"Против всех": последние выборы губернаторов и кризис демократии
Очевидный факт, уже неоднократно признанный главой ЦИК Александром Вешняковым: на российских выборах всех уровней из года в год наблюдается рост голосования "против всех". Однако Вешняков предпочитает недоговаривать. Показатель "против всех" является трудно регулируемым и, в противовес легко накачиваемой явке, более всего отражает реальное отношение граждан в масштабах всей страны к выборам и характеру их проведения. Статистический анализ показывает, что бОльшим доверием (самые низкие проценты "против всех") обладают президентские выборы, далее идут выборы в Государственную Думу России, выборы губернаторов и выборы в законодательные собрания субъектов федерации.
Под занавес эпохи избираемых губернаторов в декабре 2004 года прошли кампании в 10 субъектах федерации. Выборы еще раз продемонстрировали тенденцию: по сравнению с предыдущими кампаниями, в большинстве регионов доля "против всех" увеличилась в среднем на 4-5%. Рекордные показатели "против всех" состоялись в Ульяновской, Брянской и Псковской областях, что, как считается, окончательно дискредитировало саму идею губернаторских выборов. И максимально обнажило проблему "массового протестного голосования". И все же - что это? Недовольство "грязными технологиями", войной компроматов, усталость от количества выборов разных уровней, длящихся перманентно? Однако всплески "против всех" в названных регионах были связаны с другим. А именно: отстранением в судебном порядке, через Верховный суд, фаворитов гонки.
Никогда ранее ни одна война компроматов в подавляющем большинстве российских регионов (некоторые обозреватели до сих пор всерьез считают, что декабрьские "против всех" стали абсолютными рекордами за всю историю губернаторских выборов) не приводила к таким всплескам негативизма, как в Ульяновской, Брянской и Псковских областях, которые объединяет одна общая линия - снятие через Верховный суд фаворита гонки. То обстоятельство, что данная точка зрения не является превалирующей, в полной мере подтверждается тем, что когда бывший Псковский губернатор, неудачно поддержанный на выборах "Единой Россией" признался: решение Верховного суда по снятию его основного конкурента было ангажированным, это не вызвало сенсации. А между тем, роль Верховного суда, как федерального административного ресурса, на прошедших выборах явилась для исхода ряда кампаний решающей и именно решения Верховного суда вызвали колоссальные всплески голосования "против всех". Теперь подробнее.
В Брянской области после снятия с дистанции экс-губернатора коммуниста Юрия Лодкина "против всех" в первом туре составил 21% при явке 50%. Второй тур привел к победе кандидата от "Единой России" Николая Денина, при этом "против всех" упал на 10%, а явка снизилась на 12%. Процент поддержки конкурента Денина во втором туре также уменьшился, что позволяет сделать вывод о том, что часть избирателей Лодкина на выборы просто не пришла. Обратная ситуация произошла в Псковской области, где поддержка Верховного суда сыграла злую шутку с кандидатом от "Единой России".
В Псковской области, где в первом туре после снятия с дистанции фаворита кампании, мэра Пскова Михаила Хоронена "против всех" составил 17%, а уже во втором туре показатель упал на 8% при сохранении явки на прежнем уровне (44% в первом туре, против 41% во втором). При том, что кандидат от "Единой России", действующий губернатор Евгений Михайлов заручился поддержкой Хоронена, именно городской избиратель Хоронена принес в итоге неожиданную даже для самого противника Михайлова - предпринимателя Михаила Кузнецова победу.
В Ульяновской области беспрецедентное решение Верховного суда об отстранении гендиректора Ульяновского хладокомбината Сергея Герасимова после его выхода во второй тур привело к всплеску голосования "против всех". В итоге конкуренцию во втором туре кандидату от "Единой России" мэру Димитровграда Сергею Морозову составил кандидат от "Единой России" Маргарита Баржанова, которая пошла на выборы вопреки решению руководства партии. Отстранение Герасимова привело к резкому падению явки и росту голосования "против всех". Явка в первом туре составила 51% против 38% во втором. При этом "против всех" в первом - 11% против 25% во втором туре. Невесть откуда на страницы газет хлынула информация о том, что 25% "против всех" в Ульяновской области есть абсолютный рекорд за всю историю губернаторских выборов в России. Однако эта точка зрения является неверной. На выборах главы исполнительной власти Приморского края "против всех" в 2001 году составил 34% (второй тур).
В Волгоградской области Верховный суд также отстранил одного из значимых фигурантов губернаторских выборов - мэра Волгограда Евгения Ищенко, однако ни к каким всплескам негативизма это не привело. От "Единой России" участие в гонке продолжило еще два кандидата. В итоге официально поддержанный партией, а потом и снятым с дистанции Ищенко, Владимир Горюнов занял пятое место с результатом в 7% голосов.
Многие также считают, что к январю 2005 губернаторские выборы в России завершились (доходит до смешного: например, "Газета" 17 сентября 2004 под заголовком "СКОЛЬКО ОСТАЛОСЬ РОССИЙСКИМ ГУБЕРНАТОРАМ" опубликовала таблицу предстоящих губернаторских выборов, половина из которых уже была проведена 14 марта 2004, вместе с президентскими).
Поэтому, подчеркнём, последним - на ближайшие годы - прямо и непосредственно избранным губернатором станет глава администрации Ненецкого АО. Это еще раз подтвердил Александр Вешняков в интервью радио "Эхо Москвы" 29 декабря 2004: "У нас остались последние выборы, которые будут проходить прямым образом, это - главы исполнительной власти Ненецкого АО. Они назначены на 23 января".