ТНК-BP и ЛУКОЙЛ помогут России против Ющенко и Греции
Стало известно, что ЛУКОЙЛ делает баснословные прибыли по своим все более расширяющимся активам в Болгарии. Как было сказано представителями ЛУКОЙЛа: "Компанию вдохновляют, в частности, хорошие результаты, показанные в 2004 ее болгарским НПЗ в Бургасе: чистая прибыль предприятия составила $200 млн, при том, что с конца 1990-х гг. ЛУКОЙЛ инвестировал в это предприятие $700 млн." Данный факт подтверждает, что компания - которая известна своей лояльностью Кремлю - крайне внимательно относится к вопросу развития и своим интересам по переработке, сбыту и транспортировки нефти в этом регионе.
Между тем, по крайне важному для ЛУКОЙЛА и других российских нефтяных компаний вопросу строительства трансбалканского нефтепровода Бургас-Александруполис, в обход черноморских проливов, продолжается сложнейшая геополитическая игра. Протяженность нефтепровода Бургас-Александруполис должна составить 300 км, мощность на первом этапе - 15 млн тонн сырья в год, на втором - 24 млн, на третьем - 35 млн. Ориентировочная стоимость - 700 млн евро. Теоретически прокладка этой ветки позволит разгрузить турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, через которые российская нефть попадает в страны Средиземноморья. Сейчас на этом маршруте постоянно возникают "пробки", и прокладка нефтепровода позволит переваливать российскую нефть по суше из Черного моря в Средиземное, минуя узкие места в проливах. Российское руководство готово использовать любых союзников и сталкивать конкурирующие проекты по транспортировке нефти из Черноморского бассейна лишь бы достичь желаемых результатов.
Во-первых, 27 января 2005 был выбран координатор проекта - компания ТНК-ВР. Российско-британская компания является одним из главных поставщиков нефти для реверсной транспортировки по трубе Одесса-Броды, а ВР - участник скоро запускаемого проекта Баку-Джейхан. Роль и влияние компании в выборе и привлечении инвестиций для строительства нефтепроводов в регионе от Балкан до Каспия трудно переоценить. Желание российского правительства привлечь ТНК-ВР в качестве стратегического партнера не случайно: в течение последних 10 дней новый президент Украины Виктор Ющенко неоднократно заявлял, что поддерживает прямое, а не реверсное использование нефтепровода Одесса-Броды для транспортировки каспийской нефти на запад, "если это будет перспективно".
Во-вторых, и что самое интересное, российская сторона ведет двойную игру непосредственно в отношении самого проекта Бургас-Александруполис, периодически демонстрируя то Турции, что Россия может обойтись без ее проливов, то самой Греции, что Россия может с Болгарией построить трубы в обход и Турции и Греции.
Дело в том, что правительство Греции продолжает настойчиво лоббировать идею строительства нефтепровода из болгарского Бургаса в находящийся на берегу Эгейского моря порт Александруполис, однако, по сообщению наших источников, не идет на финансовые условия Москвы по разделению прав в соотношении планируемых инвестиций в строительство. Еще в ноябре представители России, Греции и Болгарии парафировали меморандум о начале строительства трубы и тогда же было заявлено, что окончательное подписание документа произойдет до конца года. Но этого так и не произошло.
Заминка, по нашей информации, вызвана некоторым показательным (хотя и не окончательным) изменением позиции России, которая намекает, что может склониться в сторону одного из альтернативных проектов. Всего в российских министерствах лежат на рассмотрении около 12 серьезно разработанных проектов по транспортировке российской и казахской нефти, но в данном случае речь идет о трубопроводе, который из Бургаса должен пройти по территории Македонии и Албании, до находящегося в ней прибрежного города Влера, минуя Грецию.
Инициатором его прокладки выступает американское правительство, создавшее компанию-оператора Albanian-Macedonian-Bulgarian Oil Pipeline Corporation (ANBO). Его мощность также должна составить 35 млн тонн нефти в год, правда протяженность - 912 км., а стоимость - около 1,2 млрд долл. При этом в AMBO уже заявили, что 900 млн долл. для реализации проекта готовы предоставить Opic и ExIm Bank. Остальное - компании, работающие в Каспийском регионе, к примеру, ChevronTexaco, которая по Каспийскому трубопроводному консорциуму поставляет свою нефть из Тенгиза в Новороссийск. Однако очевидно, что только этого сырья для заполнения трубопровода не хватит, и болгарские информационные агентства уже заявляли, что за счет американской компании может быть заполнено лишь четверть нефтепровода.
В декабре прошлого года замминистра развития в правительстве Греции Георгиос Салагудис заявил журналистам в Афинах, что не боится альтернативного проекта нефтепровода Бургас-Влера. "Данный проект не представляет угрозы для строительства нефтепровода Бургас-Александруполис, поскольку он крайне дорог, а его строительство отнимет очень много времени. Кроме всего прочего, этот проект не может обеспечить поставки в Европу черноморской нефти, поскольку в нем не участвует российская сторона", - сказал тогда Салагудис.
Однако потом у Греции, видимо, все-таки появился повод заволноваться. Ведь ранее звучали заявления о том, что меморандум о его строительстве, парафированный в ноябре, будет подписан до конца года, но этого не произошло до сих пор. Затем 28 декабря премьер-министры Албании - Фатос Нано, Болгарии - Симеон Сакскобургски и Македонии - Владо Бучковски официально подписали в Софии договор о строительстве нефтепровода между болгарским портом Бургас и албанским портом Влёра. При этом, по данным, полученным из конфиденциального источника, российское правительство было готово рассмотреть поддержку проект Бургас-Влера и были достигнуты некие неофициальные договоренности "на самом верху" о том, что российская нефть может потечь именно по этой трубе. Кроме того, Болгария подписала политический документ в поддержку именно этого маршрута. А ведь два трубопровода в обход турецких проливов не нужны, по крайней мере, в ближайшее время, ведь даже для загрузки одного из них нет необходимых объемов нефти.
До сих пор российские компании не хотели брать на себя обязательства по загрузке трубопровода, предпочитая везти нефть через проливы даже несмотря на "пробки". Хотя теперь их позиция может измениться. Со своей стороны, российское правительство участвовало в переговорах по проекту Бургас-Александруполис скорее в силу политического давления со стороны Болгарии и Греции и желания иметь все варианты доступными. В то же время, поддержка проекта, который лоббируют США, может оказаться куда привлекательнее для России.
Правда не стоит окончательно сбрасывать со счетов проект Бургас-Александруполис. Это показательно, что данной трубой неожиданно заинтересовались две российские компании - ТНК-ВР, а также ЛУКОЙЛ, ранее неоднократно заявлявший, что потерял к проекту всякий интерес, но при этом скупающий всевозможные нефтяные объекты в Болгарии. Учитывая, что позиция этих крупнейших нефтяных компаний зачастую совпадает с мнением власти, резонно предположить, что Россия в ближайшее время сделает шаг навстречу строительству нефтепроводу Бургас-Александруполис, но при этом активно пошантажирует и поторгуется с Ющенко, с Грецией и другими конкурентами на рынке транспортировки нефти.
Российские компании, в свою очередь, будут всячески помогать правительству России создавать подобную дразняще-неразрешенную ситуацию на внешних рынках. Недавно ЛУКОЙЛовская делегация, например, побывала в Македонии и Сербии, где обсуждала нечто, не подлежащее разглашению. Скорее всего, все закончится покупками долей некоторых местных НПЗ и бензоколонок, или вообще ничем, но ведь греческим и турецким партнерам можно представить все в более угрожающем свете, с тем чтобы выбить из них уступки. На фоне таких телодвижений российского правительства и компаний, Турция активно включилась в вовлечение нового украинского лидера в процесс продвижения своих интересов в Черноморском бассейне. Премьер-министр Эрдоган уже успел в Давосе пригласить украинского президента в июне посетить Турцию. Позже стало известно, что до этого времени глава МИД Турции посетит Украину, где кроме прочего, будет обсуждаться "активизация сотрудничества Турции и Украины в Организации черноморского экономического сотрудничества".