Председатель комитета ГДСК по социальной политике, науке, курортам, работе с общественными организациями и казачеством Виктор Лозовой в интервью ИА REGNUM прокомментировал ход реализации федерального закона "О замене льгот денежными компенсациями".

ИА REGNUM: Какое отношение у Госдумы Ставропольского края сложилось к федеральному закону о замене льгот денежными компенсациями до момента принятия?

О принятии федерального закона № 122 и об отмене тех законов и постановлений, которые действовали ранее, Госдума Ставрополья вместе с Министерством финансов начала говорить в марте-апреле 2004 года. В тот момент мы в комитете думали, как сохранить 25% надбавку по коммунальным службам для работников организаций бюджетной сферы и как передать государственные полномочия муниципальным районам и муниципалитетам по исполнению их на местах. Опираясь на темпы роста доходной части бюджета, мы рассчитали выплату компенсаций так, что средств должно хватить. Может быть, несколько процентов не будет хватать. Однако ближе к лету депутаты Ставропольского края и спикер регионального Парламента Юрий Гонтарь выступая на Совете законодателей просили провести эксперимент по монетизации льгот в определенных территориях России, как Ставрополье было выбрано пилотным регионом по 131 федеральному закону (реформа местного самоуправления). Мы просили, давайте также проведем эксперимент по 122 закону, выберем определенный город или райцентр и посмотрим, как эта ситуация будет работать. В качестве пилотного региона по социальной реформе была предложена любая область, край. Но федеральный центр не принял эти предложения. Закон спешно приняли, и оказалось, что для его исполнения не подготовлена база. Только 29 декабря из федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию поступил перечень документов. Их было порядка 14. Это и бланки, и порядок заполнения и др. Такую ситуацию можно сравнить с ситуацией, когда человека, не умеющего водить машину, сразу посадили за руль автомобиля. Для работы в новых условиях опыта мы не имели. Думали: с чего начать? Кто будет поставлять лекарства? Перечень включенных лекарственных средств не удовлетворяет потребности льготников, среди которых онкобольные, больные туберкулезом, СПИДом и прочие. Параллельно возникли проблемы с компенсацией за проезд. На мой взгляд, лекарственную льготу нужно было оставить, а заменой льготы за проезд компенсациями в спокойном русле заняться с июля-августа, после праздников и профессиональной подготовки.

Но вместе с тем, 50% льготников в Ставропольском крае не получали свою льготу, поскольку ее не было на той территории, где они проживали. Ведь кто сейчас не доволен? Города: Ставрополь, Невинномысск, КМВ. А в населенных пунктах, где жители не пользуются общественным транспортом, эта льгота остается не востребованной. В Андроповском, Апанасенковском, Арзгирском, Степновском, Нефтекумском, Минераловодском районах люди больше нуждаются в деньгах. Пускай сегодня им предоставлено 100 рублей на проезд, завтра будет 200, послезавтра 400, но это живые деньги, которыми люди смогут оплачивать, к примеру, коммунальные и другие услуги. Вот мысль сельского жителя! То же самое по соцпакетам. 122 закон был принят очень быстро - пакетом. За несколько дней одобрен Советом Федерации России и подписан президентом. По этому закону ещё очень много работы.

ИА REGNUM: 1 января закон был принят, а уже с 16 января Ставрополье захлестнула волна митингов. Возникли определенные проблемы в реализации закона. Прежде всего, по проезду в общественном транспорте. Как они решались?

Принимая закон о монетизации льгот по проезду в общественном транспорте, мы приняли размер компенсации 50 рублей. При этом, в 2004 г. мы компенсировали транспортным предприятиям льготу в размере около 78 млн. рублей. Но не всем, в основном в Ставрополе и других городах. В сельскохозяйственных районах Ставропольского края - Апанасенковском, Арзгирском, Петровском, Ипатовском, Красногвардейском транспортная льгота не компенсировалась, поскольку там этих услуг не было, только междугородние. Мы в бюджете заложили компенсации по транспорту на 50% льготников, исключая жителей тех районов, в которых люди не пользовались этой льготой. К этим средствам мы прибавили еще 78 млн. рублей (транспортным предприятиям), плюс процент инфляции. Всего вышли на сумму на выплату компенсаций по транспортной льготе 189-190 млн. рублей. Эту сумму мы поделили на количество льготников, у нас и вышла сумма 45 рублей с копейками. При обсуждении этой проблемы в комитетах в рамках подготовки законопроектов, мы поняли, что этого мало. При этом, транспортные предприятия стали требовать, чтобы проездной билет стоил 100 рублей вместо 50, и, поскольку у края есть долги перед транспортниками, они требуют выплаты компенсаций. Я считаю, что эту ситуацию можно было решить спокойно, собраться руководителям обществ, организаций с представителями комитета и поговорить. Однако никто на это предложение комитета не откликнулся. Сразу вышли на митинг. Заложенную в бюджете транспортную норму 50 рублей мы решили увеличить до 100 рублей, также оказалось мало. После того, как в решение этой проблемы включился федеральный центр, который понял, что сделал мощную ошибку, резко продавливая свой закон, губернатор Ставрополья принимает решение увеличивать сумму проезда, и мы приравняли компенсации за проезд для краевых льготников к сумме 250 рублей.

ИА REGNUM: Это требует увеличения затрат краевого бюджета. Откуда будут браться деньги?

Мы поработали по отраслям, где-то изъяли остатки на счетах, где-то сократили расходы. Дело в том, что мы до сих пор не знаем, сколько у нас всего краевых льготников. Их порядка 256 тысяч человек. Как только они получат денежные выплаты за март-апрель, будут подведены итоги по ведомостям и отданы на отчет в министерство социальной защиты, будет понятно, сколько точно в Ставропольском крае льготников. Хотя министерство финансов края заложило деньги на выплату компенсаций 280 тысячам человек. Здесь экономия есть. Кроме того, мы также пытаемся погасить долг перед коммунальщиками в размере 60 млн. рублей. Этот долг можно реструктуризировать, выплатив в этом году 30 млн. рублей. Остальные деньги можно пустить на выплату компенсаций за проезд. В итоге, мы выходим на нужную нам сумму.

ИА REGNUM: Помимо транспортных компенсаций, возникло немало проблем с лекарственным обеспечением. Как решается эта проблема?

У нас был заключен договор с компанией "Уралсиб", которая получила полномочия по обеспечению населения нужными лекарствами. Однако она не оправдала доверие, которое на нее возлагалось и федеральным, краевым правительством и думой. В феврале мы подключили свою страховую компанию ЭМЭСК. Сейчас она справляется с поставленной перед ней задачей. Эта проблема будет решена в ближайшее время. Если нет препаратов, которые требуются льготникам, на резервные деньги министерством здравоохранения Ставропольского края эти лекарства приобретаются и направляются льготникам. Этот процесс упорядочивает Минздрав.

ИА REGNUM: Какие еще проблемы возникли при реализации в крае закона о монетизации льгот?

Я считаю, что любая реформа, которая проводилась в РФ никогда не приводила к лучшему. Обязательно, кто-то что-то теряет, а некоторые все теряют. Почему компартия в Советском Союзе потерпела фиаско? Потому что надо было мыслить на перспективу. Думать о том, кто может сделать так, чтобы людям стало жить лучше на 2 пункта или разнообразить вид приоритетов для жизни человека. Мы стали топтаться на месте, в том числе и по предоставлению льгот. К примеру, предоставили льготы работнику здравоохранения. Он стал прописывать к себе родственников, которые у него не жили, но пользовались льготами. По 122 федеральному закону отсутствовала качественная информационная подготовка, а также не хватало специалистов, которые будут заниматься предоставлением этих льгот и разъяснением. В прежние времена, прежде чем что-то сделать обучали специалистов, готовили материальную базу. Я считаю, что закон необходимо было готовить поэтапно. После принятия документа в 2004 году, в первом квартале 2005-го нужно было изучить нормативно-правовые документы и подготовить специалистов. 2 квартал посвятить подготовке материальной базы: учету и отчетности в каждом селе, районе. Надо выяснить, сколько в крае льготников, по каждой категории отдельно, и сверить списки. 3 квартал - учеба всего аппарата. С 1 квартала 2005 года можно начинать разъяснительную работу при участии прессы, осуществлять выезды на места, проводить единые политдни, проводить селекторные совещания, отвечать на вопросы людей. Можно провести расширенные конференции по районам, выпустить и раздать льготникам методическую литературу. В 3 квартале 2005 года по разрешению губернатора, правительства и по поддержке думы можно начинать апробировать закон. Изучать, так сказать, передовой опыт. Последний квартал - подготовка бюджета, базы, открытие счетов для льготников, чтобы в декабре люди получили деньги и встретили монетизацию спокойно. С 1 января 2006 года закон по монетизации льгот прошел бы на ура. С этого момента можно отоваривать лекарствами тех, кто использует медикаменты по жизненным показателям: больные сахарным диабетом, астматики. Но на данный момент мы терпим одни только поражения. И третируем избирателей, поскольку нас поставили в такие рамки: вот вам законы, но мы у вас 1,8 млрд. рублей из краевого бюджета изымаем.

ИА REGNUM: Ставропольский край выступает пилотным регионом по реализации реформы местного самоуправления (закон № 131-ФЗ). В других регионах может не так сильно идет разграничение льготников на краевых, федеральных и муниципальных. У нас же муниципальные бюджеты стали самостоятельными. В связи с этим есть проблемы?

Нет. 131 федеральный закон не идет в разрез со 122. Единственное, он разграничивает полномочия - обязанности муниципалитета, городского округа, края. Сложности возникли только по установлению границ муниципальных образований и по разграничению собственности, полномочий.

ИА REGNUM: Но контроль сохраняется над выплатой муниципальным льготникам всех компенсаций?

Да. Меняется только форма ответственности. Краевой бюджет и краевое правительство в виде субсидий передают средства в муниципальные органы социальной защиты, которые наделены краевыми полномочиями на предоставление этих услуг. И органы соцзащиты исполняют закон на местах. Мы им передали госполномочия по 9 направлениям, в том числе по предоставлению специализированной, квалифицированной медицинской помощи.

ИА REGNUM:В результате монетизации льгот образовались те категории граждан, которые пользовались ранее льготами, а теперь не подпадают под получение компенсаций: ветераны труда, студенты и другие категории. Им будет оказываться социальная помощь?

У них частично сохранились льготы, но мало. Я категорически выступаю за то, чтобы нашим избирателям не было никаких надбавок, дотаций. Надо поднимать до должного уровня оплату труда по отраслям. Здесь и налоговые и пенсионные отчисления. Тарифная ставка должна быть не 900 рублей, а 2,5 тысячи. А надбавки пенсионным фондом обтекаются в базу не идут. В итоге, когда человек выходит на пенсию, получает расчет - зарплата была нормальная со всеми надбавками, а тарифная сетка маленькая, и отсюда все проблемы. Необходимо установить приемлемый оклад, а дальше люди сами разберутся и с проездом и другими проблемами. Сейчас идет разработка краевых законов по отраслевому принципу оплаты труда (работников образования, здрав, культуры и соц защиты), а также об организации содержания дополнительного образования детей и обеспечения учебниками обучающихся. Может быть эта ситуация расставит все точки над "i".

ИА REGNUM: Что делается сейчас Госдумой для снятия напряжения в сельской местности в связи ситуации с монетизацией льгот?

В государственную думу Ставропольского края в декабре 2004 года поступил проект закона "О мерах социальной поддержки граждан, работающих и проживающих в сельской местности". В законопроекте были предусмотрены меры социальной поддержки в виде денежной компенсации, только работающим категориям граждан. Поэтому в законопроекте социальная норма на одного работающего в среднем по краю предполагалась от 114 до 195 рублей, в зависимости от набора ранее установленных льгот. Так как до вступления в силу 122 Федерального Закона льготы по жилищно-коммунальным услугам представлялись в натуральном выражении специалистам, работающим и проживающим в сельской местности - учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, ветеринарии, а также членам их семей и пенсионерам. А с 1 января 2005 года расходные обязательства переданы субъектам и им предоставлено право: законодательно закреплять категорию и виды льгот. Данный законопроект вызвал недовольство среди специалистов бюджетной сферы, проживающих в сельской местности. И в феврале текущего года он был снять с рассмотрения на заседании государственной думы края.

Была создана рабочая группа из числа руководителей министерств, представителей профсоюзных организаций, учреждений социальной сферы сельской местности, которая обсудила мнения и позиции профсоюзов, учительства, медицинских и социальных работников. Депутаты комитета по социальной политике (члены фракции КПРФ ГДСК) выехали в округа и провели встречи с избирателями, руководителями школ, больниц, Домов культуры учитывая, что одно из главных требований бюджетных работников сельской местности - оставить льготы на прежнем уровне, было проведено расширенное заседание рабочей группы. Исходя из того, что в Законе Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" заложены средства в сумме 85 млн. рублей - без учета средств на членов семей и пенсионеров, депутаты комитета решили внести изменения в бюджет Ставропольского края на 2005 год. В статье 25 в новой редакции прописано право на получение льгот членами семей и пенсионерами, находящимся на иждивении. Кроме того, Правительству края рекомендовано в двухмесячный срок разработать законопроект, предусматривающий меры социальной поддержки в натуральном выражении, работающим специалистам, членам их семей и пенсионерам, а затем с января 2006 года заменить натуральные льготы денежной компенсацией. И вот уже на последнем заседании Госдумы 4 марта, решение комитета было поддержано и дума приняла поправка комитета.

"Монетизация льгот - крупнейшая экономическая ошибка федерального центра" - заявил спикер Госдумы Ставропольского края Юрий Гонтарь на пресс-конференции 4 марта. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, свою позицию он обосновал тем, что принимая этот закон, центр проигнорировал мнение регионов.