"Седой революции в Астрахани не произошло": интервью премьер-министра Астраханской области Константина Маркелова ИА REGNUM
ИА REGNUM: Константин Алексеевич, как известно не все регионы выдержали "испытание монетизацией". Нужна ли была такая реформа со стороны федерального центра?
- Безусловно, все реформы придумываются не для того, чтобы сделать кому-то плохо. Все они изначально созданы для блага людей. Так и эта идея предполагала упорядочение всех льгот, которые чаще всего декларировались на бумаге, а в реальной жизни доходили лишь до отдельных единиц. Но как в России это часто бывает, до конца все не продумали. В Астраханском регионе, некоторые проблемы были просчитаны заранее, именно поэтому местные власти и предприняли некоторые упреждающие меры. На мой взгляд, все-таки необходимо было апробировать ситуацию, проведя эксперимент на примере одного-двух регионов и уже затем отработанную методику монетизации внедрять по всей стране.
ИА REGNUM: Это правда, что астраханское Правительство вместе с местными парламентариями в числе первых подготовили ряд законодательных инициатив, направленных на облегчение прохождения этого процесса на территории области?
Да это так. Начиная, с декабря 2004 года мы провели все необходимые денежные выплаты, которые должны были выплачиваться в январе 2005 года. Тем самым сняли напряженность и позволили людям спокойно встретить Новый год. А вот в других регионах люди получили компенсации только после 15 января 2005 г. и из-за этого началось "брожение в массах". С нашей стороны были проведены и некоторые мероприятия в медицинской сфере. Зная неразворотливость чиновников в этом вопросе, мы заранее определили перечень лекарств, которые как нам казалось, будут пользоваться наибольшим спросом у льготников. Закупив за счет средств областного бюджета необходимую фармацевтическую продукцию, мы определили ее на склады временного хранения. В большей степени наши прогнозы потом подтвердились, когда эта продукция оказалась, востребована льготниками.
То же самое пришлось сделать и по транспортной реформе. На днях в область пришли еще 10 автобусов, к пяти недавно закупленным для внутригородских перевозок. До конца года мы планируем довести их количество до полусотни, а, кроме того, привести в упорядочение пассажирские перевозки на городских и областных маршрутах, чтобы можно было, как можно больше охватить граждан льготной категории. Тем не менее, первая декада марта показала, что из напечатанных единых социальных проездных билетов было раскуплено менее 10%. Чем это обусловлено?
Билеты пока плохо раскупаются не только в Астрахани, но и в других регионах. Это общая тенденция. У нас пока продано около 15 тысяч билетов по области. Причин несколько. Во-первых, как это и предсказывалось, не все льготники хотят ими пользоваться. Мы планировали, что будут раскупать около 30%. Однако надо учитывать сезонный характер. Пока ранняя весна, еще достаточно холодно. Вот в апреле, мае, когда откроется дачный сезон и люди начнут выезжать за город, число желающих я думаю, возрастет. Ну, а во-вторых, все новое всегда вызывает настороженность у русского человека. Во всем он видит подвох, может быть, поэтому пока и несколько не активен.
ИА REGNUM: Вы уже сказали, что были проведенные упреждающие меры, позволили избежать в Астраханской области пикетов, акций протеста против монетизации. На Ваш взгляд, этого не случилось, потому что у нас регион такой спокойный или, благодаря разумному решению местных властей.
Дело, наверное, не в разумности, а в том, что мы предусмотрел некоторые нюансы. Тем не менее, остается немало проблем по упорядочению транспортных перевозок, лекарственного обеспечения, совершенствования работы врачей. Ведь в некоторых селах, чтобы получить льготный рецепт зачастую приходится ехать в другой район. Это тоже проблемы требующие корректировки. В общей массе население с пониманием относится ко всему этому. Первая волна недовольства уже схлынула, несмотря на то, что в данной ситуации заметно подыграли политические силы, не воспринимающие эту реформу. Мы все-таки убеждены, что прямые конкретные выплаты льготнику, наиболее эффективны. К сожалению, еще не все категории граждан попали в белый список. В частности в законе забыли про детей из многодетных семей. Поэтому когда министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов посещал Астрахань, мы ему об этом напомнили, и он обещал внести корректировки в реформу.
ИА REGNUM: В ближайшее время россиян ожидает новый сюрприз - реформа местного самоуправления, таящая в себя много "подводных" камней. Как астраханский регион готовится к ней. Есть ли у местных властей какие-то новшества или предложения, позволяющие обезболить этот процесс?
Реформа идет давно, недаром с 1 января этого года вступил в силу закон о разграничении полномочий. По договоренности с органами МСУ мы установили уровень компетенции, предполагающий правовую, материальную и финансовую составляющие. Для удачного проведения реформы необходимо местному самоуправлению дать возможность выполнять некоторые социально-экономические программы, от которых впоследствии будут идти средства в бюджет. В настоящее время нашими специалистами разработан, как краткосрочный, так и среднесрочный планы экономического развития региона. В идеальном варианте он будет включать в себя план социально-экономического развития каждого района. К примеру, это может быть: благоустройство парка, открытие спортивной площадки, обустройство торговых точек и многое другое. Главное, чтобы в дальнейшем все проекты были социально ориентированы на улучшение жизни людей, а налоговые отчисления шли в бюджет.
ИА REGNUM: Новый закон, по сути, предполагает и некоторую финансовую самостоятельность каждого территориального образования. Насколько сложно переубедить, переломить психологию нашего сельского жителя, чиновников органов местного самоуправления. Как объяснить, что закончилось время, когда за тебя подумают и примут решения областные власти. Насколько глубинка готова к проведению таких реформ?
Это сложный процесс. Его надо готовить. Причем он должен состоять не в навязывании каких-то реформ, а, прежде всего в методической форме. Так, например, сегодня мы готовы помочь главам МСУ и районным главам в выработке подходов решения некоторых социально-экономических проблем. Причем мы можем взять на себя более тяжелую часть, например подбор инвесторов, размещение и привлечение их на территорию Астраханской области. Но есть определенные задачи, согласно которым представители МСУ тоже должны создавать инвестиционную привлекательность для тех инвестиционных компаний, которые завтра придут на территорию области. В этом и состоит взаимная ответственность между людьми. И радует, то, что большинство вновь избранных руководителей это понимают.
ИА REGNUM: Вступление в действие нового Жилищного Кодекса до сих пор вызывает неоднозначную оценку в обществе. Некоторые из аналитиков считают кодекс несколько циничным и жестким, другие наоборот утверждают, что он направлен на улучшение жизни россиян, а третьи вообще считают его "полуфабрикатом". А как Вы оцениваете этот документ?
Я считаю, что документ важный и необходимый, почему? Потому что, долгое время у нас в стране существовала некоторая разобщенность в законодательных актах, которые были приняты в различные времена. Новый кодекс стал, по сути, пакетом из 27 законов, в которых определены правила поведения на рынке жилья в современных условиях. К плюсам кодекса я, безусловно, мог бы отнести такие разделы как: закрепление и подтверждение неприкосновенности жилья, ограничения возможности проникновения в собственное жилье, новый порядок перевода жилого помещения в нежилое, и наоборот, урегулирование вопросов, связанных с предоставлением жилья в маневренном фонде в связи с утратой жилья, и т.д. Кроме этого, принят целый пакет документов, позволяющий банкам совершенно спокойно применять систему ипотечного кредитования, а малоимущим гражданами, получать жилье на условиях социального найма. Конечно, как и любой другой закон, он имеет свои недостатки, которые проявятся через некоторое время, хотя некоторая часть "айсберга" видна уже сейчас. Так в законе не прописан термин "малоимущий гражданин", поэтому до сих пор непонятно, каким образом будет теперь формироваться очередь на бесплатное жилье. Мы приложим все усилия, чтобы эти огрехи были оговорены на местном уровне, а местное законодательство внесло необходимые поправки. Хотя я считаю, в данном случае, что федеральные власти в очередной раз поспешили с введением кодекса. На мой взгляд, также как и с монетизацией надо было провести эксперимент на примере отдельных регионов.
Чтобы избежать нежелательных последствий мы тоже серьезно подготовились, к принятию этого закона и я думаю, это позволит нам избежать некоторых социально опасных результатов этого закона, в частности резкого повышения тарифов и массового выселения людей из жилья. В данном случае в Астраханском регионе уже отработана система предоставления субсидий по коммунальным услугам малоимущим гражданам. Это вселяет надежду на то, что на территории Астраханского региона принятие нового Жилищного Кодекса не вызовет резких последствий, как это обычно бывает во время принятия таких законов.
ИА REGNUM: Константин Алексеевич, но ведь Астраханская область была одним из первых регионов, где была обозначена проблема ликвидации ветхого жилья. Именно она вызвала в свое время большой интерес у российского президента, после чего процесс ликвидации ветхого фонда заметно активизировался. А как сейчас обстоят дела?
И раньше и сейчас мы очень плотно работаем с Федеральным Центром и отрабатываем вопросы сноса аварийного и ветхого жилья в Астраханской области. На сегодня в регионе более 2 млн. кв. метров жилья приходится на аварийный фонд, а это более 10% от существующего жилого фонда. В данной ситуации, скажу не в обиду другим регионам, мы требуем и определенного подхода к Астраханской области. Несколько лет назад, мы стали одними из инициаторов этой программы по сносу аварийного и ветхого жилья в России. Именно по нашей инициативе после визита президента Владимира Путина в Астраханскую область проблема стала общероссийской, и в нее активно включились и другие регионы. Сейчас в области на всех уровнях власти, ведется постоянный контакт с федеральными структурами, которые отвечают за реализацию данной программы. Мы надеемся, что в начале апреля нам удастся собрать в области общественно-политических деятелей, депутатов Государственной Думы, специалистов этого профиля, и на примере Астраханской области показать каким образом можно решить эту проблему. Для этого у нас уже подготовлен целый пакет новых решений, которые мы намерены предложить федеральным политикам. В настоящее время для подготовки к этому мероприятию уже создана рабочая группа, во главе с заместителем председателя Совета Федерации Федерального Собрания Светланой Орловой. В группу также вошел и астраханский губернатор, сенатор от Астраханской области, специалисты строительных ведомств. Кроме этого, в бюджете 2006 года уже заложена финансовая помощь регионам для решения многих социально-экономических проблем, одна из которых - ликвидация ветхого и аварийного жилья.
ИА REGNUM: Вам как вице-губернатору, как астраханскому премьеру какой бы хотелось видеть Астраханскую область через несколько лет?
Самое главное, очень хочется, чтобы каждый житель области почувствовал, что наконец-то происходят некоторые изменения в их жизни. Причем почувствовал на своем финансовом и материальном положении, ведь не случайно программа увеличения внутреннего валового регионального продукта подразумевает не только получение экономического потенциала, но и увеличения в два раза уровня заработанной платы, реальных доходов населения. А если человек почувствует, что реальный доход у него увеличился, это и будет одним главных вопросов, которые нам удалось решить.
Наш регион должен стать привлекательной территорией, где развиваются не только традиционные отрасли топливно-энергетического комплекса, но и транспортная, строительная инфраструктура, село, программы восстановления традиционных производств. И как только мы сможем этого добиться, мы сможем с гордостью сказать, что происходят изменения в лучшую сторону. Я надеюсь, что рассмотренные программы позволят нам сделать это в течение трех лет.