PR-кампании на останках обезглавленного тела: Украина за неделю
На минувшей неделе был опубликован наконец указ президента о назначении Петра Порошенко секретарем СНБО. Наблюдатели связывают более чем месячную задержку указа с процессом утрясания полномочий новоназначенного главы Совбеза, притом полномочия эти, как указывают большинство СМИ, противоречат Конституции. Однако явились они де-факто и обсуждению не подлежат.
"Страна наконец-то узнала, почему так долго не обнародовался указ о назначении Петра Порошенко секретарём Совета национальной безопасности и обороны. Поговаривают, что всё это время Пётр Алексеевич боролся за расширение полномочий своего ведомства и немало преуспел в этом. Теперь г-н Порошенко как секретарь СНБО будет принимать участие в заседаниях правительства, а при необходимости - инициировать их. Появились у СНБО и возможности не только влиять на назначения силовиков, но и на формирование судов", - комментирует "Профиль". "Вместо органа с расплывчатыми полномочиями в лице СНБО появился центр власти. Это де-факто конституционное изменение, провёденное, так сказать, явочным порядком". Точно также, явочным порядком, и едва ли не накануне обнародования указа о полномочиях Порошенко произошел громкий скандал с захватом облэнерго. "Честно говоря, мотивы захватчиков абсолютно непонятны, - замечает Владимир Золоторев в том же "Профиле". - Ведь если вдруг выяснится, что со временем захваченные облэнерго перейдут в собственность структур, связанных с Порошенко-Григоришиным, худшей "рекламы" всего набора декларируемых джентльменских качеств новой власти и придумать трудно".
Другого порядка "рекламу" сделали себе на минувшей недели украинское МВД и Генпрокуратура, поспешив отчитаться о раскрытии "убийства Гонгадзе". Анонс в присущей ему "эмоциональной манере" сделал президент, однако вот краткая последовательность событий в "Версиях": "Сначала появилось сообщение, что по делу Гонгадзе задержаны исполнители преступления. Затем в эфире "5 канала" прозвучало сообщение криминального журналиста Олега Ельцова, что голова журналиста найдена в Днепровской затоке. Через несколько часов эту информацию опровергла пресс-служба СБУ, но вскоре вдруг добавила, что кое-что на этот счет может появиться завтра с утра. Было еще заявление Юрия Луценко, о том, что он повесил фотографию Георгия в комнате отдыха, "чтобы он напоминал об основном деле". А в 4 часа по полудни эту сенсационную плеяду завершил лично президент Виктор Ющенко, заявивший, что у него есть все основания полагать, что убийство Гонгадзе раскрыто...".
"Первого марта президент собирает экстренный брифинг и в свойственной ему одному эмоциональной манере объявляет о раскрытии убийства Георгия. Казалось бы, сейчас прозвучат фамилии убийц, организаторов, заказчиков. Ан нет, одни лишь эмоции. Создалось впечатление, что Ющенко они просто переполняли, и он спешил поделиться ими со всем миром, а заодно отчитаться перед тем же миром за свои обещания раскрыть преступление в течение 1-2 месяцев". "Трибуна", как и прочие СМИ, полагает, что Ющенко "поспешил" с подачи Генпрокурора Пискуна, причем большинство действующих лиц, явившихся в тот вечер 1 марта на "5 канале", прямо говорили, что Пискун таким образом "подставил президента", и казалось, "подстава" обернется наконец отставкой Пискуна, о которой так долго говорили большевики. Сетевой "Обком" заподозрил Генпрокуратуру в циничной "пиар-кампании на останках обезглавленного тела". "Львівська газета" опубликовала интервью с главою следственной комиссии ВР по "делу Гонгадзе" Григорием Омельченко, где тот напрямую обвиняет Пискуна в "плагиате", - мол, вся информация, которую обнародовала Генпрокуратура в последние дни, содержалась в выводах комиссии и была известна Пискуну с 2003-го года. В то же время, Омельченко заявил, что в документах комиссии основными заказчиками и виновниками убийства выступают Владимир Литвин, Юрий Кравченко и Леонид Деркач. Между тем, после пресс-конференции в Генпрокуратуре у присутствовавших журналистов сложилось впечатление, что ""дело Гонгадзе" сольют в виде убийства с неясными мотивами, совершенное по предварительному сговору милицейских чинов, приказ которым отдавал один влиятельный, но сейчас тяжелобольной и не говорящий генерал-полковник милиции".
Характерно, что моментально после откровений Пискуна и Ющенко был взорван в машине один из "свидетелей", проходящих по делу, а спустя два дня, утром 4 марта, был найден мертвым у себя на даче один из главных "фигурантов" будущего громкого процесса - экс-министр внутренних дел Юрий Кравченко. За день до самоубийства Кравченко "Комсомольская правда в Украине" опубликовала интервью политолога Вадима Карасева, суть которого была в том, что Кучма и Кравченко "не были заинтересованы в гибели Георгия Гонгадзе, а раскрутка этого дела может привести к расколу новой власти". Карасев напоминает, что "нюансы этого дела напрямую связаны с пленками Мельниченко", а эти пленки не затрагивают прямых и жестких оппонентов Ющенко - Виктора Медведчука и Виктора Януковича. "Пленки затрагивают некоторые группы, которые или участвовали в "оранжевой" революции или повлияли на ее исход, то есть оказали Ющенко услугу. Это группы Литвина, Зинченко, Деркачей. Есть еще ряд больших игроков", - сказал Карасев, добавив, что "в момент, когда произошло убийство, эти группы составляли близкое окружение президента Кучмы". "Выходит, что раскрутка дела Гонгадзе может расколоть новую власть", - делает вывод Карасев. В то же время, по его мнению, эта раскрутка "существенно усилит позиции Александра Мороза.
Похоже, в самом деле, как Мороз в свое время на "деле Гонгадзе" раскручивал "Кучмагейт", ныне он попытается использовать скандал вокруг спешного "раскрытия" для устранения Литвина, Пискуна и ослабления позиция самого Ющенко. Сетевой орган морозовских социалистов "Обком" помещает передовицу под "шапкой" "Ющенко без суда и следствия уже похоронил "убийц Гонгадзе" в лучших традициях кучмизма". Если верить "Обкому", Ющенко в лучшем случае "неадекватен", и выступает как "заложник Пискуна": "Профит Пискуна от такой подставы Ющенко очевиден. Когда Виктор Андреевич поймет, как его использовал в своих целях Пискун, у Президента останется нерадостная альтернатива: либо признать себя неадекватным политиком, выносящим приговоры по уголовному делу в лучших традициях кучмизма еще до окончания следствия, либо всеми силами прикрывать Пискуна, становясь его заложником".
"Главред" озаглавил статью о "деле Гонгадзе" "Гильотина для правительства Тимошенко": "Если раньше тема убийства известного журналиста была инструментом для давления на режим Леонида Кучмы, то сегодня оно совершенно противоположным образом становится инструментом борьбы внутри новой власти и способом нажить политический капитал в преддверии парламентской кампании весной 2006 года. Ведь ни для кого не секрет, что плёнки Мельниченко, на приобщение которых к делу настолько рьяно выступает лидер СПУ Александр Мороз, содержат моменты весьма нелицеприятных разговоров далеко не последних представителей сегодняшней власти". Автор "Главреда" дает ответ на вопрос, зачем новой власти нужен "запятнанный Пискун": "Пискун, безусловно, был нужен некоторым фигурам из ближайшего окружения Президента. Во-первых, он, безусловно, компетентен в "деле Гонгадзе", через его руки проходили многие значимые детали следствия во время его первой прокурорской каденции. Во-вторых, Пискун легко управляем, поскольку очень хочет сохранить свой пост и готов на уступки и договорённости. Пискуна оставили, даже несмотря на недоумение общественности и многих политиков. Пискуна не отстранили от дел даже тогда, когда мать Гонгадзе заявила о своём недоверии Генеральному прокурору". "Главред" утверждает, что Пискун - марионетка, а за ниточки дергают люди из ближайшего окружения Ющенко - Александр Зинченко, Петр Порошенко и Александр Третьяков: "Следствие, курированием которым занимается Святослав Пискун, работает по чёткому сценарию троих вышеназванных особ, которые планируют одним махом решить сразу три задачи. Первая - раскрыть дело Гонгадзе и усилить президентский авторитет и власть. Вторая - обезопасить от дискредитации помимо себя ещё, как минимум, Литвина, Азарова, Деркача и Червоненко, чьи голоса, как известно, хорошо узнаются на знаменитых плёнках Мельниченко либо упоминаются в них. Третья - интерпретировать ситуацию таким образом, что бы громкое дело ударило по полной программе по другому фигуранту знаменитых плёнок - Александру Михайловичу Волкову. А удар по позициям Александра Волкова - это ещё и мощнейший удар по правительству Юлии Тимошенко".
Наконец на сайте "ProUa" Тарас Чорновил указывает на причины гибели Юрия Кравченко. Они напрямую связаны с последними резонансными заявлениями Генпрокурора и президента Ющенко: "Все, что касается гибели Кравченко, я говорил и вчера и позавчера. В частности, я предупреждал, что заявление Ющенко и заявления Генпрокуратуры недопустимы и непременно приведут к тому, что промежуточное звено между исполнителями и заказчиками будет ликвидировано. И из-за этого мы уже никогда не выйдем на заказчиков.
И то, что сегодня не стало Кравченко, и то, что едва ли сможет давать свидетельство генерал Фере (из-за состояния своего здоровья, и не исключено, что он не доживет до суда при таких обстоятельствах, которые происходят сейчас) означает, что кто-то целенаправленно делает все для того, чтобы заказчики убийства Гонгадзе не были названы. Я хорошо знаю, что Кравченко очень сильно чувствовал опасность. И он близко не подпустил бы к себе никого, кто бы мог причинить ему вред. В том числе и тех, кто раньше работал с ним в силовых структурах и т.п. Я не приду в изумление, если убийство Кравченко - это акция, цель которой не допустить привлечения к ответственности заказчиков, а которая связана с определенными людьми, приближенными к новой власти. Но это только мои предположения, я не могу утверждать".