В. Торлопов: каждый человек должен знать - за что и кому он платит за коммунальные услуги
Коми, 10 декабря, 2004, 23:35 — ИА Регнум. "К сожалению, считается, что реформа ЖКХ - это вытряхивание кошельков из людей. Знаменитая поллитровка является самым эффективным ускорителем действия слесарей и сантехников. Так какая же это реформа? При всем при этом, необходимо понимать главное: что ЖКХ - это отрасль, а не пьяный слесарь дядя Ваня", - с таких слов начал свое выступление на семинаре-совещании КМО РФ на тему ""состояние и перспективы развития жилищно-коммунальной отрасли" первый заместитель главы муниципального образования "город Печора и подчиненная ему территория" Василий Торлопов
На мероприятии, состоявшемся 9 декабря в Департамент строительства и ЖКХ, Торлопов заявил о необходимости со стороны чиновников кропотливо объяснять населению, что нашумевшей реформой ЖКХ преследуется всего лишь одна цель - каждый человек должен знать, за что и кому он платит. Он же обвинил представителей "4-ой ветви власти" в некомпетентности. "Никто из нас не встречал ни одного корреспондента, который бы профессионально разбирался в этой сфере. Все стараются попытками выдернуть отдельные факты. Налицо и отсутствие нормального информационного пространства, и отсутствие единого понимания ситуации и проблем в этом секторе", - подчеркнул он.
По мнению Торлопова, считающего коммунальную реформу самой муниципальной, без органов местного самоуправления, невозможно качественное проведение реформы. "Можно сколько угодно говорить о коммунальной реформе, принимать программы на уровне правительства, но котельные и кочегары - не в Думе, а там, где действует наша муниципальная властью. Поэтому в законодательстве вся ответственность перед населением закреплена за органами местного самоуправления", - пояснил он.
Корреспонденту ИА REGNUM он прокомментировал, что "реформа, несомненно, нужна, и тянуть с ней нельзя. Но и суеты быть не должно. Должно быть четкое государственное регулирование в тарифах". Делегат из Республики Коми считает, что передавать объекты жилищно-коммунального хозяйства (котельные, водозаборы и т.д.) в частную собственность ни в коем случае нельзя. Лучше сдавать их в аренду или в концессию.
В подтверждение своих слов Торлопов привел пример из опыта Печоры. "Большинство предприятий отрасли у нас находятся на стадии банкротства. С 1 января вступает в силу новый налоговый кодекс, предполагающий полную прозрачность счетов предприятий коммунального хозяйства (есть обнаруживается хоть рубль задолженности - а задолженности есть у всех предприятий ЖКХ - все банки вынуждены будут в течение минуты заблокировать счета, к должникам придут приставы, и опишут имущество). Мы решили обезопасить свой муниципалитет. Так, мы активно передаем все имущество коммунальщиков в муниципальную казну. Имущество в казне описанию и аресту не подлежит: предприятиям отрасли не нужно платить налоги на имущество. Это имущество мы готовы передавать частным предприятиям в аренду на год, на два, в концессию, но в собственность - никогда. И никто у нас не выкупит его при стадии банкротства", - раскрыл Печорскую схему Торлопов.
Положительные и отрицательные моменты в ходе проведения реформы ЖКХ выделил и член правления, заведующий кафедрой "Управления городским энергетическим хозяйством" ИжГТУ Сергей Трухин. "Главным минусом реформы является то, что руководство России не хочет признать жителей в качестве собственника жилья. Если бы об этом открыто заявили, многие проблемы (как в Прибалтике и Восточной Германии), решились бы гораздо быстрее. Мы раскрутили все это на десятилетие, и теперь пожинаем плоды. Если будет решена внешняя среда, не будет проблем и с финансированием", - рассказал он корреспонденту ИА REGNUM.
К положительным моментам реформы он отнес приход в обслуживание жилья бизнеса. "В Ижевске частный бизнес пришел в сферу ЖКХ еще с 1998 года. Сегодня практически 100% жилищного фонда обслуживается частным бизнесом. Но, поскольку вопрос о том, кто является собственником жилья, до сих пор не решен, частный бизнес работает на краткосрочных контрактах и не может вкладывать деньги", - привел пример Трухин.
Выступая перед участниками семинара-совещания, первый заместитель генерального директора АНО "ИКЦ "Бизнес-Тезаурус" Евгений Литвак заявил, что активному участию субъектов МП в сфере ЖКХ препятствуют проблемы, присущие сектору управления недвижимостью. Например, отсутствие у субъектов малого предпринимательства доступа к информации, несовершенство договорных отношений и т.д. "Необходимо разработать и внедрить механизмы, обеспечивающие субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в сфере ЖКХ, необходимыми кадровыми ресурсами (посредством создания специальных центров и подготовки необходимых методических и обучающих материалов). Финансовыми ресурсами (различные формы кредитования, субсидирования, а также оказание иной помощи в привлечении заемных средств) и материальными ресурсами (предоставление на начальном этапе оборудования, материалов с использованием механизмов лизинга и предоставление ресурсов во временное пользование) и т.д", - сообщил Литвак.