Вадим Сергеевич, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в Санкт-Петербурге? Я имею в виду митинги против монетизации, недовольство горожан...

Я хочу сказать, что проблема действительно существует, но об этой проблеме мы знали и предупреждали исполнительную власть еще полгода назад, когда начали обсуждать впервые закон о монетизации льгот. И в зале заседания, и в своих письменных обращениях мы говорили, что людям нужно более четко и грамотно разъяснять некоторые статьи и положения этого закона. Мы остаемся при мнении, что закон хороший. Это движение к монетизации - самое правильное, на мой взгляд. Весь цивилизованный мир стоит именно на этих основах, и нам надо к этому стремиться. Никакая экономика не в состоянии выдержать более 30 % льготников, а именно столько их насчитывалось под конец 90-х. Вопрос - каким образом идет исполнение закона на местах.

То есть, по Вашему мнению, проблема именно в исполнении закона?

Конечно, в исполнении. Главы субъектов федерации должны были просчитать точную цифру, которая необходима для того, чтобы финансировать некоторые разделы этого закона из собственного бюджета, некоторые - из федерального. Кроме того, необходимо было постараться как можно быстрее выплатить людям эти деньги, чтобы люди получили деньги и решали, как с ними поступать. Кстати, единая карточка на наземные виды транспорта по Санкт-Петербургу стоит 260 рублей, мы из своего бюджета доплачиваем 230. В принципе, если кто-то хотел бы добираться из одного района в другой, наземным транспортом спокойно это можно было сделать. Проблема эта решаемая. Ситуация нагнетается извне. Естественно, надо было проводить больше разъяснительных работ, чтобы люди знали, что их ждет. Я считаю, что губернатор правильно ежедневно сейчас проводит встречи, дает разъяснения по телевидению, я надеюсь, что в среду мы также поднимем этот вопрос на заседании Законодательного собрания. Пригласим туда членов правительства Санкт-Петербурга для того, чтобы с ними более детально и подробно обсудить эти вопросы. По большому счету самый острый вопрос - бесплатный проезд на городском транспорте.

Вы отметили, что ситуация нагнетается извне.

На мой взгляд, стихийные митинги возникают из-за того, что существуют отдельные политические силы, которые хотят с помощью этой ситуации получить дополнительные "политические очки", заработать, так называемый, не очень хороший, но все же "политический вес". Этой серьезной проблемой прикрывается кто-то, кому стабильное, нормальное состояние дел в стране не выгодно. Им интересней, когда в стране дестабилизация, митинговщина, когда в стране перекрываются улицы, страдает экономика, городские инфраструктуры - они провоцируют на это население.

Кроме того, проблема в том, что мы делаем "шаг вперед - два назад" в своих реформах. Если бы еще прежнее правительство решилось на такие реформы, возможно, мы бы к 1995-му году вышли бы на монетизацию льгот, а не раздували бы с помощью принятых законов эфемерные льготы, которые невозможно ничем обеспечить.

Более того, проблема значительно глубже: нам сейчас надо постепенно поменять мышление у людей, чтобы они уходили от термина "льготы", а получали достаточную пенсию, и уже решали, покупать ли на нее проездные билеты, лекарства или заниматься санаторно-курортным лечением. Сейчас же наша, в частности, фракции и партии Единая Россия, задача - с каждым годом увеличивать суммы выплат по этим льготам.

Считаете ли Вы происходящее сегодня в Санкт-Петербурге социальным кризисом?

Я думаю, нельзя называть сегодняшнюю ситуацию социальным кризисом. Я бы назвал это просто чисто российской неразберихой. Потому что некоторые чиновники от исполнительной власти понадеялись "на авось", и, в результате, не все граждане получили выплаты своевременно, не всем четко разъяснили ситуацию и т.д. Все это вместе наросло, как снежный ком. Хотя об этом предупреждали все. Более того, я лично не исключаю, что некоторые такие вещи отдельными категориями чиновников сделаны сознательно. Потому что в противном случае, у некоторых пропадет "кормушка", на которой они сидели всю свою сознательную, или, можно сказать, рабочую жизнь. Конечно, им не хотелось бы от этого уходить, а, наверное, хотелось бы оставить все, как прежде. К примеру, на транспортную сферу мы ежегодно дотировали сумму в размере 3,5-4 мрд. рублей. А фактически бесплатным проездом из льготных категорий граждан пользовались 50-60 %. То есть половина этих средств просто уходила в никуда.

Как Вы расцениваете законопроект Демократической фракции Законодательного собрания, согласно которому предполагается увеличить за счет городского бюджета выплаты петербургским и федеральным льготникам на 370 рублей?

Это абсолютно нереально. Мы на своих льготников, которых всего порядка полумиллиона, готовы изыскивать средства из нашего бюджета. А вот готово ли федеральное правительство взять и повысить определенные выплаты своим льготникам, которые по закону относятся к их ведению, - это вопрос.

Я правильно понимаю, на наших льготников деньги есть?

Мы готовы их изыскивать, и их изыскать реально. Повторюсь, вопрос в следующем: если будет совсем критическая ситуация, подтвердит ли федеральное правительство свои обязательства. Требуются большие суммы. Мы подсчитывали, что это где-то около 1,8 миллиардов рублей для наших льготников, и около 4 мрд. руб. - для федеральных.

Почему такой важный и насыщенный закон так быстро принимался?

Это я считаю правильным. Чем дольше мы будем раскачивать лодку, тем лодка дольше не найдет свою устойчивость, не начнет двигаться вперед. Рано или поздно этот шаг был необходим, и все это понимают. Это непростой шаг, непростое решение, но к нему, так или иначе, надо было прийти. Кому-то надо было сделать первый шаг, взять на себя ответственность. Сейчас надо определить четкий план, направление движения, и, уже исходя из этого, двигаться только вперед. И не принимать половинчатых мер. Только тогда, как мне думается, реформы будут менее болезненными для общества.

Менять сейчас правительство, делать резкие движения и отходить назад нельзя, потому что опять мы откатимся к прошлому. Сейчас надо быстро наладить ситуацию: произвести все выплаты до конца января, в феврале провести уже все четко и грамотно.

Как Вы считаете, скажется ли сегодняшняя ситуация на рейтинге Единой России? Ведь многие обвиняют в принятии столь непопулярного закона именно ЕР?

Мы предвидели эту ситуацию и понимаем, что происходит. Давайте задумаемся над тем, что выгодней: решить проблему до конца и сделать еще несколько шагов на пути к нормальному демократическому гражданскому обществу в нашей стране или думать о своей политической карьере, сиюминутных политических выводах. Мы готовы брать на себя ответственность. Люди осознают то, что сейчас произошло, только через некоторое время. Им надо дать время, чтобы они поняли: монетизация - это благо и для страны и персонально для человека. Человека увидели как личность, ему говорят: "Льготы тебе ничего не приносили. Мы готовы тебе за твои вымышленные льготы заплатить рублем". Сегодня это будет одна сумма, к примеру, 230 рублей. Завтра - уже больше. Задача наша - увеличивать эти выплаты с каждым годом. Чтоб человек чувствовал себя нормальным, а не человеком, ждущим подачку в виде льгот.