Прибалтийско-Южнокавказскому "3+3" помешала болезнь Гейдара Алиева: интервью посла Литвы в Армении Римантаса Шидлаускаса ИА REGNUM
27-28 мая 2004 в Армении прошло собрание послов-нерезидентов и высокопоставленных дипломатов, прибывших в Ереван из 40 стран мира. Участники собрания встретились с президентом Армении Робертом Кочаряном, министром иностранных дел Варданом Осканяном, министром торговли и экономического развития Кареном Чшмаритяном, а также Католикосом Всех Армян Гарегином Вторым. Дипломаты посетили Мемориальный комплекс памяти жертв Геноцида армян 1915 года "Цицернакаберд", где состоялась церемония возложения венков.
Корреспонденту ИА REGNUM удалось побеседовать с Чрезвычайным и Полномочным Послом Литвы в Армении Римантасом Шидлаускасом (резиденция в Москве).
Г-н Посол, в последнее время часто озвучивается формула сотрудничества между странами Южного Кавказа и Прибалтики в формате 3+3 (Азербайджан, Армения, Грузия - Латвия, Литва, Эстония). Что же на самом деле связывает два наших региона?
А связывает то, что ни страны Южного Кавказа, ни Прибалтийские государства ни кем в мире не рассматриваются в отрыве от региона. Несмотря на то, что наши внутренние отношения (прибалтийские) - стабильны, наш регион воспринимается в большинстве случаев как единое пространство, объединяющее три страны с небольшими потребительскими рынками. Конечно, на Южном Кавказе сложилась совсем иная политическая ситуация и иные отношения между соседями по региону. Но и у нас в свое время не все было гладко - нам удалось преодолеть проблемы, впрочем, не такие острые, как у вас.
Начало процесса налаживания формата "3+3" неудачно совпало с болезнью президента Азербайджана Гейдара Алиева, и поэтому в прошлом году процесс был заторможен. Сегодня ситуация вывела нас на другой уровень - Грузия принимает новый политический курс с новым президентом, а это уже привело к победе в Аджарии. В наши интересы входит стабильность стран, с которыми мы собираемся сотрудничать.
Бытует мнение, что формат "3+3", несколько искусcтвенно связывающий два региона, инициирован Западом, а роль стран Прибалтики сводится к выполнению политического заказа - активизировать прозападные тенденции на Южном Кавказе, отрывая регион из сферы российского влияния.
Честно говоря, я не усматриваю здесь какой-либо конкуренции. Это устаревшая теория - "чем теснее и интенсивнее связи с ЕС или НАТО, тем обязательно слабее с Россией". Мне много раз приходилось слышать подобное, однако это подходы старого мышления, и я не воспринимаю их всерьез. Эти два направления ошибочно рассматривать в конкурентном свете. Посудите сами: ведь не ЕС нас забрал к себе, а мы напросились. Мало того, нас не сразу туда и приняли - сначала об этом вообще речи не было. И если границы ЕС приближаются к вам, то в этом случае каждый заинтересован иметь прогнозируемого и успешного соседа, которому надо помочь - помочь разумно. А стабильность стран, тем более небольших, зависит от многовекторности подходов ко всем возможным партнерам. Если мы прошли этот путь и понимаем общие цели ЕС, в определенной мере, видя ваш интерес к сотрудничеству, то почему не помочь странам Южного Каваказа. Мы считаем это своим долгом.
Каковы перспективы армяно-литовского сотрудничества?
Я не надеюсь, что товарооборот между нашими странами через несколько лет достигнет миллиона. Вместе с тем, вы не ставите ясных целей интегрирования в одну конкретную структуру - трансатлантическую или европейскую, но сотрудничество с ними считаете для себя приоритетом. Тем не менее, годы, когда наши две республики были в составе СССР, дают нам возможность быстрее понять друг друга. И это понимание уже достигнуто и будет наращиваться.