В процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта сформировалась новая ситуация, проявлением чего является обобществление вопроса и политические спекуляции, как в Армении, так и в Азербайджане; изменение стратегии Азербайджана на международной арене; резкое повышение внимания к вопросу Нагорного Карабаха со стороны международных структур. Об этом заявил вице-спикер парламента, глава армянской делегации в ПАСЕ Тигран Торосян, выступая на мероприятии, посвященном 15-летней годовщине создания Республиканской партии Армении (РПА). Отметим, что Тигран Торосян является заместителем председателя РПА.

По его словам, внимание международных структур объясняется следующим: во-первых, те организации, в которые Армения вступила за последние годы (Совет Европы, ПА НАТО и др) или с которыми резко активизировались отношения (Евросоюз), действительно, проявляют большое внимание, что если даже нежелательно, то, явно, неизбежно. Более того, в плане СЕ и ЕС это даже предсказуемо. СЕ считает любой вопрос страны-члена этой организации, своим вопросом, что в дальнейшем обязательно становится предметом обсуждений. "Следовательно, целесообразно не мечтать о бесперспективном провале обсуждения вопроса в этой структуре, а работать во благо более благоприятного результата", - отметил Торосян. Касаясь ЕС, вице-спикер отметил, что интересы этой организации усилятся параллельно с повышением серьезности намерений Армении вступить в ЕС. "Важно уточнить тенденции международного восприятия Карабахского вопроса", - отметил вице-спикер. По его словам, международное восприятие карабахского вопроса необходимо рассматривать в контексте двойных трансформаций. С одной стороны меняется понимание конфликтов и возможные их пути урегулирования в целом, с другой стороны - это конкретно карабахский конфликт. Первое отличается тем, что в последнее время доминирует позиция к признанию независимости спорных территорий, таких как Восточный Тимор, Эритрея, которые далеки от Европы, а в Европе - процессы вокруг Косово, отметил вице-премьер. Конечно, нельзя упускать из виду, что тенденции в конфликтных точках постсоветского пространства, за исключением Карабаха, совсем иные. "Нагорно-карабахский конфликт следует обособлять от других конфликтов на постсоветском пространстве, поскольку последние находятся непосредственно в зоне интересов России, и судьба этих территорий имеет более низкую цену, чем интересы России, которые в разных ситуациях могут также диктовать неблагоприятные развития", - заявил Тигран Торосян.

За последнее время заметно изменение в стратегии Азербайджана. Эта страна активно пытается спровоцировать обсуждение вопроса в разных международных структурах. "Уверен, что азербайджанцы не настолько наивны, чтобы думать, что этим путем они могут решить вопрос в свою пользу. Цель их заключается в следующем: использовать вопрос Карабаха для решения внутренних задач. Ильхам Алиев, получив в наследство президентский пост, не смог получить в наследство влияние своего отца, и постоянно стоит перед решением вопросов кадровых перестановок. Межклановая борьба продолжается и в правительстве, и в армии. Некоторые министры и генералы отправлены в отставку, но этим проблема не решилась, а напряжение не спадает. В той же плоскости надо рассматривать и милитаристские заявления Баку. Кроме того, Азербайджан пытается представить армянскую и азербайджанскую сторону в международных структурах, соответственно, как агрессора и жертву, используя в этих целях опыт и возможности Турции и иных государств", - заявил глава армянской делегации в ПАСЕ.

При этом Тигран Торосян выразил мнение, что на международной арене проявляются тенденции признания независимости НК. Ярким примером этого, по его словам, является второй пункт резолюции ПАСЕ 1416 по Нагорному Карабаху, где, в частности, говорится, что "... Ассамблея подтверждает, что отторжение региона от государства и его суверенитет могут быть достигнуты лишь в результате мирного и правового процесса, основанного на демократической поддержке жителей данной территории..." Там же говорится, что при этом "... оккупация иностранной территории государством-членом СЕ является серьезным нарушением обязательств данного государства..."

Однако, как отметил Торосян, до сих пор какого-либо документа, подтверждающего приемлемость независимости Нагорного Карабаха нет. "Предстоит огромная работа, чтобы доказать, что НК избрал именно этот, фактически, приемлемый для СЕ путь к независимости". Вице-спикер отметил также важную роль МГ ОБСЕ с точки зрения решения конфликта, а также подчеркнул особое значение углубления демократии и евроинтеграции, которые возымеют для Армении и Нагорного Карабаха особое значение.

Резюмируя выступление, Тигран Торосян заявил, что статус Нагорного Карабаха является первоочередным в числе других вопросов, решение которых должно исходить из уточнения статуса; с точки зрения перспективности для статуса НК приемлемым является путь независимости; все большее значение приобретает правовая сторона решения проблемы. Указав важность сотрудничества с международными структурами и разными странами, вице-спикер отметил, что, тем не менее, залог справедливого и окончательного решения проблемы - в координации возможностей всего армянского народа и исключении различного рода спекуляций и проявлений сиюминутных интересов.