Южные регионы России могут объединиться в Черкесскую Республику: интервью Арамбия Хапая ИА REGNUM
Справка ИА REGNUM. Арамбий Хапай - трехкратный победитель чемпионатов мира по самбо, заслуженный тренер СССР и РФ. В 1990-1993 гг., в период становления Республики Адыгея как самостоятельного субъекта РФ, был активным участником адыгейского национального движения "Адыгэ-Хасэ", неоднократно был выдвинут кандидатом в руководители этого движения, но всякий раз снимал свою кандидатуру.
ИА REGNUM публикует данное интервью, поскольку, на наш взгляд, оно отражает точку зрения части политически активных представителей адыгейского народа на политические реформы, затрагивающие Республику Адыгея.
ИА REGNUM: Вы один из активных участников первых шагов по установлению государственности Адыгеи. В чем, на ваш взгляд, просчеты национального движения в Адыгее, почему республика теряет свои позиции сейчас?
Нужно осознать: кампания по "укрупнению" региона, которая ведется сейчас в СМИ вокруг Республики Адыгея, началась значительно раньше. И не краевым уровнем она определяется. Отсчет нужно вести с восстановления царской имперской символики в Российской Федерации - флага и герба. Для кого-то это предметы национальной гордости, но для адыгов - еще одно напоминание о Русско-Кавказской войне, об изгнании обескровленного народа с его исторических земель не только в ходе, но и уже после войны. Однако мы, адыги, народы всего Северного Кавказа - промолчали. Кажется, что это мелочи, но в борьбе мелочей не бывает.
Мы помним, что произошло с государственными языками федеративного государства. Русский язык принят как государственный, и его изучение в любых образовательных учреждениях закреплено законодательно. В случае отказа, невозможно получить даже начальное образование. Нельзя оставаться в школе и без изучения иностранного языка. В то же время не изучать государственные языки титульных народов республик даже представителями этих народов - конституционное право каждого. И снова все народы России повели себя так, будто это их не касается.
В мире подобного нет, но Государственная Дума Российской Федерации приняла закон, согласно которому основой алфавитов народов РФ может быть только кириллица. А ведь в разных языках разное количество звуков, и кириллица может просто не соответствует нуждам многих языков, в первую очередь, кавказских. Разве не знают об этом депутаты Госдумы, которые приняли закон? Разумеется, знают. Но и здесь несогласие высказал лишь Татарстан, и его протест не был поддержан никем.
ИА REGNUM: Не знаю, как в других регионах, но в Адыгее, добившись провозглашения республики, принятия Декларации, Конституции, вы отошли в сторону, предоставив возможность деятельности тем, кто считает себя политиками.
А депутаты действуют, исходя из принципа: "Если мы не проголосуем так, как хочется федеральному центру, наш парламент распустят. Зачем это нам нужно?"
В целом же, не думаю, что мы поступили неправильно. Каждый должен заниматься своим делом на профессиональном уровне. И в этом смысле к правительству Адыгеи, конечно, есть претензии. Я, разумеется, не могу ни подтвердить, ни опровергнуть их цифры - касающиеся, например, того, что Адыгея сегодня опережает все регионы ЮФО. Знаю твердо другое: простым людям живется хуже, чем в те времена, когда было плохо. И это служит очередным поводом к разговорам о возврате республики в край.
ИА REGNUM: Никто не мог предположить, что уже утвержденные законы, например, в Адыгее будут просто ликвидированы. Наоборот, люди ждали, что новая власть России в лице ее более молодого президента станет добиваться соблюдения законности, бороться с коррупцией.
Это главная причина: закон в Российской Федерации не работает, и по существу нет надежды на то, что он в ближайшее время заработает. Сейчас по инициативе президента РФ утверждено положение о назначении глав регионов. В качестве причины приводятся бесланские события. Мол, такого не случилось бы, если б президент мог спросить с руководителей республик. Однако мало кому приходит в голову: не президент Владимир Путин лично, а закон должен призывать к ответственности.
Невозможно, например, обойти в связи с этим тот факт, что именно президент РФ назначает министров МВД, ФСБ. В Северной Осетии в том числе. Но кто из названных чиновников Северной Осетии или Российской Федерации пострадал после бесланской трагедии? Никто. Я не раз бывал в Беслане, знаю многих его жителей, и не могу отделаться от мысли, что кто-то в государственном руководстве знало о готовящемся теракте заранее. Лишь детали, допускаю, оставались неизвестны - день, место. Иначе невозможно понять, как в школу было завезено столько оружия. Уверен, руководство могло и предотвратить теракт. Но он был нужен тем, кто хотел очередного шага к воссозданию унитарного государства.
Не удивлюсь, если этой весной или осенью политическая сила типа "Единой России" во всеуслышанье заговорит о том, что Путин должен стать пожизненным президентом. К этому, повторюсь, подводят все предыдущие шаги руководства страны. Да и "обкатка" этой мысли исподволь уже давно ведется в официальных СМИ.
ИА REGNUM: Вернемся к проекту "укрупнения" регионов. Многие искренне надеются и сейчас, что в составе Краснодарского края Адыгее будет лучше. Я имею в виду, конечно же, не чиновников.
Много лет наши деды мечтали о том, чтобы была Горская Республика. Пусть народы Северного Кавказа - разные, но культура, менталитет у них общий. Но стоит об этом заикнуться, сразу же раздается возглас: "Против кого вы намерены объединиться?" Когда адыги - один народ - заявляют о желании жить в одной республике, слышится тот же вопрос. Но мы-то не "против", а "за". За то, чтобы наш народ не лишался права на существование.
Я стоял и стою на том, что, если объединяться, то только в рамках нашей исторической родины, куда входит район Моздока, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, большая часть Ставропольского и Краснодарского краев, Абхазия. Историческое название этого региона - Черкесия, поэтому пусть он будет назван сегодня, скажем, Черкесской Республикой. Если есть на это согласие - вопросов не возникнет: это восстановление справедливости, пример межнационального взаимопонимания, плюс - мощный регион.
ИА REGNUM: Не думаю, что такой проект может быть рассмотрен в ближайшее время. Поэтому лучше подумаем о том, чем может закончиться происходящее сегодня.
Сейчас вряд ли найдется много людей, которые захотят жить в "составе" чего бы то ни было. Поэтому, на мой взгляд, нельзя делать необдуманных заявлений, какие позволяет себе губернатор Краснодарского края. Это игра с огнем: мало ли проблем на Кавказе! Та же Чечня - острая нерешенная проблема - не для Москвы, для нас, потому что это нас касается непосредственно. Я бываю в Грозном, там идет не контртеррористическая операция, а, к сожалению, самая настоящая война. Я называю ее не российско-чеченской, а русско-чеченской. Но войной народу, который живет на данной ему Богом земле, ничего невозможно доказать. Поэтому руководству России нужно научиться договариваться. И начать, я думаю, следует с Украины, Белоруссии, потому что, если его не понимают даже народы этих стран, то вину нужно искать лишь в себе.