Роберт Кочарян: Европа могла бы настойчивее побуждать к сотрудничеству
Азербайджан, 22 ноября, 2004, 10:23 — ИА Регнум. Президент Армении Роберт Кочарян в рамках визита в Германию выступил на Берлинском европейском форуме. ИА REGNUM приводит полный текст выступления главы Армении:
Господин председатель, дамы и господа,
Я рад возможности выступить перед столь представительной аудиторией. Подобные форумы чрезвычайно полезны для обмена мнениями по перспективам сотрудничества на европейском пространстве и за его пределами.
Тема особенно актуальна в контексте расширения Европейского Союза и формирования новых механизмов сотрудничества как внутри его, так и с сопредельными регионами. Для Армении это важно ввиду включения нас этим летом в политику "Европейского соседства."
Очевидно, что рост четко сформулированных внешнеполитических приоритетов географического и концептуального характера, ресурсного потенциала всегда сопровождается расширением сферы интересов. Уникальный процесс объединения Европы объективно предполагает повышение ее роли в мировой политикие и экономике. Это означает необходимость четко сформулированных внешнеполитических приоритетов географического и концептуального характера.
Один из них - отношения с соседями. Каким образом они будут выстраиваться? Какое влияние расширение Европы окажет на соседние страны и регионы? Каковы геополитические последствия процесса? Это вопросы, волнующие всех, и, в первую очередь, страны постсоветского пространства.
Убежден, что здесь движение должно быть встречным. Страны СНГ также должны сформулировать свое отношение к Европейской интеграции и обозначить видение своей роли в процессе. Очевидно, что достичь серьезной унификации подходов к странам СНГ будет крайне сложно в силу целого ряда причин.
Это и разные структуры экономик, влияющие на харктер экономичексой политики. Мы унаследовали эти структуры из прошлого, и они влияют на нашу внутреннюю и внешнюю политику;
это разная степень продвинутости реформ и приверженности им;
это факт принадлежности к разным культурам и религиям;
это разная степень рациональности европейского развития с учетом географии стран.
Здесь представлена Армения - Южный Кавказ, Кыргызстан - Средняя Азия. Нужна диверсификация подходов, оптимизация политических связей. Нужны гибкие модели взаимодействия, учитывающие реальности и основанные на здоровом прагматизме.
Армянское общество, имеющее глубокие европейские корни, из-за идеолгоического противостояния 20-го века было оторвано от европейского политического, экономического и правового пространства. Основной смысл реализуемых в Армении реформ заключается в преодолении последствий централизации власти и экономики, а также идеологизации общественной жизни. А это, в первую очередь, означает формирование модели организации нашего общества в соответствии с европейскими представлениями. Речь идет о социальных отношениях, политическом поведении и экономической политике.
Наиболее эффективно эта задача решается через вхождение либо сотрудничество с состоявшимися европейскими институтами. Так членство в Совете Европы позволило нам достичь ощутимого прогресса в развитии гражданского общества.
В сфере экономики мы результативно сотрудничаем со Всемирным Банком, Международным Валютным Фондом и Европейской комиссией. Объем и глубина реформ, включающих масштабную приватизацию, либерализацию торговли, упорядочение функций госаппарата, сегодня обеспечивают устойчивый рост экономики страны. Последние четыре года он выражается двузначными числами. Объем ВВП, производимого в частном секторе, перешагнул 80% процентный рубеж. Причем 38% - это малый и средний бизнес. Этап структурных реформ Армения преодолела.
Сегодня наша цель - движение к стандартам ЕС. Мы понимаем, что от степени схожести наших подходов прямо зависит эффективность сотрудничества с ЕС. То есть это выгодно. Наши ожидания сегодня - это наполнение реальным содержанием политики "Европейского соседства." Мы не можем быть просто счастливы тем, что нас объявили новыми соседями. Мы должны знать, что это даст нашим странам, нашим народам. Это должно обозначать поддержку нашим странам в углублении реформ.
Дамы и господа:
Важным элементом, влияющим на выстраивание доверительных отношений с ЕС, является внешнеполитическое поведение стран-соседей, нацеленное на разрешение существующих разногласий, а не на создание новых. История Южного Кавказа полна драматизма, обусловленного тем, что на протяжении веков он находился на стыке трех империй, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это плохая предпосылка для региональной стабильности.
Мы в Армении убеждены, что лучший вклад в стабильность - это взвешенная внешняя политика. Особенно для стран, расположенных в сложных регионах. Поэтому мы ищем выгоду в сглаживании противоречий мировых и региональных держав на Южном Кавказе, а не на их обострении. Мы называем это комплиментарной внешней политикой и, опираясь на этот подход, мы строим доверительные отношения с США, ЕС и Ираном, развивая традиционные связи с Россией. Главное правило - обещать только то, что выполнимо и выполнять все, что было обещено. Так мы выстраиваем отношения и со всеми международными финансовыми структурами и международными организациями.
История формирования ЕС еще раз продемонстрировала преимущество регионального сотрудничества. Это не только путь к процветанию, но и инструмент стабильности. Опираясь на свой опыт, Европа могла бы быть настойчивее в вопросах урегулирования конфликтов на Южном Кавказе через побуждение к сотрудничеству. Мы убеждены, что это наиболее эффективный путь к миру.
Почему я об этом говорю? Одна из основных преград на пути разрешения карабахского конфликта - это остутствие регионального сотрудничества. Армения верит в разрешение конфликтов посредством регионального сотрудничества, а Азербайджан воздерживается от возможного сотрудничества до разрешения конфликта.
Одной из преград на пути к сотрудничеству ЕС со странами Южного Кавказа - это блокада Армении Турцией. Нам кажется ненормальной ситуация, когда страна, начинающая переговоры о вступлении в ЕС осуществляет блокаду страны-участницы политики "Европейского соседства." То есть, сегодня есть шанс решения проблемы и он в руках ЕС.
Господин председатель,
По сути, ЕС начал формироваться благодаря прагматизму его основателей. Все началось не с парламентских ассамблей и министерских советов, а с осознания общности интересов и совместимости систем ценностей. Хотелось бы нечто подобное видеть и в политике ЕС со странами-соседями.