Киотский протокол вступил в силу: Россия потеряет 180 млрд долларов?
16 февраля 2005 вступил в силу Киотский протокол. Протокол был подписан 159-ю странами в 1997 в японском городе Киото. Для вступления соглашения в силу его должны были ратифицировать не менее 55 стран, на долю которых по состоянию на 1990 приходилось не менее 55% мировых выбросов в атмосферу. Этот минимум был достигнут, когда договор ратифицировала Россия, доля которой составляет 17,4%. США, Австралия, Китай, Индия и ряд других стран отказались от подписания документа. По сравнению с 1990 страны ЕС должны сократить выбросы газов, способствующих глобальному потеплению, на 8%, Япония и Канада - на 6%, страны Восточной Европы и Прибалтики - на 8%. Россия и Украина в первый период действия протокола могут сохранить среднегодовые выбросы на уровне 1990. Развивающиеся страны обязательств по сокращению эмиссии обязательств на себя не брали. Соединенные Штаты являются главным источником выбросов парниковых газов. На долю этой страны приходится 23,1% от их мирового объема (в 2000).
Насколько этот протокол выгоден России, говорить сложно. Западные специалисты утверждают, что его ратификация принесет нашей стране большую экономическую выгоду и ускорит ее вступление в ВТО, российские - что Россию ждут значительные финансовые потери и замедление, а возможно, и прекращение экономического роста.
Согласно сценариям экономического роста российской экономики, рассмотренным российскими экспертами, эмиссия углекислого газа в России превысит уровень 1990 еще до окончания первого периода действия Киотского протокола - 2008-2012 гг. В итоге финансовые потери России в первом периоде его действия могут составить десятки, а в последующих периодах - сотни миллиардов долларов. Так, по мнению президента компании экспертного консультирования НИАКОН Михаила Хазина, оптимальным вариантом для России является выход из Киотского протокола, поскольку он "не имеет отношения ни к выбросам, ни к парниковым газам, ни к чему-либо еще". Это механизм, с помощью которого объединенная Европа сигнализирует миру "свой-чужой". "Если ты "свой", ты обязан подписать Киотский протокол. Надо четко понимать, что Киотский протокол - один из тех механизмов, которыми Европа объясняет всем, и нам в том числе, что такое "хорошо" и что такое "плохо", - сказал М.Хазин. По его словам, Россия сыграла в чужую игру и должна за это поплатиться, поскольку это принципиальная и стратегическая ошибка. "Подписывать документ, на механизм работы которого ты не влияешь, нельзя. Для России Киотский протокол и ВТО - вступление в игру, в которой мы ничего не контролируем, в которой наши противники в любую минуту имеют право изменить правила", - отметил глава НИАКОН. Но большинство экспертов, в том числе и в самом правительстве, считают Киотский протокол целесообразным и выгодным для России, иначе бы его не стали ратифицировать.
15 февраля Минэкономразвития внесло в правительство комплексный план действий по его реализации Россией. Из документа более или менее понятно, какие меры планирует правительство для снижения объемов выбросов, но совершенно не ясно, удастся ли нам продать наши квоты. Согласно правительственному плану, к 2010 году на 8% должна повыситься эффективность использования топлива при производстве электроэнергии. Также планируется сокращение потерь газа при добыче и газораспределении - на 47 млрд кубометров. Помимо этого, в план входит увеличение доли независимых от "Газпрома" компаний в общем объеме производства в потенциально конкурентных секторах - добыче, сбыте газа - на 30%.
За тот же период муниципальные сети теплоснабжения должны в два раза увеличить темпы замены ветхих коммуникаций. Кроме того, предполагается увеличить темпы воспроизводства леса - естественного поглотителя парниковых газов - на 15-25%. При ратификации Россией Киотского протокола возникло много споров о целесообразности присоединения к соглашению, поскольку высказывалось мнение, что ограничения на выбросы могут замедлить экономический рост. Ряд отраслей промышленности, таких, как производство алюминия, черная металлургия, энергоемкие производства стройматериалов, энергетика, могут попасть под санкции Киотского протокола. По расчетам экспертов Росгидромета, потери России от этого могут составить к 2012 году до $180 млрд.
Минэкономразвития эти опасения не развеяло. Правда, Всеволод Гаврилов, замглавы департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования МЭРТ, заверил, что, по расчетам министерства, "ратификация Киотского протокола на период до 2012 года будет безопасна в целом для экономики России и не будет содержать барьеров для экономического роста". По словам Гаврилова, в период подготовки к ратификации правительство "не выявило прямой связи между введением экологических ограничений и ростом ВВП в промышленно развитых странах".
Несмотря на то, что отнесение России к промышленно развитым странам само по себе спорно, заявление о том, что экономическому росту ущерба "в целом" нанесено не будет, скорее всего, оправдается. Поскольку Россия, как и ряд других стран, реально производит значительно меньше выбросов, чем разрешено протоколом. Разрешенные выбросы посчитаны на уровне 1990 года, после чего в России произошел значительный промышленный спад, и даже при самом невероятном сценарии экономического бума мы не превысим этот уровень до 2012 года. А это означает, что теоретически Россия сможет продавать свой "недовыброс", то есть торговать квотами. Ранее сообщались такие оценки МЭРТ: при нынешних темпах экономического роста к 2012 году Россия сохранит двадцатипроцентный резерв квот, который и можно будет выставить на продажу.
Именно с торговлей квотами связаны главные аргументы сторонников протокола. Так, по мнению представителей научно-исследовательской группы "Россия и Киотский протокол", в рамках соглашения Россия должна получить гарантированный выкуп объема квот на выбросы парниковых газов не менее 100 млн тонн по цене не ниже $40 за тонну, то есть торговля квотами может принести минимум $4 млрд в год. Но последние расчеты говорят, что выгода от этого механизма будет не столь значительна. В своем докладе на заседании правительства в ходе обсуждения ратификации Киотского протокола академик РАН, директор Института глобального климата и экологии Юрий Израэль, заявил, что в настоящее время Россия обладает 29% "запаса" на эмиссию парниковых газов, но продавать его, по его мнению, будет невыгодно, поскольку цена за тонну составляет всего $5, то есть к 2012 году Россия сможет заработать на торговле квотами около $250-350 млн.
Главной проблемой является рынок сбыта. Основной потенциальный покупатель, США, в этом процессе участвовать не будет. Канада, которая, предполагалось, будет покупать квоты у России, скорее всего, откажется. Дело в том, что ЕС планирует организовать "внутренний рынок" торговли квотами, то есть в первую очередь продавать квоты странам ЕС будет кто-то из старых членов ЕС или недавно вступивших.
Таким образом, может получиться, что у России будет просто некому купить эти квоты, поэтому правительство в данный момент не может назвать суммы, которые планирует получить от их продажи. В связи с этим, по мнению представителя МЭРТ Всеволода Гаврилова, сейчас задачей страны является убедить потенциальных покупателей квот в эффективности национальной политики по повышению энергоэффективности экономики, для чего необходимо улучшать институциональную среду, в частности, улучшить законодательную базу, создать прозрачный механизм торговли через "трансляцию" обязательств государства на бизнес. Что касается реальных дел в России относительно покупателей наших киотских проектов на сегодня, то картина сложная. В последние три года несколько правительственных организаций пытались заключить с Pоссией первые сделки в рамках механизма совместного осуществления. Например, голландские эксперты из правительственной программы ERUPT определили, что в российской базе данных имеется около 60 проектов. Некоторые из них находятся на ранней стадии подготовки, есть и такие, которые уже прошли процесс валидации - то есть детальной независимой проверки - необходимый для подтверждения реальности проектов.
Правда, буквально вчера прошла новость от РАО ЕЭС, которая обнадеживает, хотя ничего еще стопроцентно не гарантирует. Было заявлено, что РАО "ЕЭС России" в ближайшие годы намерено осуществить свыше 30 проектов в рамках использования механизмов Киотского протокола, что позволит снизить выбросы парниковых газов на электростанциях РАО минимум на 20 млн тонн, говорится в сообщении компании. В сообщении отмечено, что уже готовы два проекта, сниженные выбросы по которым контрактуются с Датским агентством по охране окружающей среды в рамках проводимого Данией тендера. Это проекты по внедрению двух ПГУ по 10 МВт на Медногорской ТЭЦ (ОАО "Оренбургэнерго") и переводу двух котлов с угля на газ с повышением параметров используемого пара на Амурской ТЭЦ-1 (ОАО "Хабаровскэнерго"). Суммарное количество сниженных выбросов по этим проектам в ежегодном исчислении превышает 465 тыс тонн, сумма сделок - примерно 12 млн евро. Еще два проекта по переводу на газ Хабаровских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 находятся в заключительной стадии подготовки, по ним уже определены покупатели выбросов.
Но пока на сегодняшний день с Pоссией не заключено ни одной сделки - по причине отсутствия необходимой легальной и организационной инфраструктуры. Кроме неорганизованности, в России еще усиливается процесс инвестиционной нестабильности в связи с делом ЮКОСа, который дополнительно отпугивает потенциальных инвесторов Киотских проектов, так как в основе своей они рассчитаны на 4-5 лет.
Еще меньше способствует приходу проектов нарастающее, по крайней мере, внешне, противоречие непосредственно вокруг президента: главный советник президента РФ по экономике Андрей Илларионов говорит о Киото вещи, прямо противоположные тому, что говорит остальное руководство страны. Все это ведет к тому, что потенциальные покупатели квот из России начинают уже в открытую говорить Москве неприятные вещи. Например, что не будут покупать излишки квот (у России на данный момент где-то на треть "меньше" выбросов чем "можно" по Киотскому протоколу), если квоты не будут подтверждены реальными экологическими проектами и реальными сокращениями выбросов.
Так на прошлой неделе министр финансов Канады Ральф Гудейл заявил, что Канада практически наверняка будет инвестировать в реализацию проектов СО и МЧР для выполнения своих Киотских обязательств. По словам министра финансов Канады Ральфа Гудейла, его страна не станет покупать "горячий воздух" у Pоссии, а будет вкладывать в реальные проекты по сокращению выбросов. Он также отметил, что правительственные эксперты изучают возможность реализации проектов совместно с Украиной. Правительство Канады понимает, что ему придется закупить около 100 миллионов тонн сокращений за каждый год период выполнения обязательств Киотского протокола. Как и в Pоссии, уровень парниковых газов Украины также существенно сократился в результате экономического спада, а не внедрения целенаправленных мероприятий.