Транспортный коридор "Север-Юг" и интересы Армении
У Армении с Азербайджаном появился новый повод для взаимных претензий - международный транспортный коридор "Север-Юг" (МТК). Точнее, сам МТК появился несколько ранее, в 2002 г., но армяно-азербайджанским яблоком раздора стал только сейчас. Суть дела в том, что межправительственное соглашение о создании МТК "Север - Юг" было подписано Россией, Индией и Ираном еще в сентябре 2000 г. и вступило в силу 16 мая 2002 года. Оно предусматривает поддержку тремя странами транзитного транспортного сообщения от Балтийского до Аравийского моря и индийских портов (через территорию России, Каспийское море, Иран и Персидский залив - по суше и по воде). Этот коридор сокращает время транспортировки грузов из Северной Европы в Южную Азию, как минимум, на 10 суток: путь морем через Суэцкий канал занимает 35 дней, а по МТК "Север-Юг" - 20-25. МТК рассчитан на перевалку 15-20 млн т грузов в год, однако оптимисты утверждают, что его грузооборот можно довести и до 100 млн тонн. Пока же его достижения гораздо скромнее: порядка 5 млн т грузов в год, правда, с перспективой уже к 2007 г. увеличить этот показатель до 20 млн т в год.
Естественно, транзит - это доход, и поэтому всегда находится немало желающих поучаствовать в неплохо зарекомендовавшем себя проекте. К МТК уже присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Оман, Сирия и Таджикистан, на очереди - Болгария, Киргизия, Турция и Украина. Свой интерес к проекту выражает также Грузия.
Проект не только расширяется географически, но и развивается качественно. До сих пор его слабым звеном оставались российские порты на Каспии: по своей пропускной способности они почти в два раза уступали иранским, и, таким образом, коридор не мог работать в полную силу. Это и не удивительно, ведь, например, в 2000-2002 в развитие своих портов Астрахань, Оля и Махачкала Россия вложила в общей сложности $29 млн, тогда как Иран вложил в свой порт Амирабад $40 млн, а Казахстан - $76 млн в развитие порта Актау. Однако с тех пор ситуация стала меняться в лучшую сторону. Ударными темпами проведена реконструкция и расширение порта Махачкала, модернизируется порт Оля (до него также дотянули железную дорогу). Одним словом, Россия наверстывает упущенное.
Однако перевалка грузов в портах или даже погрузка товарных составов на паромы - вещи сами по себе малопривлекательные с экономической точки зрения. Ведь из Каспийского моря далеко не уплывешь, и конечно, хорошо бы по возможности обходиться вообще без его услуг при трансконтинентальном транзите. А такая возможность есть: вокруг Каспийского моря имеется немало железнодорожных путей, особенно к западу от него.
И вот в начале февраля 2005 состоялось второе заседание Комиссии по организации работы МТК "Север-Юг" на уровне глав железнодорожных администраций Азербайджана, Ирана и России. Стороны решили объединить свои железнодорожные пути, создав полностью сухопутный вариант коридора. Для этого уже есть предпосылки: летом прошлого года Россия достроила свою железнодорожную часть коридора (ветку от станции Яндыки до порта Оля). Теперь осталось только построить недостающие участки железной дороги на территории Азербайджана и Ирана. Для этих целей решено учредить трехсторонний консорциум.
В развитие азербайджанского участка, согласно предварительным оценкам, необходимо инвестировать $130 млн - чтобы построить ветку Ялама - Астара, протяженностью 511 км, до границы с Ираном. Ирану же потребуется модернизировать и частично достроить участок Астара - Решт - Казвин, менее протяженный, но зато гористый. Иранцы рассчитывают соорудить его за 4 года. В общем, перспективы у трехстороннего проекта хорошие: эксплуатация железнодорожного участка МТК "Север-Юг" позволит сократить время транспортировки грузов на 5-7 дней по сравнению с транспортировкой через Каспий. Ожидается, что в первый год функционирования этого отрезка по нему будет перевезено 5 млн т, а в дальнейшем - до 20 млн т в год. То есть примерно столько же, сколько и через Каспийское море. А средства, вложенные в проект, окупятся в течение трех лет.
Армения находится вроде бы в стороне: от Каспия ее отделяет Азербайджан, а от России - Грузия. Но и Армения не хочет остаться в стороне от транзитных коридоров, располагая вполне развитой для этого внутренней инфраструктурой. В ходе недавнего визита главы российского МИД Сергея Лаврова в Ереван премьер Андраник Маргарян заявил, что Армения озабочена новой железнодорожной веткой, которая свяжет Россию с Ираном через Азербайджан, "в условиях, когда на территории Армении реально существует железнодорожная инфраструктура, позволяющая связать все страны региона". В ответ на эту озабоченность Лавров заверил, что Россия в сфере транспорта "максимально учитывает интересы Армении и не предпримет шагов, которые бы навредили ей". После этого азербайджанские и армянские СМИ и эксперты стали наперебой обвинять противоположную сторону в попытках "оттеснить" своего оппонента от транспортного коридора.
В Армении действительно есть железнодорожные пути, ведущие во все стороны, но практически со всех сторон они пока наталкиваются на политические препятствия. На юге и на востоке дорогу надежно перекрыл Азербайджан: железнодорожная ветка из Армении в Иран пролегает через Нахичевань. Ясное дело, что Баку скорее согласится раскошелиться на новую дорогу, чем разблокирует ту, которая будет пролегать через Армению. На западе - Турция блокирует вторую трансграничную магистраль Армении (на Карс). А на севере находится Грузия, которая тоже не испытывает особой симпатии к Армении и стремится изолировать ее, как союзника России. Поэтому, по всей видимости, к основному маршруту коридора "Север-Юг" Армения подключиться никак не сможет. Однако находиться в стороне - не обязательно означает оставаться в стороне. У Армении все-таки есть шансы поучаствовать в трансконтинентальном транзите: они связаны с боковым ответвлением коридора - на Запад, в ту же Европу. Но для их реализации нужно, чтобы была разблокирована граница с Турцией. Здесь шансов больше, чем в отношениях с Азербайджаном: Турция ведь тоже не прочь "пробить дорогу" в Каспийский регион, да и Евросоюз, куда она стремится, будет теперь давить на нее, чтобы она помирилась с армянами. Однако Турция - это только полдела. Еревану во что бы то ни стало нужно добиться взаимопонимания в транспортной сфере с Тбилиси. Во-первых, через Грузию идут дороги в Россию, то есть, на "Север". Во-вторых, Грузия является основным кавказским компонентом коридора ТРАСЕКА ("Европа - Кавказ - Азия"), инициатором которого выступил ЕС. Поэтому у Грузии есть свой интерес и к проекту "Север-Юг": ведь она может предложить сомкнуть его с коридором "Запад-Восток". А Армения могла бы предложить ей свои железнодорожные пути в Турцию. Однако пока взаимопонимания между Ереваном и Тбилиси нет, Грузия разработала проект собственной железной дороги в Турцию. В конце января было подписано грузино-азербайджанско-турецкое соглашение о строительстве железнодорожной дороги Карс (Турция) - Ахалкалаки - Тбилиси. Параллельно маршруту железнодорожного полотна планируется проложить автомагистраль. Если этот проект будет реализован, то надобность в армянских железных дорогах отпадет вовсе. Так что Еревану, чтобы подключиться к трансконтинентальному транзиту, нужно успеть договориться, как минимум, на двух фронтах: с Анкарой и с Тбилиси. Россия могла бы оказать в этом деле немалую поддержку своему стратегическому союзнику, но вместо этого она поддержала почему-то азербайджанский железнодорожный проект.