Ситуация в Абхазии вызывает интерес в Кабардино-Балкарии
Абхазия, 2 декабря, 2004, 00:12 — ИА Регнум. На Северном Кавказе озабочены позицией некоторых высокопоставленных российских чиновников в Абхазии. В Кабардино-Балкарии, где кабардинцы исторически считают себя и абхазцев этнически близкими, ситуация в Абхазии вызывает наиболее живой отклик. Десять лет назад во время грузино-абхазского конфликта на стороне абхазцев воевал кабардинский батальон, а "Союз абхазских добровольцев" в КБР остается наиболее действенным и авторитетным общественным объединением.
Ниже мы публикуем заявление председателя Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра, регионального отделения движения "За права человека" Валерия Хатажукова, в котором содержится оценка позиции России по отношению к Абахзии:
"Появление в Абхазии в эти дни целого десанта представителей силовых структур и Центральной избирательной комиссии во главе с заместителем генерального прокурора России Владимиром Колесниковым очень многое проясняет в ситуации в Абхазии. Становятся понятными мотивы, которыми руководствуются отдельные российские чиновники и государственные деятели, делая на первый взгляд совершенно нелепые и непонятные заявления по ситуации в Абхазии, которые идут вразрез с интересами России. Это и угроза закрытия границы, и попытка ревизии итогов президентских выборов и т.д.
Сейчас уже всем абсолютно ясно, что всякие утверждения о том, что Сергей Багапш и его сторонники якобы являются грузинскими ставленниками не более чем миф, запущенный их оппонентами в борьбе за власть. В связи с этим, достаточно назвать ключевые фигуры в команде Багапша, которые хорошо известны в Абхазии и на Северном Кавазе. Это - Станислав Лакоба, Олег Дамениа, Нателла Агкаба, Сократ Джинджолия, - все они известны как радикальные сторонники абхазской независимости и сближения с Россией.
Одной из причин, почему они оказались в оппозиции, является то, что они считали, что нынешняя власть не достаточно энергично и последовательно отстаивает и претворяет в жизнь идеи независимости. Многие наблюдатели здесь на Северном Кавказе задаются совсем не риторическим вопросом: знает ли Путин реальное положение дел в Абхазии то, что на президентских выборах на самом деле победил Сергей Багапш, и сегодня уже нет формально-правовых оснований по абхазским законам не признавать этого. А, если да, то как объяснить тогда действия губернатора Краснодарского края А. Ткачева, и появление представителей силовых структур России в Абхазии?
Зная прагматичность Владимира Путина в решении подобных вопросов, очень трудно поверить, что все это делается с его молчаливого согласия. На мой взгляд, все объясняется очень просто: на наших глазах рушится другой миф. Это миф о жесткой и эффективной вертикали власти, уже якобы выстроенной Путиным.
Потому, что действия чиновников связанные с попыткой закрытия границ, грубое вмешательство во внутренние дела Абхазии, которые способствуют нагнетанию антироссийских настроении, можно объяснить лишь их личной заинтересованностью. Речь идет об Абхазской собственности, курортном, туристическом бизнесе и т. д. То есть на примере Абхазии мы видим, что пресловутая вертикаль власти не срабатывает, когда это касается конкретных интересов чиновников, как бы они не противоречили интересам России.
Впрочем, существует и другая версия событий происходящих в Абхазии. Так многие считают, что на наших глазах просто идет сдача Абхазии. То есть, сначала в абхазской среде искусственно провоцируется антироссийская истерия затем закрывается граница, объявляется экономическая блокада и абхазы сами вынуждены будут попроситься в Грузию".