Пока внимание общественности было приковано к градостроительному конфликту в Кунцево, в Хорошевском суде столицы начались слушания по иску москвичей к управлению Росреестра по городу Москве. Жительницы одного из домов по улице генерала Глаголева требуют восстановить их имущественные права на долю в земельном участке ранее снесенного дома.

Иван Шилов ИА REGNUM
Реновация

Представьте себе, что живете вы в правовом государстве, в котором права граждан защищены. То есть написаны соответствующие законы, чиновники их не только знают, но и неукоснительно соблюдают, а девелоперы, несмотря на жгучее желание извлечь из проектов максимальную прибыль, тем не менее видят в гражданах полноправных собственников и стараются согласовать с ними свои проекты. В общем, живете, и что называется, в ус не дуете. Представили? А теперь давайте проснемся и разберемся, что же происходит в реальной жизни.

Вот уже какое десятилетие кряду концерн «Крост» «комплексно реконструирует» аварийные, ветхие и попросту «морально устаревшие пятиэтажки». Планов громадье, да и работы непочатый край, буквально на годы вперед. Столько предстоит снести пятиэтажек и воздвигнуть бетонных небоскребов. Так и продолжалась бы эта эпопея до тех пор, пока застройщик окончательно не освободил район Хорошево-Мневники от последней пятиэтажки. Да случилось непредвиденное, среди местных жителей нашлись такие, которые заявили, что не согласны с тем, как их лишили законных имущественных прав.

Читайте также: Как московские власти застройщика из беды выручали

Суть конфликта сразу же после очередного судебного заседания разъяснил представитель административных истцов адвокат Владимир Артемов. По его словам, женщины как собственницы квартир владели долями в земельном участке под жилым домом, который, согласно жилищному кодексу, является частью общедомового имущества. Более того, в 2017 году москвички официально через Росреестр зарегистрировали права собственников квартир, так мало того, еще и внесли запись в ЕГРН, опять-таки через управление Росреестра, о том, что без их участия как собственников никто не имеет права совершать какие-либо регистрационные действия с долями в соответствующем земельном участке.

Simondedovsk
Департамент городского имущества города Москвы

Мы помним, что квартал, в которым находился обсуждаемый нами дом, оказался в зоне так называемой комплексной реконструкции. Тут-то и началось самое интересное, юрист не стал комментировать то, каким образом застройщик получил доступ к территории, лишь выразил надежду на то, что соответствующие органы, возможно, разберутся в столь щепетильном вопросе. Несмотря на то, что не со всеми собственниками были заключены договора мены квартир, в каких-то ближайших домах, строение сносят.

«То есть департамент городского имущества (ДГИ), не являясь полноправным собственником данного дома, подает в Росреестр заявку о снятии дома с регистрации, а тот прекращает право на дом, и следом, поскольку они считают, что право на землю прекращается вслед за правом собственности на квартиру, а следовательно, и на дом, вносит запись (01.03.2018 г.) о прекращении права собственности Калабиной и Федосеевой на доли в земельном участке. Естественно без их участия, ведома, уведомления и всего чего угодно», — утверждает Артемов.

Такое могло произойти, объясняет далее юрист, потому, что позиция Росреестра и ДГИ заключается в том, что раз прекращение права собственности на квартиры уже было, то вроде как и земельного участка также нет, хотя административные истцы договора мены с ДГИ не подписали. То есть фактически они продолжают являться собственниками квартир в снесенном доме, но решения суда о принудительном их лишении этой собственности не вступили в силу, так как были обжалованы.

Читайте также: От Лужкова к Собянину: градостроительная политика Москвы

«Соответственно мы подали к Росреестру иск за незаконное принудительное внесение записи и потере права собственности на долю в земельном участке под домом. Мы готовы к диалогу, лишь напоминаем, что существуют определенные законом формы изъятия земельных участков из собственности, с выплатой компенсации или предоставлением таких же земельных участков. Но не так, как это было сделано Росреестром, просто была погашена запись, и всё!» — заключил адвокат.

Позиция москвичек в данном вопросе понятна. Тут ведь не скажешь, граждане, ау, где вы были все эти годы и почему не зарегистрировали свои имущественные права. Наоборот, люди пошли и как законопослушные граждане выполнили все предписания. Оказалось, что и этого не достаточно, есть те, ради интересов которых можно поступиться законом. Ведь именно так поступили чиновники, когда без ведома и согласия собственников снесли дом, а земельный участок передали застройщику. Не правда ли?

Техническая документация

К сказанному адвокатом Артемова и заявленной на суде позиции истцов (материалы находятся в распоряжении ИА REGNUM ) необходимо описать общую картину. Вышло так, что ставить на кадастровый учет землевладения должны только чиновники. Должны-то они должны, но вот за то, что могут в процессе забыть, потерять и что-то не учесть, серьезной ответственности не предусмотрено. А это, знаете ли, открывает такое широкое «окно возможностей», что просто диву даешься.

Вот представьте, вас когда-то мама водила по аллее, парку, скверу в детский сад, потом вы по нему бегали в школу, сейчас вы ровно той же дорогой ходите, например, на работу или водите в детский сад уже своих детей, как, возможно, до того точно так же водили ваших родителей. Московские чиновники рассказывают, как они эти территории благоустраивают и облагораживают, да вы и сами знаете, что этот сквер или аллея существуют.

Но совсем другое дело, когда речь заходит о правоустанавливающих документах и всех этих кадастровых и прочих делах. Тут вдруг выясняется, что эта данная нам в ощущениях реальность не такая, как представлялось. Оказывается, ходим мы по несуществующим улицам, гуляем в несуществующих соседних с домом парках, да и детская площадка под окном не более как обман зрения, ведь их не учли. Ну и что, спросите? Да очень многое!

Появляющиеся как из воздуха участки компенсационного озеленения, вырастающие во дворах небоскребы становятся возможными благодаря нехитрой операции, всего-то и нужно зарегистрировать ранее учтенные землепользования. Там, где нормативной территории для очередной застройки не хватает, нужно перемежевать наличествующие землевладения, а там, где на них зарегистрировано право частной собственности, не заметить его или вовсе отменить.

Именно об этом спорят сейчас в Хорошевском суде Москвы, именно возникшими как бы из ниоткуда деревьями на территории кладбища пытаются жителям Дмитровского района компенсировать будущую стройку ГК ПИК, и для той же ГК ПИК отняли землю у жителей Кунцево.

Читайте также: Молчали против антинародных правил застройки? Получите!

Doomych
Хорошевский районный суд города Москвы

Решение ВС РФ, занявшего сторону мэрии Москвы и застройщика в конфликте с жителями Кунцево, высветило лишь один аспект проблемы. Москвички Калабина и Федосеева строго в соответствии с российским законодательством реализовали свои имущественные права, московские чиновники предпочли этого не заметить. На чью сторону в этом случае встанет суд?

Мы будем внимательно следить за этим процессом, поскольку глубоко убеждены в том, что во всех последних градостроительных спорах москвичей, чиновников и застройщиков речь идет не об отдельных эксцессах, а системной политике в земельных отношениях.

Читайте также: Конфликт в Кунцево: Верховный суд встал на сторону мэрии и ГК ПИК