Темой встречи стали особенности взаимодействия государства и СМИ, а также приемы создания «идеального интервью».

Встреча почти сразу перешла в формат дискуссии. Екатерина Иванова из Рязанской области задала сугубо профессиональный вопрос: «Какие приемы Вы используете во время интервью?». Она попросила дать молодым журналистам несколько советов. «Журналистика — профессия для умных. Жанр интервью предполагает высокий уровень ощущения своего собеседника. Нельзя вот так, по пунктам, разобрать приемы. Меня часто спрашивают, как я определяю успешное или нет получилось интервью? Если я чувствую, что моему собеседнику к концу интервью не хочется завершать беседу, значит все получилось», — ответил Михаил Гусман.

Сразу несколько вопросов касались взаимодействия региональных органов власти и СМИ. Михаил Гусман согласился, что в некоторых субъектах нашей страны этот вопрос стоит довольно остро: «За правду можно бороться путём журналистской солидарности. Вам необходимо попытаться донести до власти, что вы честные журналисты и работаете на пользу общества и власти. Помочь в кооперации вам могут, например, журналистские организации».

Дмитрий Овчинников из Самары спросил мнение эксперта о социальных медиа. «Вы затронули самую больную мою струну. Я не считаю социальные сети — медиа. Это новые явления нашей жизни, и я их уважаю, но хочу разделять эти понятия. Роль социальных сетей велика, но к спектру «медиа» их отнесли автоматически. Я не верю в скорую смерть газет и телевидения, уверен, что ваши дети будут читать газеты в том виде, в котором они существуют, несмотря на то, что социальные технологии развиваются быстрее, чем ментальность людей», — поделился мнением Михаил Гусман.

Некоторые вопросы участников были более личные: молодые журналисты попросили совета эксперта о том, какие книги прочитать и какие фильмы посмотреть. «В разные годы я любил разные книги. Когда-то мне нравилась «Сорви голова», потом «Три мушкетёра», сейчас, например, я очень люблю мемуары, самая почитаемая мною книга из художественных — мемуары Черчилля», — рассказал Михаил Гусман. Конкретных фильмов журналист не назвал, поделившись тем, что редко досматривает какое-либо кино до конца.

«Чего нам не хватает сейчас, чтобы стать мэтрами журналистики?» — прозвучал вопрос из зала. «Вам не хватает грамотности, — уверенно ответил спикер. — Журналистика — профессия не только для умных, но и для грамотных. Умоляю вас, заботьтесь о русском языке, благодаря вам люди могут улучшать или ухудшать свой язык в повседневной жизни».

В течение недели в рамках практической сессии молодые журналисты разрабатывали концепции видеопередач для нового молодёжного Интернет-СМИ. Участникам VIII смены нужно было подготовить промо-ролик, пилотный выпуск передачи и тематику двенадцати последующих выходов. В субботу, 27 августа, прошла финальная презентация пяти лучших проектов, среди которых был выбран лучший по мнению экспертного жюри, а также определен победитель народного голосования.

Модераторами образовательной программы смены «Молодые преподаватели факультетов журналистики, молодые журналисты» были предоставлены рекомендованные темы, среди которых — наука и образование, ответственность и патриотизм, дружба и семья, бизнес и предпринимательство, спорт и здоровый образ жизни.

Экспертами в жюри выступили руководитель федерального агентства по делам молодежи Сергей Поспелов, директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев, уполномоченный Министерства иностранных дел Российской Федерации по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов, заместитель генерального директора по видео продукту и технологиям Rambler&Co Никита Зельцер и руководитель отдела внутренней коммуникации информационного агентства России «ТАСС» Георгий Старосельский.

В напутственном слове эксперты отметили наличие перспективного будущего у молодых журналистов, которые собрались на VIII смене форума «Территории смыслов», пожелали удачи и обязательно не бросать делать то, что начали здесь.

Пять команд-финалисток рассказали о разработанных идеях и продемонстрировали пилотные ролики, которые были сняты на смене.

Актуальность проекта в категории «Здоровый образ жизни» «Знай меру» была обоснована тем, что в современном мире молодёжь подвержена следованию модным тенденциям, которые порой ведут к негативным последствиям.

«Очень часто мы не видим грани в том, что делаем. Например, мы носим неудобную одежду, думая, что она красивая. Сидим на опасных диетах. Гонимся за «лайками». И порой, это доходит до абсурда. Мы не высмеиваем, мы просто хотим донести до молодёжи, что всё «хорошо в меру». Наш проект — это серия видеороликов, направленных на формирование нравственных ориентиров молодёжи и популяризацию здорового образа жизни», — рассказала Мария Смолина.

Другая команда представила Интернет-проект «Я не местный», в котором коренные жители рассказывают об интересных местах и необычных фактах своей малой родины.

«У нашей Родины есть уникальная особенность — это ее многонациональность. Мы хотим подарить всем жителям России возможность познакомится с региональными колоритными особенностями, где в качестве создателя контента может выступить любой желающий. Каждый может записать видеоролик о своем регионе и прислать его нам», — рассказали участники проекта.

За основу создания проекта «Wow Градъ» была выбрана тема патриотизма. Концепция заключается в создании видеогида по интересным местам страны. По мнению молодых журналистов, целевой аудиторией является молодёжь в возрасте от 16−25 лет. В основном, это пользователи социальных сетей, которые готовы узнать и рассказать об особенностях своего города. В рамках этого проекта участниками команды уже готовятся 13 выпусков о своих регионах.

«Мы не навязываем вам чувство патриотизма. Вы сами решаете, какой контент смотреть. Наверняка, каждый из нас обладает своими любимыми «по духу» местами. И вы можете поделиться ими с нами. Помогите сделать нашу страну более узнаваемой. Мы ждём ваших роликов!», — обратился ко всем участникам смены капитан команды проекта «Wow Градъ».

Победителем народного голосования стала команда, придумавшая и реализовавшая проект под названием «МЖ». Участники затронули тему отношений между мужчиной и женщиной: «Мы знаем о ваших отношениях больше, чем вы».

«Сегодня отсутствует актуальный формат для молодёжи, который бы интересно пропагандировал семейные ценности. Концепцией проекта является обсуждение серьёзных тем о семье и дружбе через смех в формате короткого видео «вайн». Мы планируем работать по такому принципу: выбирается определенная тема, далее мы снимаем три вайна и ведущий нашей программы объясняет зрителям, как решить ту или иную проблему. Мы готовы говорить обо всем вопросах, обсуждать их, решать», — заявил капитан команды.

По итогам экспертного голосования победила проект «Смекни». «Это новый образовательный проект для амбициозных и ярких людей, которые хотят использовать свои возможности в обучении по максимуму», — подчеркивают создатели. Актуальность своего проекта они объясняют тем, что растёт спрос на дистанционное образование и альтернативное обучение, когда молодёжь вынуждена учиться самостоятельно, а не под руководством преподавателя. Проект позволит молодым людям повысить эффективность обучения в вузе, на тренингах и онлайн, не прибегая к сложным методикам, используя советы таких же, как они.

«Мы не собираемся вас учить, мы хотим научить вас учиться. Целевая аудитория нашего проекта 16−25 лет, периодичность выходов — 2 раза в неделю, а длительность выпуска — 1−3 минуты. Нашими преимуществами является: недолгая продолжительность эфира, получение обратной связи и возможность выбора тем зрителями», — прокомментировал Никита Долгов, капитан команды-финалиста.

В качестве темы для пилотного ролика участники выбрали волнующую проблему большинства молодежи — это нехватка полноценного и здорового сна.

Участникам команды, ставшей лучшей по мнению жюри, предоставляется возможность в индивидуальном порядке пройти стажировку в Информационном агентстве России «ТАСС», компании «Rambler&Co» (подразделениях Lenta.ru и Газета.ru), Министерстве иностранных дел РФ, Институте развития интернета. Также молодые журналисты смогут пройти программу дополнительного образования повышения квалификации в МГУ им. М.В. Ломоносова.

Напомним, профильными партнёрами смены «Молодые преподаватели факультетов журналистики, молодые журналисты» являются Информационное агентство России ТАСС, Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) и Rambler&Co.

Организаторами форума выступают Федеральное агентство по делам молодёжи, Общественная палата Российской Федерации, «Роспатриотцентр» Росмолодёжи. Форум проходит при кураторстве Управления Президента РФ по внутренней политике.