Проблема заблокированной армяно-турецкой границы была поднята представителями армянской делегации на прошедшей в субботу в Баку министерской конференции по энергетике и транспорту, организованной усилиями Еврокомиссии. Об этом, отвечая на соответствующий вопрос корреспондента ИА REGNUM, проинформировал руководитель департамента внешних отношений министерства транспорта и связи Армении Гагик Григорян.

По его словам, усилиями представителей Азербайджана и Турции обсуждения по проблеме открытия границы и запуска железнодорожного сообщения между Турцией и Арменией были переведены в политическую плоскость. В данном контексте, армянская сторона озвучила мнение, что в случае вступления Турции в ЕС в нынешнем виде, граница Европейского Союза с одной из стран-участниц инициавтиы нового соседства ЕС (Арменией ) окажется фактически заблокированной - "ЕС встанет перед фактом закрытой границы со своим же соседом". Гагик Григорян также отметил, что азербайджанская сторона инициировала обсуждение перспектив прокладки железнодорожного сообщения по маршруту Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Тбилиси, что практически исключит вероятность запуска уже существующей магистрали, связывающей Турцию с Грузией через Армению.

По словам Григоряна, усилия представителей Азербайджана, Турции и Грузии, направленные на включение данного проекта в концепцию новой программы ЕС, оказались тщетны. Он напомнил, что в 2007 году прекращает деятельность программа ЕС TACIS (Программа технического содействия бывшим республикам СССР за исключением Балтийских государств), и с 2007 года начнется осуществление новой программы, первые шаги в определении стратегических приоритетов которой и были предприняты в Баку.

Комментируя перспективность выдвинутой азербайджанской стороной инициативы, Григорян отметил, что проект строительства железнодорожной магистрали Карс-Ахалкалаки-Тбилиси изначально инициирован Турцией в качестве рычага давления на позицию официального Еревана по ряду политических проблем. "В настоящее время программа существует на уровне идеи, без конкретного технико-экономического обоснования. Не определена конкретная стоимость проекта - цифры называются разные: от 400 млн. до 1,2 млрд. евро", - заявил он, отметив, что участники конференции отклонили инициативу азербайджанской стороны.

Отметим, что в ходе конференции Европейская комиссия и страны Каспийского и Черноморского регионов, а также их соседи договорились о начале нового сотрудничества, нацеленного на прогрессивную интеграцию их энергетического и транспортного рынков. На конференции в Баку приняли участие представители правительств Азербайджана, Армении, Болгарии, Грузии, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России (как наблюдатель), Румынии, Таджикистана, Турции, Украины, Узбекистана.