В Кабардино-Балкарии "чуть хуже, чем по России в целом": интервью экс-кандидата в депутаты Госдумы Адальби Шхагошева ИА REGNUM
Судебный спор по итогам выборов в Госдуму депутата-одномандатника от Кабардино-Балкарии вышел за пределы республики. После прохождения всех судебных инстанций на территории Кабардино-Балкарии, независимый кандидат Адальби Шхагошев, оспаривающий результаты выборов, обратился в Верховный суд РФ. По мнению Шхагошева, выборы были сфальсифицированы в пользу его оппонента, бывшего председателя парламента Кабардино-Балкарии Заурби Нахушева ("Единая Россия"). Для победы кандидата от власти решающую роль сыграл, по мнению Шхагошева, административный ресурс. Сам Шгагошев, по официальным данным, занял на выборах второе место.
Справка ИА REGNUM. Адальби Шгагошев родился в 1967 году в селении Старый Урух Урванского района Кабардино-Балкарии. Кабардинец. Окончил исторический факультет Кабардино-Балкарского государственного университета. После окончания университета в 1991 году поступил на службу в МВД КБР в Управление по борьбе с организованной преступностью. В 1992 году при задержании особо опасного преступника лишился кистей обеих рук, накрыв собой гранату. За совершенный героический поступок был награжден президентом Российской Федерации орденом "За личное мужество". Столица республики Нальчик объявила его своим почетным гражданином. В 1993 и 1997 гг. избирался в парламент Кабардино-Балкарии. В 1997 г. создал благотворительный фонд "Солидарность", деятельность которого началась с открытия бесплатной столовой для малоимущих. В 2001 г. организовал и возглавил Ассоциацию промышленников и предпринимателей Кабардино-Балкарии "Солидарность". Ассоциация занимается привлечением инвестиций в экономику республики, создала более 1000 рабочих мест.
ИА REGNUM: В прошлом вы офицер милиции. Каким образом события, связанные с участием в выборах и последовавшими судебными тяжбами, повлияли на вашу гражданскую позицию?
Основополагающие жизненные принципы остались неизменными. Но конечно, взгляды во многом поменялись. Участие в выборах привело к четкому осознанию того факта, что страна наша очень трудно принимает демократические перемены. Можно спорить о том, идем ли мы вперед, стоим на месте или же пятимся назад. Я оптимист, может быть, поэтому мне кажется, что все-таки мы идем вперед. Но очень, подчеркиваю - очень медленно. Жить в такое время, имея собственную гражданскую позицию и отстаивая ее, нелегко.
ИА REGNUM: Если быть честными, когда вы заявили себя кандидатом в депутаты, очень многие восприняли это как игру, в которой вам отводилась роль дублера, а Заурби Нахушев выступал в роли основного игрока. На то были объективные причины - благосклонность президента Кабардино-Балкарии Валерия Кокова к вам не была ни для кого секретом, и казалось маловероятным, что вы "всерьез" выдвинитесь против кандидата, поддержанного президентом республики.
Время расставило все на места. Конечно, никакой игры не было. То, что мы на протяжении длительного времени отстаиваем свою правоту, выступая против фальсифицированных выборов - самое явное доказательство серьезности моих намерений. Я баллотировался как независимый кандидат и действительно был независим. А засилье слухов в республике объясняется полным отсутствием независимых средств массовой информации, а значит - отсутствием доступа к объективной информации. Тем более когда речь идет о политических процессах. Я был и остаюсь самостоятельным игроком в этой кампании.
ИА REGNUM: Что значит "полное отсутствие независимых СМИ"?
Чуть хуже, чем по России в целом. Мы даже за деньги, в качестве рекламы не можем ни в одной газете поместить информацию о судебных процессах. Это означает полное отсутствие независимых СМИ. Если в России есть яркие образцы объективной журналистики, то в пределах Кабардино-Балкарии подобное невозможно.
ИА REGNUM: Ваша команда прошла все судебные инстанции в Кабардино-Балкарии, начиная с районных судов, заканчивая Верховным судом. Согласно Конституции РФ суд - это самостоятельный независимый орган власти. Что говорит ваш опыт?
Ни о каком независимом суде речь идти не может. Ни влево, ни вправо не отклоняюсь, говорю только о своем деле. В процессах столько очевидных нарушений, которые может заметить даже непрофессионал. Судом управляют. Когда свидетель, член избирательной комиссии с правом решающего голоса в суде заявляет: "Подпись под этим протоколом не моя", а суд отвечает, что нет необходимости подвергать сомнению документ избирательной комиссии, говорить о независимом суде не приходится. Дело не в непрофессионализме. И даже если говорить непосредственно о личностях судей, то многие из них морально были на нашей стороне и с удовольствием вынесли бы решение в пользу справедливости и объективности. Но им просто этого не дадут сделать. Я не уверен, можем ли мы винить судей за то, что они не выдерживают это давление. Я склонен винить систему в целом.
ИА REGNUM: Верховный суд России, где ваше дело окажется в ближайшие дни, тоже часть этой системы. На что вы рассчитываете?
В силу своего оптимизма я всегда рассчитываю на успех. Верю, что справедливость восторжествует. Но при этом я знаю, что есть другая инстанция - Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Все эксперты и наблюдатели, знающие наше дело в деталях, уверены, что даже в случае неудачи в Верховном суде РФ в Страсбурге нас ждет стопроцентная победа. Сразу после выборов все представители власти, в том числе и президент республики, и председатель избиркома выступили с заявлением о том, что выборы прошли самым демократичным путем. На длительное время это стало предметом пропаганды. Фактически они перевернули цифры по зеркальному принципу: абсолютную победу превратили в абсолютное поражение. Что касается лично меня - то это не просто процесс, это дело чести. И я доведу его до логического завершения.
ИА REGNUM: На ваш взгляд, как отразятся реформы власти, в частности отмена всеобщих выборов глав регионов, на ситуации в Кабардино-Балкарии?
Можно было бы принять эти назначения в качестве временной меры при условии, что обсуждать кандидатуры может больший круг общественности. С момента вступления закона в силу назначены уже пять губернаторов. Эта стремительность настораживает. Что касается Кабардино-Балкарии, то власть здесь неоправданно жесткая, излишне централизованная. Отсутствует оппозиция. У нас всякого, кто занимает иную позицию, готовы счесть оппозиционером. Многие стали относить к оппозиционерам и меня. Хотя для этого нет оснований. Я отстаиваю свои конституционные права.
ИА REGNUM: Насколько эффективно, по вашей оценке, нынешние депутаты Госдумы от Кабардино-Балкарии представляют интересы республики и ее жителей?
Отвечу коротко. Учитывая состояние экономики республики, я считаю, что они не справляются со своими обязанностями. Притом, что депутаты прошлого созыва работали лучше.