"Никто не собирается делать из сел города": интервью ИА REGNUM о реформе местного самоуправления в Оренбуржье
Менее чем через год, 1 января 2006 года, в Российской Федерации вступит в силу закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Новый закон выводит местное самоуправление на новый уровень. Столь актуальная проблема не первый месяц обсуждается и на региональном уровне.
В интервью газете "Оренбуржье" о реформе местного самоуправления рассказал депутат Законодательного собрания Оренбургской области, заместитель губернатора - руководитель аппарата главы администрации Оренбургской области Дмитрий Кулагин.
Что представляет собой система местного самоуправления области?
Действующая система сложилась в результате реформы 2000 года. До этого, с 1996 года, на основе поселенческого принципа в области действовало 579 муниципальных образований: 12 городов, 567 сельсоветов и поссоветов. В марте 2000 года правительство области на основе обстоятельного анализа признало целесообразным перейти к организации муниципальных образований в сельских территориях на уровне районов и обратилось к органам местного самоуправления сельсоветов, поссоветов, а также некоторых небольших городов с предложением объединиться в единые муниципальные образования - районы, а при объединении сельских муниципальных образований с городскими - в единые муниципальные образования "город и район". Рассмотрев обращение руководства администрации области, органы местного самоуправления и население подавляющего большинства муниципальных образований приняли решение объединиться и создать единые муниципальные образования на уровне районов. Таким образом, получилось 48 муниципальных образований вместо 579. За четыре года мы убедились, действующая система организации местного самоуправления более совершенна и эффективна по сравнению с прошлой.
Чем же вызвано введение дополнительных новшеств в организацию местного самоуправления?
Принятием 6 октября 2003 года федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который ввел ряд новых концептуальных положений. Так, структуру органов местного самоуправления по новому закону составляют представительные органы муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставами муниципальных образований и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Какой срок отведен на внесение изменений в систему местного самоуправления и как область готовится к вступлению закона в силу?
Федеральный закон в полном объеме вступает в силу с 1 января 2006 года. До этого надо провести все мероприятия по организации местного самоуправления. В частности, необходимо установить границы и наделить муниципальные образования соответствующим статусом. Следует провести выборы представительных органов и глав вновь образованных муниципальных образований до 1 ноября 2005 года. Кроме этого, нужно привести в соответствие с федеральным законом законы Оренбургской области. Работа по реализации переходных положений закона началась, но возникает немало проблем организационного, финансового и социального характера. К примеру, у нас в области более 40 процентов сельсоветов и поссоветов имеют численность населения менее 1000 человек, а федеральным законом установлено, что число жителей муниципалитетов на селе должно быть, как правило, не менее 1000 человек. По экономическим соображениям это вполне оправданно - снижаются расходы на содержание органов местного самоуправления. Вместе с тем объединение сельсоветов, поссоветов затрагивает большие социальные проблемы, связанные с перспективой развития сел, что также надо учитывать. Ведь бюджеты большинства районов дотационные, распределение средств по многочисленным бюджетам сельсоветов, поссоветов в случае наделения их статусом муниципальных образований еще более обострит финансовую проблему. С учетом этих обстоятельств руководство области и органы местного самоуправления большинства районов считают целесообразным сохранить сложившуюся систему, рамки федерального закона позволяют сделать это, но только если административные центры районов будут наделены статусом поселков, а статус муниципальных районов изменен на статус муниципальных образований - городских округов. Подчеркнем - никто не собирается делать из сел города, как говорят некоторые. Название "городской округ" - не более чем юридический термин в соответствии с требованиями нового федерального закона.
Подготовку к нововведениям и вступлению в действие нового закона корреспонденту ИА REGNUM также прокомментировал депутат Законодательного собрания Оренбургской области, глава администрации города Новотроицка Андрей Великанов.
ИА REGNUM: Существуют различные точки зрения на муниципальные образования. Кто-то говорит, что не надо было нарушать существовавший порядок, другие признают своевременность принятия закона. Каково ваше отношение к закону о местном самоуправлении?
Сегодня появилось много общественно активных, неравнодушных людей, готовых брать ответственность за развитие городов и селений на себя. Мое мнение, что именно местные власти удерживали ситуацию в сложнейших условиях обвала цен, безденежья, решали проблему социальной сферы, которую сбросило с себя государство. Причем местная власть брала на себя социалку в тот момент, когда уже были сформированы бюджеты территорий. Сколько нужно было сил, чтобы сохранить ее! Я ссылаюсь на пример развития нашего города. Именно городская власть в это непростое время разговаривала с населением напрямую, отвечая зачастую за антинародные действия центра. В те годы сформировалось новое общественное явление - муниципальное сообщество. Чего хотят люди от местных органов власти в качестве предоставления муниципальных услуг? Позитивных изменений. Но их сегодня не очень много.
ИА REGNUM: Вы можете конкретно обозначить, что мешает сегодня развитию муниципалитета?
Во-первых, слабое развитие институтов местного самоуправления в целом. Изучив массу материалов по развитию МСУ в других регионах, могу сказать, что из 155 тысяч административно-территориальных единиц вопреки действующему законодательству сегодня в России юридически оформлено чуть более 11,5 тысячи муниципалитетов. Также чрезмерен объем нефинансируемых государственных полномочий, которыми наделено местное самоуправление. Местные бюджеты перегружены нефинансируемыми федеральными региональными мандатами. Где местному бюджету взять средства, чтобы покрыть выплату тех или иных льгот людям? В законе "О ветеранах" предусматриваются льготы, например, на оплату части квартплаты, хотя понятия "квартплата" сегодня не существует. Для финансирования одних и тех же расходов, в частности льгот населения на жилищно-коммунальные услуги, используются и федеральный, и областной бюджеты. Это ведет к снижению управляемости, размывает обязанности и ответственность. А долги федерального центра по отношению к коммуналке растут. Как развиваться жилищно-коммунальному хозяйству при таком отношении? Есть предложение в ближайшее время провести ревизию существующей задолженности по льготам и рассмотреть вариант ее погашения ЖКХ путем зачета в счет уплаты налога в федеральный бюджет.
И еще надо обратить внимание, что сегодня отсутствуют эффективные механизмы общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Коротко проблемы местного самоуправления можно сформулировать так: нет денег, отсутствует ответственность центра за провозглашенные льготы, недостаточно посвящаем население в сущность происходящих процессов.