Сергей Шамба: "Надо искать приемлемую для всех кандидатуру..."
Социал-демократическая партия Абхазии, учрежденная сторонниками экс-министра иностранных дел Сергея Шамба, продолжает активный набор людей в свои ряды. Агитация выходит далеко за пределы ранее очерченного Сергеем Шамба круга потенциальных членов организации, который должен был состоять из избирателей, проголосовавших за него. Между тем, о самом Сергее Шамба все чаще говорят как о "третьей силе", ведущей свою игру, нацеленную на самый высокий результат - президентское кресло. Об этом говорится в интервью Сергея Шамба газете "Чегемская правда".
Сергей Миронович, начнем наш разговор с темы судебных разбирательств. На сегодняшний день у нас есть два взаимоисключающих решения Верховного суда, первое - о признании победы Сергея Багапш (лидер оппозиции), второе - о проведении повторных президентских выборов. Судя по вашим высказываниям, Вам больше импонирует второе решение?
Да, но это не связано с какими-то выгодами для меня или моих сторонников. Это связано с тем, что повторные выборы могут стабилизировать ситуацию в стране в целом. Надо признать - сейчас мы движемся к гражданской войне. Возникновение двоевластия, на пороге которого мы уже находимся, то есть, параллельных институтов власти, это последний шаг перед гражданской войной. От этого надо уходить. Повторные выборы, в принципе, в состоянии это сделать, если конечно, у противоборствующих сил хватит мудрости не взорвать ситуацию.
Но ведь выборы уже, вроде бы, прошли...
С одной стороны, сами выборы прошли достаточно неплохо. И теперь у нас есть хороший опыт проведения демократических выборов. С другой стороны, у нас не хватило зрелости и политического опыта для того, чтобы удержаться от масштабного гражданского противостояния. Мы только вышли из послевоенного синдрома, как общество раскололось на жестко противостоящих друг другу лагеря. Вся проблема в том, что если считать победителем выборов Сергея Багапш, то надо признать наличие значительной части общества, не согласной с подобным результатом. С этим надо считаться. А политический опыт лидера как раз и заключается в том, чтобы уметь удержать своих сторонников в правовом поле и, при необходимости, даже поступиться собственными амбициями. Вспомните Зюганова в России и Гора в Америке. В обоих случаях они поступились собственными интересами ради сохранения стабильности в обществе. У нас этого не произошло. Наоборот, люди начали вооружаться. Для любого здравомыслящего человека ясно, что прийти к власти в такой ситуации невозможно, потому что этим обществом надо будет как-то управлять. Ни один из этих лидеров не сможет управлять государством. Поэтому, повторные выборы могли бы стать инструментом стабилизации общества. Можно было бы лучше подготовиться, исправить те ошибки, которые были допущены при первых выборах. Ничего страшного в этом нет. Кстати, зря не была воспринята идея проведения второго тура, тогда, возможно, уже сегодня мы бы вышли из этой ситуации.
Да, но ведь есть сторонники Сергея Багапш, которые сегодня умиротворены только за счет ощущения победы. И, вероятно, они без энтузиазма воспримут идею новых выборов, если они уже сейчас считают своего кандидата победителем...
Здесь ведь вопрос не в том, кто победил. Вопрос в уровне легитимности таких выборов, результаты которых не признает огромная часть общества. Понятно, что Багапш набрал больше голосов. И, конечно, лучшим выходом, как мне кажется, было бы признание Хаджимба и его сторонниками своего поражения. Но этого пока не произошло.
В чем заключаются Ваши интересы в этой ситуации?
Лично для меня был важен сам ход выборов, нежели личный результат. Мы и наши сторонники сейчас находимся вне конфликта. Сейчас многие считают, что мы заинтересованы в этом конфликте, так как его результатом могут стать новые выборы, и тогда мы сможем рассчитывать на новые результаты. Это не так. Я готов даже, если это успокоит ситуацию, отказаться от участия в новых выборах. Конечно, если аналогичное решение примут и другие участники.
О Вас все чаще говорят, как о возможной фигуре компромисса в случае проведения повторных выборов. Как вы сами смотрите на это?
Я уже говорил о том, что надо искать приемлемую для всех кандидатуру. Ту фигуру, которая будет иметь способность объединить вокруг себя раздробленное ныне общество. Если речь будет идти обо мне, то мы взвесим ситуацию, проанализируем все факторы, которые сложатся на тот момент. Но пока ситуация таким образом не складывается. Сейчас очень сложно взять на себя ответственность за страну, и я пока не готов сказать, смогу ли я это сделать. Надо взвесить все "за" и "против".
Тем не менее, президентский указ о назначении повторных выборов уже есть. Будете ли вы в них участвовать?
Я же сказал, пока ситуация совершенно не ясна. Обстановка быстро меняется. Все зависит от реального расклада, который сложится на момент, когда между всеми сторонами будет согласовано проведение повторных выборов. А пока трудно говорить даже о перспективе компромисса между сторонами этого конфликта. У них фундаментальные расхождения.
Говорят, что, возможно, вы будете кандидатом от партии власти вместо Хаджимба в случае перевыборов. Возможно ли это?
Я не готов говорить про конкретные ситуации, которые могут возникнуть в дальнейшем. Пока положение остается совершенно неясным, и все в конечном итоге будет зависеть от того, СМОГУТ ли конфликтующие стороны найти компромисс.
Во время предвыборной кампании Вы говорили, что в случае Вашего избрания Нодар Хашба займет кресло премьера. Кресло премьера он занял уже сейчас. Как Вы считаете, правильным ли было это назначение, и насколько эффективна, на Ваш взгляд, его работа?
Я думаю, что назначение его премьером было верным шагом. В возникшей ситуации было правильным назначить главой правительства человека, авторитетного не только в Абхазии, но и в Москве. В какой-то мере это стабилизирующий фактор. Что касается эффективности его работы, я думаю, что в нынешнем положении ему трудно работать иначе. Он ведет себя достаточно правильно. Сейчас нужны гибкие, но вместе с тем продуманные решения. И нужно удерживать ситуацию в рамках закона, тогда как во многом она уже критическая. А в общем, я положительно оцениваю работу премьера.
У вас есть сейчас политические связи с ним?
Да, мы все-таки люди одной команды. У нас общие интересы. Это стабилизация ситуации.
Представим себе: повторные выборы прошли. Расклад электоральных предпочтений остается тем же. Соответственно, конфликт может вспыхнуть с новой силой. Как найти выход из этого тупика?
Те политики, разногласия между которыми стали причиной конфликта, должны осознать свою меру ответственности за происходящее. Единственный путь решение конфликта - это усилия коллективного разума. Мы все вместе должны собраться и найти взаимоприемлемую кандидатуру. У нас должна быть фигура компромисса. Я другого выхода не вижу, да и вряд ли его кто-то предложит.
Теперь к вопросу партстроительства. Появилась информация, что ваша партия создается при поддержке российского министра Сергея Шойгу. Насколько это соответствует действительности?
Я сейчас впервые об этом слышу. Нет, это не так. Да и вообще, вступать в партию или нет, надо решать не из-за личностных предпочтений, а исходя из того, насколько идеи той или иной организации соответствуют твоим интересам.