Дагестан перейдет на английский язык: обзор дагестанских СМИ
Дагестанские СМИ много внимания уделяют событиям, развернувшимся в последние недели в Хасавюртовском районе. Там жители дважды перекрывали федеральную трассу "Кавказ", протестуя против исчезновений людей, участившихся в приграничных с Чечней районах Дагестана ("Новое дело" 17.12.2004, 24.12.2004). Как отмечают журналисты, местное население открыто подозревает спецслужбы, базирующиеся в Чечне, в причастности к этим похищениям. Собравшиеся на трассе держали лозунги "Путин, где гарантия порядка?", "Россия - тюрьма народов", "Ханкала - кузница террора". Тональность публикаций дагестанских СМИ - весьма критическая по отношению к местным властям и милицейскому начальству, которые открыто признали в разговоре с пикетчиками, что не могут контролировать "спецгруппы", приезжающие из Чечни с соответствующими удостоверениями.
"Новое дело" (17.12.2004, 24.12.2004) также продолжает подробно рассказывать о ходе суда над Мурадом Абдуразаковым и Абдулхалимом Абдулкаримовым, подозреваемыми в совершении теракта в Каспийске 9 мая 2002 года. Их дело рассматривается в Верховном Суде Дагестана, вердикт о виновности подсудимых должна вынести коллегия присяжных. В декабре на судебных заседаниях шли допросы свидетелей обвинения - членов незаконных вооруженных формирований, находящихся сейчас в местах лишения свободы. Как пишет газета, в ходе судебных заседаний свидетели неоднократно заявляли, что показания против обвиняемых дали под пытками. На вопрос прокурора, знает ли он, кто совершил теракт, один из свидетелей ответил: "Я знаю, что 120 человек прошли через вашу мясорубку!.. Четыре месяца меня без остановки пытали, я писал жалобы Яралиеву [прокурор Дагестана Иман Яралиев- ИА REGNUM], которые дальше коридора не уходили." Обвиняемый Абдулкаримов "тем временем поддразнивал обвинителей: "Интересно, а если их подвергнуть пыткам, что бы они подписали?". Обвинители в ответ улыбались." Фактически суд уже признал действия следствия частично некорректными: из шести протоколов допросов свидетелей, представленных обвинением, судья лишь три признал допустимыми доказательствами. Процесс по делу о каспийском теракте в целом получает в республиканских СМИ весьма критическое освещение.
Много комментируют дагестанские СМИ и состоявшийся в декабре визит в Дагестан полпреда президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрия Козака. Главный редактор газеты "Молодежь Дагестана" Гаджи Абашилов в редакторской колонке от 17 декабря пишет: "Визит представителя Президента России в Южном федеральном округе Д. Н. Козака в Махачкалу дал обильную пищу для размышлений. Его комментарии и жесткие оценки, напоминающие больше вердикты судьи, а не то, что говорили его вальяжно-беззаботные предшественников В.Казанцев и В.Яковлев, наблюдательному человеку говорят о многом. Совершенно очевидно, что власти необходимо в кратчайшие сроки подвергнуть собственную работу и деятельность всех других институтов общества кардинальному переосмыслению и реформе. Исключив при этом коллапс ее конструкции и несущих звеньев, равно как и дезориентацию людей. Ибо это несет в себе огромную опасность для республики."
Оппозиционная газета "Дагестанцы" (21.12.2004) также подчеркивает критический настрой Козака по отношению к Дагестанскому руководству. По информации газеты, на встрече с Козаком председатель Госсовета Дагестана Магомедали Магомедов поднял вопрос о недостаточности федеральной помощи Дагестану - это при том, напоминает издание, что бюджет республики на 2005 год на 82% состоит из федеральных дотаций, а налогов в республики собирают "в разы меньше, чем это положено по закону". "На этом фоне - продолжает газета, - не совсем понятны претензии М. Магомедова к федеральному центру. Вряд ли поймут их и читатели. Но нынешнюю власть, привыкшую все время ходить с протянутой рукой и не знающую иного слова кроме как "дай!", не уймешь. Видимо, это знает и полпред. Суть его ответа на выпад М. Магомедова и вообще всего его выступления заключалась в том, что пользы от увеличения размера дотаций все равно не будет по той простой причине, что деньги воруют. И воруют по-черному." Газета согласна с позицией полпреда: "Мы, за неимением точных сведений о кредитах и гарантиях, можем только строить догадки и предположения. Но вряд ли ошибемся, если скажем, что полпред располагает достоверными сведениями и в данном случае имел в виду, что республиканская власть путем оформления многочисленных кредитов под муниципальные гарантии способствовала расхищению даже той "малой" помощи, которую федеральный центр нам оказал. Из этого вытекает еще один вопрос. Может, не только способствовала? Кто же станет сегодня за красивые глаза каким-то частным фирмам под фиктивные гарантии оформлять кредиты, зная заранее, что они не будут возвращены? Значит, остается одно: власть не только и не столько способствовала расхищению выделенных нам центром ассигнований, сколько принимала непосредственное участие в этом." Газета приводит ряд фактов, служащих, по ее мнению, подтверждением сказанному выше.
Газета "Дагестанцы" продолжает публиковать материалы в поддержку мэра Хасавюрта Сайгидпаши Умаханова, остающегося в жесткой оппозиции руководству республики. Напомним, что летом в Хасавюрте прошло несколько митингов в поддержку Умаханова, после чего был снят с работы лояльный Умаханову руководитель Хасавюртовского ГОВД. Газета сообщает о новых инцидентах в Хасавюрте и дает им свою оценку: "18 октября 2004 г. группа работников Хасавюртовского РОВД при содействии Хасавюртовской районной администрации [власти Хасавюртовского района считаются лояльными республиканскому руководству - ИА REGNUM], при подозрительной инертности сотрудников городского отдела внутренних дел, на автостанции установили блокпост и без согласования с городской администрацией на городской территории открыли автостанцию. 19 октября для выяснения обстоятельств директор муниципальной автостанции А. Умаров попытался вступить в переговоры. Надо отметить, что народу, причем мирного, как обычно, на автостанциях, предостаточно. Однако это не помешало работнику Хасвюртовской районной милиции передать автомат с боевыми патронами гражданскому лицу, и тот, под одобрительными взглядами сотрудников Хасавюртовской райадминистрации, расстрелял три обоймы. Часть выстрелов была направлена в воздух, одной очередью прошит проезжавший мимо КамАЗ, а водитель ранен. Только чудо спасло оператора местной телекомпании. По нему прицельно стреляли уже из пистолета. Ответственность за содеянное общественность возлагает на районное руководство, как на муниципальное, так и на милицейское. На определенные выводы наталкивает пассивное отношение к происходящему высшею руководства и Правительства Дагестана. Скорее всего, оно разочаровано в том, что развернутого и широкомасштабного противостояния не случилось." Таким образом, газета полагает, что республиканские власти стремятся превратить многонациональный Хасавюрт в арену конфликтов между различными группами населения. Отметим, что в 90-е годы этот город, находящийся на чеченской границе, через череду внутренних конфликтов уже прошел.
Уделяет газета "Дагестанцы" внимание и проблеме, возникшей недавно в горном Ботлихском районе Дагестана, где местное население протестует против передачи части пастбищных земель под военный городок. Это решение чревато серьезным конфликтом в условиях малоземелья горного Дагестана. "Мы гордимся, что в свое время, в самый разгар войны, В.В.Путин побывал в нашем селе... Но абсолютно не верим той информации, исходящей от чиновников республиканского уровня, будто сам Президент выбрал место для строительства военного городка, в ущерб интересов десяти тысяч граждан, и самое главное - без их согласия и ведома местных властей," - говорится в заявлении граждан.
Сетевая версия газеты "Черновик" (бумажная версия в последние месяцы не выходит, но по данным ИА REGNUM, в ближайшее время ее выпуск должен возобновиться) пишет о проблемах приватизации в Дагестане. Газета отмечает, что из двух ведомств, которые должны контролировать процесс приватизации - Министерства имущественных отношений и Фонда имущества - реально свои функции выполняет в Дагестане только первое. "Фонд имущества, возглавляемый Пазилем Махачевым, уж более полутора лет оказался отсеченным от осуществления функций, ради которых создавался. Почему? Да потому, что П. Махачев имел особенный взгляд на условия проведения конкурсов, свою точку зрения о стоимости продаваемого имущества, ну, конечно же, и собственные интересы имел. Характерный пример, ставший для Фонда злополучным: при продаже хасавюртовского хлебокомбината кто-то из руководства республики прямо указал, какому из участников аукциона надлежит "продать" (в смысле - подарить) завод. Но Пазиль Махачев заартачился, все сделал по-своему (который уже раз, надо полагать) - устроил реальные торги, продал завод более чем в 2 раза дороже и совсем не тому, кому требовалось по указке свыше." (А "требовалось", по данным газеты, сыну одного из руководителей республики.) По мнению "Черновика", приватизационные сделки, слишком похожие на московские "залоговые аукционы" 90-х годов, участились в Дагестане именно сейчас потому, что в 2004 году стала действовать более жесткая система контроля над расходованием бюджетных средств, и прямое воровство из федерального бюджета в республике теперь более затруднено.
Сетевой "Черновик" размышляет также об изменениях избирательной системы Дагестана. В 2007 году впервые половина мест в парламенте будет распределяться по партийным спискам, что означает изменение "нарезки" одномандатных округов - их будет всего 36, вместо нынешних 121. Как отмечает газета, проблема в том, как учесть при новой нарезке округов интересы всех народов Дагестана. Малые народы, по прогнозам газеты, теперь вполне могут оказаться "за бортом" при выборах одномандатников.
"Молодежь Дагестана" (17.12.2004) рассказывает о том, как "программист из Каспийска Руслан Ибрагимов выступил с необычной идеей: перейти с русского на английский язык - хотя бы в вопросах компьютерного сообщения позволит сэкономить массу времени, а как известно, время - это деньги." С точки зрения Ибрагимова, английский язык позволяет компактнее передавать информацию. Газета предполагает начать дискуссию вокруг предложения Ибрагимова.