, что на протяжении этого времени нам пришлось выслушать немало оскорбительных фраз, сегодня большая часть общественности и оппозиционных партий едина в том, что наше поколение должно получить образование без коррупции", - заявил Ломая. Свою позицию в связи со сферой образования зафиксировал премьер-министр. По словам Зураба Ногаидели, до 2003 года сфера образования двигалась к пропасти, и "мы сделаем все для того, чтобы граждане Грузии были образованы". По сравнению с прошлым годом, в нынешнем году финансирование этой сферы увеличилось на 80%. Реформа образования - одна из главных реформ правительства, заявил Ногаидели, по словам которого, "у нас есть все основания, чтобы наш народ был бы образованным и экономически сильным". В этом плане реформы будут четкими и последовательными, заявил Зураб Ногаидели. По словам председателя парламентского комитета образования и науки Нодара Григалашвили, издревле сильными считались те страны, в которых было много образованных людей и которые создавали великую культуру. Грузия - одна из них. В XXI веке заслуживают внимания те страны, у кого будет больше образованных поколений. Ошибки совершает тот, кто делает дело. Пройдет время и те, кто сегодня выступает против преобразований в системе образования, поймут, насколько важна для страны эта реформа, отметил Нодар Григалашвили. ("Ахали таоба")
Общество
Встреча мэра Тбилиси с торговцами рынка на улице Элиава завершилась тем, что в повестки дня вопрос больше не стоит, пишет 30 марта газета "Ахали таоба". Хотя, как заявил мэр Зураб Чиаберашвили, в будущем рынок обязательно будет аннулирован. А на данном этапе мэр потребовал от администрации рынка в течение недели представить план по наведению порядка в связи с автостоянками. В настоящее время владельцами рынка являются пять ООО. Раньше на данной территории был сквер, от которого осталось лишь два куста, отметил мэр. Он напомнил торговцам историю рынка. В 1993-94 годах был создан большой проект, по которому на территории рынка должны были быть построены небоскребы и офисы. Факт, что этого не произошло: при утверждении проекта владельцы заявили, что в настоящее время они не смогут возвести небоскребы, поэтому поставили киоски и нажили миллионы. Вчера владельцы оправдывались тем, что благодаря этим киоскам они спасли от голодной смерти множество людей. Мэр также говорил о законности приобретения территории. Если выяснится, что территория приобретена незаконно, то она будет возвращена городу. Торговцы рынка требовали аннулировать принятое 24 февраля постановление, согласно которому, рынок должен быть перенесен на территорию Лило. К концу встречи был достигнут консенсус, согласно которому, в недельный срок администрация рынка должна представить соответствующий план парковки машин, чтобы снять проблему транспортного движения на улице Элиава и набережной. Торговцы и дирекция должны договориться о том, как заявляют они сами, что внутри рынка есть резервы для парковки. По словам Чиаберашвили, людей беспокоит то, что рынок закрывается, и их выбрасывают на улицу. Но это не так. "Если встанет вопрос переноса рынка, то мы представим общественности программу, где будут предусмотрены все риски, которые могут грозить хотя бы одной семье", - заявил мэр. Наша задача - навести порядок во всем городе, заявил он. По словам Чиаберашвили, одно из пяти ООО, которым принадлежит рынок, владеет самой большой территорией, и заявляет, что хочет привлечь инвестиции. Тогда, по мнению мэра, будут созданы рабочие места, и люди не останутся без работы. ("Ахали таоба")