В "Истории Латвии" концлагерь Саласпилс назван воспитательно-трудовым
Латвия, 29 января, 2005, 20:50 — ИА Регнум. Как уже сообщало ИА REGNUM, в Латвии 25 января была презентована книга "История Латвии: XX век". Содержание исторического сборника немедленно вызвало весьма неоднозначную реакцию в местных СМИ. Так, под заголовком "Саласпилс: здесь убивали или перевоспитывали?" газета "Час" обращает внимание, что некоторые страницы частично оплаченной посольством США книги содержат неожиданные открытия. "Рассказывая о периоде немецкой оккупации, авторы учебника аккуратно обходят тему зверств нацистов и их местных пособников, - пишет газета. - А концентрационный лагерь Саласпилс, который называли балтийским Освенцимом, интеллигентно именуется "Расширенная полицейская тюрьма и воспитательно-трудовой лагерь". Именно такие формулировки использовали фашистские идеологи". "Час" публикует рисунок лагеря, взятый из "учебника", где он снабжен упомянутой формулировкой, сопроводив его комментарием: "Здесь фашистские "врачи" ставили опыты над детьми - производили инъекции, добавляли в пищу различные яды. Многие дети умирали мучительной смертью. У них, истощенных, фашисты выкачивали кровь для нужд немецких госпиталей - до полулитра".
Газета также напоминает, что руководитель латвийского Центра документирования последствий тоталитарных режимов Индулис Залите пять лет назад заявил, что концлагерь Саласпилс не был лагерем смерти, как Освенцим, Майданек, Штутгоф и другие, мол, в Саласпилсе никого не убивали. По версии И. Залите, это был "пересылочный лагерь", куда "в порядке соблюдения конвенции от 1907 года о ведении войны, предусматривающей перемещение гражданского населения из мест боевых действий, переправлялись целые семьи из фронтовых районов Украины и Белоруссии". Другая, по словам И. Залите, категория заключенных Саласпилсского лагеря - "уголовные преступники", и третья - "люди, пересылаемые в лагеря смерти". "Час" также цитирует агентство BNS от 25 января: "Говорят, что в Освенциме лишились жизни более 4 млн. человек, среди которых были евреи, гомосексуалисты, политические противники нацистов и другие заключенные".
В свою очередь, заведующая кафедрой политических наук Рижского университета Страдыня Илга Крейтусе подтвердила газете, что Саласпилс не может оцениваться иначе, как концлагерь. Кроме того, по словам И. Крейтусе, в книге много о чем умалчивается: "В ней не говорится о том, что Саласпилс стал первым местом заключения Константина Чаксте (сын первого президента Латвии Яниса Чаксте - прим. ИА REGNUM) - человека, которому в Риге собираются поставить памятник. Не говорится о том, что в Саласпилс отправляли тех, кто уклонялся от службы в латышском легионе, и что когда людям предлагали выбор: "Либо в Саласпилс, либо в легион!", многие выбирали легион. Не говорится и о том, что в Саласпилсе содержались те литовские генералы, которые отказались создать в Литве литовский легион. Что Саласпилс стал первым местом заключения для многих уничтоженных на территории Латвии евреев. Ни слова не сказано и о том, что рядом с Саласпилсом располагался лагерь советских военнопленных, которые жили и умирали прямо под открытым небом. И самое печальное, что автором раздела о Саласпилсе является Антоний Зунда - советник президента Латвии по вопросам истории. И это уже заставляет говорить о моральной и политической ответственности. К тому же эту книгу президент Вайра Вике-Фрейберга подарила президенту России Владимиру Путину. А это событие международной важности".