Главе МВД России Рашиду Нургалиеву предстоит самому решить, как наказать министра внутренних дел Башкирии Рафаила Диваева за спецоперацию в Благовещенске. Об этом заявила Генпрокуратура. Пока милиционеры молчат. А правозащитники считают, что Диваева нужно снимать с поста и судить. Диваев и его подчиненные, по мнению Генпрокуратуры, должны были контролировать ситуацию в Благовещенске. Милиционерам надо было патрулировать улицы, проводить мероприятия по предотвращению подростковой преступности, посещать притоны и выявлять причины криминогенной напряженности. МВД Башкирии же повело себя неправильно. "Роль министерства в данной ситуации сводилась к получению победных сводок в дежурной части - о том, сколько людей задержано и привлечено к административной ответственности за те или иные правонарушения. Все свелось к демонстрации и применению силы для устрашения", - сказал Герасимов.

Как ранеее сообщало ИА REGNUM, важным итогом "благовещенского дела" стало и то, что в МВД появились рекомендации, которые касаются расширения взаимодействия органов внутренних дел с прессой, правозащитными организациями, уполномоченными по правам человека. В частности, руководителям органов МВД субъектов Федерации рекомендуется заключать с региональными уполномоченными по правам человека соглашения об основных формах взаимодействия и сотрудничества в области соблюдения и восстановления нарушенных прав и свобод человека, оказывать содействия при проведении уполномоченными проверок по жалобам, поступившим в их адрес, а также обращаться в правозащитные организации с запросами об информации о фактах нарушений прав человека.

"Хочу открыто заявить, что я являюсь инициатором тех действий, которые автор этой рекомендации г-н Майданов окрестил "организацией пиар-акций, направленных на дискредитацию деятельности милиции", - комментирует издание циркуляра директор проектов Правозащитного Центра города Казани Павел Чиков. "На моей совести организация акций Правозащитного Центра Казани "Коррупция в милиции Татарстана" в июле 2003 года, "Пытки в милиции Татарстана" в ноябре 2003 и апреле 2004 года, давление на казанских правозащитников в мае-июле 2004 года, а также недавняя российская акция "Отсуди свое у государства!", которая проходила в 11 регионах страны и в ходе которой к правозащитникам обратилось около 800 человек. Мне нечего сказать в свое оправдание, кроме того, что все факты, опубликованные в ходе всех этих акций, соответствуют действительности.

Несмотря на это, а может, и благодаря такой принципиальной позиции правозащитников, МВД Татарстана в настоящее время самым тесным образом с ними сотрудничает. Дискредитируют милицию преступники в погонах, а не правозащитники и объективные газеты. Последние лишь предают гласности факты, выполняя тем самым свой гражданский долг."

Напомним, по последним данным, Верховный суд Башкирии отменил 209 из 254 постановлений о привлечении к административной ответственности жителей Благовещенска за отсутствием состава преступления. Он также отметил, что за три месяца (следствие началось 29 декабря 2004 года) следователи проделали огромную работу, допросив более 500 человек.

Комментируя заявления благовещенской милиции о "травле" со стороны местных жителей, заместитель генпрокурора в ПФО отметил, что "заявления милиции о невозможности выполнять свои обязанности не соответствуют действительности. Если совершается преступление, у милиции есть возможность его пресечь". Между тем он отметил, что психологический климат в городе некомфортный, поскольку привлечены к уголовной ответственности сразу 10 должностных лиц местной милиции.