Океанская судоходная компания Грузии продается за $107 млн - депутаты критикуют правительство
Грузия, 21 декабря, 2004, 21:43 — ИА Регнум. Компания "Greenoak Holdings Limited" за 107 миллионов долларов приобрела Океанскую судоходную компанию Грузии (OSCO). Согласно заявлению руководства "Greenoak", между ними и правительством Грузии достигнуто соглашение по всем вопросам и "Greenoak" надеется, что сделка войдет в силу уже к Новому году. Следует отметить, что "Greenoak Holdings Limited" владеет 82,8% компании "Naftrans", которая, в свою очередь, полностью владеет Батумским нефтяным терминалом.
Как заявил на церемонии подписания владелец "Greenoak" Ян Бонде Нильсен, "достигнутое соглашение позволит укрепить позиции Грузии на рынке транзитных перевозок нефти Каспийского моря". Он сообщил, что в рамках сделки "Greenoak" с правительством Грузии также достигнуто соглашение о совместной эксплуатации прилегающего к батумскому терминалу нефтяного причала и совместные усилия грузинских властей и компании "Greenoak" будут направлены на повышение в Батуми эффективности процесса получения-распределения нефтепродуктов.
В свою очередь, премьер-министр Грузии Зураб Жваниа выразил удовлетворение тем, что "Greenoak" намерена продолжить свою работу и осуществлять в Грузии масштабные инвестиции, которые к 2005 году, предположительно, составят около 100 миллионов долларов. Он также отметил, что при продаже OSCO одним из поставленных новому владельцу условий является сохранение числа рабочих мест.
Между тем, депутаты парламента Грузии в связи с приватизацией OSCO подвергли правительство критике. Так, лидер Республиканской партии Грузии Давид Бердзенишвили на сегодняшней внеочередной сессии парламента заявил, что "скрытность правительства Грузии в этом вопросе создает основания для сомнений в том, насколько честно идет процесс приватизации", и выразил сомнение в том, что Океанская судоходная компания Грузии переходит к бизнес-партнерам экс-главы Аджарской АР Аслана Абашидзе.
Отвечая на вопросы депутатов, присутствовавший на парламентской сессии министр финансов Грузии Зураб Ногаидели заявил, что "не стоит ломиться в открытые двери" и сообщил, что срок предоставления заявок на участие в конкурсе по приватизации OSCO истекает 27 декабря, после чего окончательное соглашение о продаже будет заключено с тем инвестором, который предложит лучшие условия. Он сообщил, что правительство Грузии поместило объявление о конкурсе на "проявление интереса" к OSCO в британской газете "Financial Times", отметив, что "речь шла о таких суммах, что делать это заявление в грузинской прессе было бы смешно".
Между тем достигший соглашения с "Greenoak" государственный министр Грузии Каха Бендукидзе уверен в том, что ему удалось заключить выгодную сделку, и в доказательство этого приводит простую арифметику. В частности, он указывает на то, что общая стоимость имеющихся у OSCO судов несколько превышает сумму заявленной сделки, однако при этом у судоходства имеются долги в 143,2 миллиона долларов, которые теперь переходят к инвестору.
В заключение сегодняшних дебатов в парламенте спикер Нино Бурджанадзе предложила парламентскому комитету по отраслевой экономики запросить у правительства всю необходимую документацию по приватизации OSCO с тем, чтобы глава комитета Нико Лекишвили через два дня выступил на пленарном заседании с соответствующим докладом. Спикер отметила, что если впоследствии у депутатов останутся вопросы по этой сделке, то для изучения процесса приватизации не исключено создание специальной следственной комиссии.
Океанская судоходная компания Грузии была создана в 1999 году на базе Грузинского морского пароходства и при этом OSCO получила долги пароходства в размере 143,2 миллионов долларов, образовавшиеся в результате неэффективной эксплуатации грузинского флота в середине девяностых. Основным кредитором OSCO (52 млн долларов) в настоящее время выступает германский банковский синдикат, в который входит пятерка крупнейших банков Германии и с которым заключено соглашение о реструктуризации долга до 2005 года. Двое членов синдиката - Гамбургский земельный банк и "Норд Дойче Банк" - оформили с корейской судостроительной компанией "Хюндаи Мипо" соглашение о постройке для OSCO современных судов. Между тем в парке OSCO в настоящее время осталось 15 судов, средний возраст которых составляет 19 лет. Из них два судна - построенные корейцами новые танкеры "Жиули Шартава" и "Чабуа Амирэджиби" водоизмещением в 35 тысяч тонн и стоящие каждый около 27 миллионов долларов.